ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
РиторикаРиторика [греч rhetortke (tekhne) - ораторское искусство], дисциплина, изучающая способы построения художественно выразит речи (прежде всего прозаической и устной), разнообразные формы речевого воздействия на аудиторию Свое начало традиц P получила в Греции в 5 в до и э в школах софистов (см Античность) Хотя гл задачей риторских школ было практич обучение красноречию, софисты (Протагор, Фра-симах, Горгий) подготовили богатый материал для осмысления теории ораторского иск-ва В школах софистов была разработана система уч ораторских упражнений - декламаций на заданные темы в виде похвальных речей, порицаний и т д, прений по вымышленным судебным делам Науч основания P заложил Аристотель, к-рый в системе знаний рассматривал P как науку о законах мнения (соотнося ее с логикой - наукой о законах знания) Формированию теоретич P способствовала также деятельность Исократа, Феопомпа, Дионисия Гали-карнасского и др Для обучения имела значение деятельность Теофраста, ученика Аристотеля, к-рый в своем соч "О слоге" дал обширный систематизиров аппарат риторич категорий В античности различались 3 вида красноречия торжественное, совещательное (политическое), судебное Источниками красноречия считались дарование, теоретич обучение, практич упражнение (к-рое могло включать и подражание) Риторич разработка речи состояла из 5 частей нахождение материала, темы, расположение материала (по схеме, выработанной еще софистами вступление, изложение, разработка, заключение), словесное выражение (к-рое должно было отвечать гл требованиям, выдвинутым Теофрастом правильности, ясности, упорядоченности - уместности, красоты - пышности), запоминание, произнесение (считалось важнейшим элементом красноречия, блестящее произнесение могло спасти посредственную речь, дурное - погубить превосходную) В последовательности этих частей и изучалась обычно риторич теория Преподавание в риторских школах основывалось на изучении теории и образцовых произв ораторов 5-4 вв до и э Позже наметился разрыв между теорией и нормативностью образцов теория ставила задачей P занимательность изложения и выработку высокого стиля, в образцах гл внимание уделялось точности выражения В эпоху эллинизма благодаря этому различию сформировались 2 направления в P "аттицизм" - следование антич образцам и "азианство" - следование традициям эллинистической прозы Эллинистич пособия по P послужили моделями для ранних сочинений римских авторов Уже в это время в трудах мн риторов можно было видеть зарождение "теории трех стилей" - высокого, среднего и низкого, развитой в ср века и в эпоху Возрождения Наиболее полное выражение римская риторика получила в трудах Квинтилиана и Цицерона, объединившего в своих сочинениях греч теоретич материал и обобщение опыта римского ораторского иск-ва В ср века образование сохраняло ориентацию на языковые дисциплины Наряду с грамматикой и диалектикой (логикой) P входила в тривиум - низшую ступень семи свободных искусств. В монастырских и соборных школах Зап Европы, а затем в ун-тах осн источниками изучения классич риторики были лат анонимная "Риторика к Гереннию" и "О нахождении слов" Цицерона Антич P, ориентированная гл обр на судебные и парадные речи, была переработана в ср века в расчете преим на сочинение писем и судебных документов, проповедей (создается наука об иск-ве христ проповеди - гомилетика), а в эпоху Возрождения и классицизма - применительно ко всякой худож речи В таком виде P оставалась частью классического образования вплоть до 19 в Однако начавшееся уже в 18 в расхождение между нормативной школьной P и языковой практикой послужило причиной исключения P из уч курсов к нач 20 в В России систематич преподавание P началось в школах православных братств на терр Юго-Зап Руси и Речи Посполи-той в 16-17 вв по лат учебникам Одна из самых ранних P на рус яз - "Книги суть риторики двои " Макария (рукопись 1623) Было популярным сочинение ректора Киево-Могилянской академии Иоанникия Галятовского "Наука короткая альбо способ зложеня казаня" (1659) В киевских архивах сохранилось 127 учебников P на лат языке, относящихся к 17-18 вв, к-рые использовались на занятиях в Киево-Могилянской академии Учебную книгу по P написал на лат яз Симеон Полоцкий Авторами двух курсов P (1698) были преподаватели Моек славяно-греко-латинской академии братья Лихуды К кон 17 в относятся разнообразные издания уч лит-ры по P, риторические сочинения Андрея Бело-боцкого и "Риторика" Михаила Усачева Ок 1720 учитель P Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге Георгий Данииловский создал для своих слушателей "Риторику", к-рая получила распространение как уч пособие в училищах и семинариях сев зап. областей России. Автором "Риторики" (1748) стал и М. В. Ломоносов. В "Предисловии о пользе книг церковных в российском языке" (1758) он разработал "теорию трёх стилей" применительно к рус. языку. Пособия по Р. практич. характера продолжали появляться почти до сер. 19 в. В числе "изящных наук" Р. стала непременной частью гимназич. образования. В кон. 19 - нач. 20 вв. вместо Р. стала преподаваться теория словесности, под этим назв. с 70-х гг. 19 в. до 20-х гг. 20 в. выходили шк. нормативные руководства, рассматривавшие гл. обр. худож. письменную речь. Элементы пед. Р. сохранились в курсах рус. языка и лит-ры до наст, времени (творческие работы, практич. упражнения по развитию устных и письменных форм речи и овладению нормами речевого этикета, изучение основ литературоведч. знаний и др.). С 50-х гг. 20 в. в связи с развитием средств массовой коммуникации и информации в ряде стран (прежде всего в США, Франции и Японии) вновь возник интерес к Р. как самостоят, науч. и уч. дисциплине. Наряду с исследованиями речевых коммуникаций и их приложением в обществ.-языковой практике (журналистика, реклама, деловая речь) складывается и новая шк. Р. (своя в каждой стране) в зависимости от типов речевой культуры. В Японии развивается т. н. теория языкового существования, к-рая включает исследования речевого поведения людей, речевых форм и подготовку школьных и практич. рекомендаций по устной речи и слушанию, письму и чтению. В США шк. Р., преобразованная на новых началах, стала составляющей курсов предмета "Речевая коммуникация". Осн. цель преподавания - развитие практич. навыков речевого поведения - сочетается с изложением теории предмета. Эффективное владение речью рассматривается амер. педагогикой как важная предпосылка успеха в любой сфере деятельности. Лит.: Овсянико-Куликовский Д. Н., Теория поэзии и прозы. (Теория словесности), М.-П., 19235; Апресян Г. 3., Ораторское иск-во, M., 19722; Античные риторики, М., 1978; Риторика и стиль, М., 1984; Общая риторика, пер. с франц., М., 1986; Проблемы лит. теории в Византии и латинском средневековье, М., 1986; В о м n e p с к и и В. П., Риторика в России XVII-XVIII вв., М., 1988; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР с древнейших времен до кон. XVII в., М., 1989. А. А. Астахова.
|