Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Рибо

Рибо (Ribot) Теодюль Арман (18 12 1839, Генган, - 9 12 1916, Париж), франц. психолог и философ. Окончил мед. ф-т Сорбонны. С 1885 проф. там же, с 1888 проф. Коллеж де Франс, где был директором (1889) первой франц. психол. лаборатории. Основатель (1876) и редактор первого во Франции психол. жури. "Философское обозрение" ("Revue philosophique"). Пред. 1-го Меж-дунар. психол. конгресса (Париж, 1889).

В объяснении психич. явлений Р. в основном примыкал к ассоциативной психологии. Решительный противник метафиз. и интроспективной психологии и сторонник естеств.-науч. методов (в т. ч. психопатологических), Р. стремился строить психологию как эксперим. науку на сравнительном и эволюционном принципах. Психология, по Р., в своей основе - биол. наука. Тем не менее Р. признавал, что высш. проявления психики обусловлены социально. Большое значение Р. придавал двигательным компонентам в психич. развитии и показал их роль в процессах внимания, мышления и творческого воображения. Р. считал искусственным традиционное деление психич. процессов на познавательные, эмоциональные и волевые и стремился показать их неразрывную связь.

Труды Р. охватили, по существу, все области психологии того времени (эмоции, воля, познават. процессы, характер, психология творчества, взаимоотношения общей и патологич. психологии, философии и психологии, психофиз. проблема, история психологии). В области дет. психологии был сторонником биогенетического закона как осн. концепции дет. развития. Однако господствовавший в нач. 20 в. эволюционно-биол. способ объяснения психич. развития Р. стремился дополнить культурно-историческим. Критикуя предложенный Г. С. Холлом метод вопросников, Р. противопоставлял ему метод тестов, позволяющий выносить суждение об умственном развитии детей не на основании того, что они сами о себе говорят, а исходя из реального выполнения ими специально подобранных заданий. Ряд работ Р., особенно в области внимания, памяти и эмоций, не утратил своего значения до сих пор. Его труды оказали влияние на целое поколение франц. психологов - А. Бине, П. Жане, А. Пеерона и др., предопределили осн. особенности франц. психологии, её тесную связь с физиологией и психопатологией.

Соч.: La vie inconsciente et les mouvements, P., 1914; в рус. пер. - Совр. англ, психология. (Опытная школа), М., 1881; Наследственность душевных свойств, СПБ, 1884; Болезни личности, М., 1887; Совр. германская психология. (Опытная школа), СПБ, 1895; Психология внимания, СПБ, 18973; Эволюция общих идей, М., 1898; Характер, СПБ, 1899; Аффективная память, СПБ, 18992; Опыт исследования творческого воображения, СПБ, 1901; Логика чувств, СПБ, [1905]; Психология чувств, К. - X., [1912]; Память в ее нормальном и болезненном состояниях, СПБ, 19123; О страстях, Од., 1912; Воля в ее нормальном и болезненном состояниях, СПБ, 1916.

Лит.: Рахманов В. В., Психология как наука о личности, СПБ, [б. г.]; Т у т у и дж я и О. М., Теодюль Рибо, ВП, 1961, № 2; Эксперим. психология, ред.-сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 1-2, М., 1966; D u g a s L., Le philosophe Th. Ribot, P., 1924; Boring E. G., A history of experimental psychology, N. Y., [19502]. M. С. Роговин.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета