Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Самообразование

Самообразование, целенаправленная познават. деятельность, управляемая самой личностью; приобретение система-тич. знаний в к.-л. области науки, техники, культуры, полит, жизни и т. п. В основе С. - непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. С. - одно из средств самовоспитания.

Осн. виды С. - общее, специальное (профессиональное) и политическое. Осн. форма С. - изучение лит-ры научной, научно-популярной, учебной, худож. и др. Источниками С. служат также прослушивание лекций, докладов, концертов, фонозаписей, консультаций специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, посещение музеев, выставок: разл. виды практич. деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др.

С. всегда имело целью получение квалификации или повышение образоват. уровня. Мн. крупные деятели науки, литры, иск-ва, обществ, орг-ции помогали С.: создавали нар. библиотеки, читальни, нар. дома. В 1863-66 в Петербурге издавался уч.-лит. журн. "Самообразование", в 1893 в Москве была создана комиссия по организации домашнего чтения при уч. отделе Об-ва распространения техн. знаний, к-рая разработала спец. программы по мн. предметам, изучавшимся в ун-тах, выпускала "Библиотеку для самообразования", проводила письм. консультации. Облегчённые программы для С. выпускал Отдел для содействия самообразованию, созданный в Петербурге (1891) при Пед. музее воен.-уч. заведений по инициативе Н. А. Рубаки-на, Н. И. Кареева и др. В 1892 группой моек, учёных во главе с И. И. Янжулом была издана "Книга о книгах. Толковый указатель для выбора книг по осн. отраслям знания". В нач. 20 в. большое распространение получили книги Н. А. Рубакина - "Письма к читателям о самообразовании" (1913), "Практика самообразования" (1914), "Среди книг" (т. 1- 3, 1911-152).

Значит, роль в развитии С. играли разл. обществ, курсы и народные ун-ты.

С 20-х гг. организованная и система-тич. работа проводилась гл. обр. в области полит. С. В области общего С., направляемого политпросветами Нар-компросов и профсоюзами, намечалась широкая программа образования трудящихся до уровня требований неполной ср. школы.

В сер. 30-х гг., в связи со значит, развитием сети общеобразоват. школ, техникумов и вузов, С. стало осн. способом самостоят, углубления и расширения знаний, полученных в уч. заведениях.

В условиях научно-техн. революции (с 50-х гг. 20 в.) широкое развитие получили системы образования взрослых и повышения квалификации. Усиливает потребность в С. и развитие средств массовой информации. Их развитие, с одной стороны, обогащает процесс С., с другой - делает человека причастным к совершающимся в мире событиям, вызывает потребность разобраться в них.

Направленность на развитие личности, раскрытие способностей человека, творческого потенциала, самовыражение, реализацию его духовных интересов обусловливает особую значимость С.

Важную роль в формировании навыков С. играет школа. С. - обязательный компонент совр. обучения. Оно может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый в уч. заведении материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в уч. заведении курсов.

С., обогащая учение, находит в нём поддержку, апробируя самостоятельно полученные знания, систематизирует их. Обучение даёт возможность обогатить С. коллективным поиском, снять нек-рые трудности самостоят, познания. Развиваясь в системе обучения, С. получает новые стимулы для своего утверждения. Навыки С. вырабатываются в первую очередь в процессе проведения разл. видов самостоят, работы учащихся, предусмотренных шк. программами (выбор необходимой лит-ры, конспектирование, реферирование прочитанного, составление тезисов, подготовка докладов и др.). Учащиеся пользуются справочной лит-рой, словарями; в процессе экскурсионной, лабораторной и экспериментальной работы приобретают необходимые для С. умения наблюдать, сравнивать, обобщать жизненные явления. Важной формой подготовки школьников к самообра-зоват. работе является направляемое учителями и родителями внеклассное чтение.

Развитию навыков С. у школьников способствуют внеклассные и внешкольные занятия в разл. кружках, клубах, лекториях, техн. творчество, опытничес-кая работа и др.

Навыки С., полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе уч. работы в ср. спец. и высших уч. заведениях. Важную роль в этом, помимо самостоят, работы с уч. и науч. лит-рой, играют занятия в семинарах, науч. кружках, науч. студенческих обществах и конструкторских бюро, участие в исследо-ват. экспедициях и др.

С. - составная часть системы непрерывного образования - выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодич. повышением квалификации, переподготовки специалистов.

Воспитание потребности в С. находится в прямой зависимости от авторитета конкретной специальности. Учитель нередко воспринимается не только как преподаватель определённого уч. предмета, но и как воспитатель в широком смысле слова, оказывающий большое воздействие на людей. Особую область спец. С. составляет и пед. С. В процессе совершенствования общей культуры и проф. знаний путём С. изучаются вопросы педагогики и психологии, теории управления, методики уч. предмета, общей культуры.

Направление и содержание С. определяются самим учителем в соответствии с его потребностями и интересами.

Для учителей, воспитателей, работников образования Гос. б-ка по нар. образованию им. К. Д. Ушинского систематически публикует библиографич. указатели, краткие обзоры новой лит-ры и библиографич. указатели по отд. проблемам пед. науки. Списки новых книг помещаются в пед. периодике, в т. ч. в пред-метно-метод. журналах.

Помощь родителям в их пед. С. оказывают школы. Статьи для С. родителей публикуются в журн. "Семья и школа", "Здоровье" и др. Издаются науч.-популярные брошюры и книги по вопросам воспитания, обучения и охраны здоровья детей.

Лит.. Медынский Е. Н., Внешк. образование, его значение, организация и техника, M., 19185; Терпигорев А. М., Труд и самообразование, [М.], 1959; Ковы-нев Н. К., Работа с книгой, М., 1961; Рубакин Н. А., Как заниматься самообразованием, М., 1962; Громцева А. К., Самообразование как социальная категория, Л., 1976; её же, Формирование у школьников готовности к самообразованию, М., 1983; Руководство самообразованием школьников, под ред. М. Н. Скаткина, Б. Ф. Райского, М., 1983. А. К. Громцева.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета