Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Схоластика

Схоластика (лат. scholastica, от греч. scholasticös - школьный, учёный), религ. философия, в широком смысле - особый тип интеллектуальной жизни, воспитания и образования, господствовавший в Зап. Европе в 11-15 вв. Центр, проблема С. - отношение веры и разума. Схоластич. рационализм предполагал разграничение двух истин: веры, являвшей собой божеств, откровение, и естественного, человеческого знания, обретаемого через комплекс логич. операций.

Высшее теологич. нормативное значение для С. имела Библия с комментариями отцов церкви, а философское - соч. Аристотеля и отчасти Платона. Наиб, характерный жанр произв. зрелой С. - энциклопедии, свод знания - сумма (summa).

Основы С. в латиноязычном мире были сформулированы ещё у истоков средневековья Боэцием, провозгласившим необходимость подкрепления веры рациональными доказательствами и предложившим неоднозначное толкование проблемы универсалий - общих понятий, спор о к-рых через неск. веков определил направления развития средневековой С.

В ранней С. (11 - 1-я пол. 12 вв.) определились полярные направления. Аскет и богослов Пётр Дамиани утверждал, что разум ничтожен перед верой и философия может быть только "служанкой богословия"; ему противостоял Беренгар Тур-ский, рассматривавший возможности проникновения человеческого разума в сферу высш. истин. Ансельм Кентерберийский считал, что цель воспитания и обучения - в создании почвы для благодатного и разумного восприятия веры, в духовном и рациональном совершенствовании.

В борьбе вокруг проблемы универсалий сложились 3 осн. течения С.: реализм, номинализм и концептуализм. Сторонники реализма утверждали, что общие понятия существуют извечно, пребывая в божеств, разуме; соединяясь с материей, они реализуются в конкретных вещах. Номиналисты полагали, что общие понятия извлекаются разумом из постижения единичных, конкретных вещей. Концептуалисты рассматривали общие понятия как нечто, существующее в вещах, но имеющее идеальный характер. Этот отвлечённый филос. спор нашёл отражение в богословии и отчасти в церк. практике. В 12 в. был осуждён П. Абеляр, дававший рационалистич. трактовку отношениям веры и разума и опровергший положение об абсолютном авторитете церкви.

Расцвет С. относится к кон. 12-13 вв., когда она заняла доминирующее положение в ун-тах Зап. Европы. Идеям платонизма, к-рые были наиб, полно представлены в натурфилософской Шартрской школе, противостояло сильное влияние аристотелизма. Фома Аквинский осуществил всеохватывающий синтез учения Аристотеля и католич. богословия. В своих соч. "Сумма теологии" и "Сумма против язычников" он попытался примирить веру и знание, догму и "науку", метафизическое и реальное, отдавая приоритет божеств, интеллекту, обладающему высш. истиной, всей полнотой знания. Против теологич. рационализма Фомы Аквинского выступили лат. авер-роисты - последователи Ибн Рушда (Аверроэса), араб, комментатора Аристотеля, во главе с Сигером Брабант-ским, настаивавшим на решительном разграничении веры и разума, т.е. на существовании "двойственной истины".

Иоанн Дуне Скот, считающийся основоположником поздней С., отказался от попытки создания к.-л. целостной системы в пользу субъектно-индивидуа-листич. интерпретации множественности форм. У. Оккам подчёркивал, что познание начинается с восприятия объективного мира, знание единичного предшествует знанию общего. Он создал своеобразную теорию науки, подразделяя науч. дисциплины на "реальные" и "рациональные".

В эпоху Возрождения С. перестала играть заметную роль в интеллектуальной жизни, стала предметом осуждения со стороны прогрессивных мыслителей. Лишь с наступлением Контрреформации в 16-17 вв. С. вновь получила развитие гл. обр. в Испании. Однако в эпоху Просвещения С. была осуждена как "мёртвое", бесплодное учение. К этому времени восходит начало употребления слова "С." как синонима бессмысленных, не имеющих отношения к реальности словопрений. Исторически С. сыграла значит, роль в развитии филос. мышления, логики, осуществлении культурной преемственности от античности к средневековью и новому времени, в обогащении комплекса интеллектуальных навыков и спец. науч. лексики, предвосхитила совр. постановку ряда формально-логич. проблем, нек-рые аспекты математической логики.

С. стимулировала повышение статуса образованного человека в ср.-век. обществе. Выдающиеся схоласты органично входили в социальную элиту, способствовали формированию представлений о высокой социальной ценности интеллектуальной деятельности. С. определяла содержание и методы ср.-век. образования, сыграла ведущую роль в дифференциации системы уч. заведений, особенно в развитии ун-тов. Схоластич. диспуты нередко становились значит, событиями в жизни университетских городов. Сочинения схоластов, напр. "Сентенции" Петра Ломбардского, энциклопедич. произведения Альберта Великого, входили в круг осн. уч. пособий в ун-тах, обогащая не только теологию и логику, но и естеств.-науч., матем. знания. Особое значение С. имела для развития юрид. мысли, т. к. правовая доктрина составляла органичную часть С., наиб, тесно связанную с антич. наследием.

Схоластич. педагогика основывалась на тщательно разработанной этике, предполагавшей реализацию человека как мыслящего существа в его отношении к Богу, мирозданию и обществу. Схоласты считали, что человек должен превращать добродетель в устойчивую привычку. Следование разумным побуждениям в человеческих действиях предопределяет возможность поступать по совести и тем самым следовать божеств, закону. "Жизнь по мудрости" - идеал схоластич. педагогики. Особое значение придавалось теологич. добродетелям: вере, надежде, милосердию, составлявшим сердцевину христ. гуманизма. С. предложила и разработала систему норм человеческого поведения, находивших своё полное обоснование в определяемом религией образе жизни. С. содействовала утверждению авторитета образования, развитию формально-логич. аспектов обучения, внедрению в практику принципа распределения уч. материала в соответствии с логикой предмета. Схоласты подчёркивали необходимость начинать образование ребёнка как можно раньше. С. ставила целью формирование способностей к систематич. логич. интерпретации текстов, стремилась сделать знание энциклопедичным, вооружить учащихся методами логич. доказательств, создав своеобразный сплав теологии, метафизики и дедуктивной логики, утвердить рациональные ценности.

Лит.: Э и к с и Г., История и система ср.-век. миросозерцания, пер. с нем., СПБ, 1907; Соколов В. В., Ср.-век. философия, М., 1979; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1-2, B., 1957; L e G off J., Les intellectuels au Moyen Äge, F., 1960; Gilson E., L'esprit de la philosophie medievale, P., 1977; см. также лит. при ст. Логика. В. И. Уколова.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета