Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Самонаблюдение

Самонаблюдение, метод самопознания, при к-ром объектом наблюдения являются состояния и действия самого наблюдающего человека. С. складывается в ходе психич. развития ребёнка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внеш. восприятия: от бессловесного и внесмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает, что происходит обобщение внутр. форм психич. деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции (к овладению собственным поведением, по Л. С. Выготскому).

С. - субъективный процесс, опосредованный индивидуально-психол. особенностями наблюдающего, в первую очередь - его самооценкой. Это накладывает существ, ограничения на достоверность подобного наблюдения. С. никогда не ограничивается констатацией того или иного ощущения или переживания; его результаты окрашены эмоциональной оценкой. В процессе С. человек стремится не только отметить нек-рый факт, но и дать ему соответствующее объяснение. В качестве такого объяснения человек бессознательно избирает наиб, приемлемое для себя, не позволяющее поколебать сложившуюся самооценку. При этом срабатывают своеобразные механизмы психол. защиты, когда человек старается оградить себя от неприятных переживаний и склоняется к благовидному толкованию своих побуждений и поступков.

Метод, проблема, к-рую ставит С. перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психол. исследования, сохраняя за последним объективный науч. характер.

Проблема С. имела длительную историю в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения в эксперим. психологии. В концепции "аналитической интроспекции" В. Вундта и особенно его ученика Э. Титченера собственно С. как наблюдение, осуществляемое в условиях психол. эксперимента и удовлетворяющее осн. принципам науч. метода, было противопоставлено "внутр. восприятию", протекающему в естеств. условиях. С др. стороны, С., проходящему при "наивной", обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой аналитич. установке, позволяющей непосредственно постигать психол. реальность. При этом психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах осн. элементов сознания - ощущений, представлений, чувств и их атрибутов - интенсивности, длительности во времени и протяжённости в пространстве. Всё, что не укладывалось в эту жёсткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как "ошибка стимула".

Коренному пересмотру положения "аналитич. интроспекции" подверглись в гешталетпсихологии, согласно к-рой целое не складывается из суммы элементов. Поэтому представилось необходимым заменить расчленяющую "аналитическую" установку на естественную, "феноменологическую", предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемых во всей полноте и конкретности способов, к-рыми оно обнаруживает себя наблюдателю.

В целом С. нельзя признать самостоят, методом психологии; оно лишь поставляет исследователю эмпирич. материал, в к-ром объект изучения представлен в требующей спец. истолкования форме.

Как средство самопознания С. оказывается весьма полезным, если приняты во внимание те неизбежные ограничения, к-рые наложены субъективным характером этого процесса. Рациональные и полезные выводы на основе С. возможны тогда, когда оно совмещается с трезвым и осознанным самоанализом. Для достижения большей объективности последнего необходимы знания о психол. закономерностях становления и функционирования личности.

С. С. Степанов.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета