ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Съезды педагогическиеСъезды педагогические и по народному образованию. В России съезды учителей, деятелей нар. просвещения и педагогики играли существ, роль в развитии пед. мысли, консолидации учительства, становлении его гражд. и проф. самосознания, формировании взглядов на правительств, политику и задачи обществ, деятельности в области образования (см. также Общества педагогические и просветительные). Они способствовали выявлению и укреплению новых тенденций и направлений в пед. науке, пед. поисков и экспериментов, стимулируя обмен опытом, творчество учителей, совершенствование их проф. мастерства. Съезды были одной из важных форм обществ.-пед. движения, поэтому активность их созыва, диапазон обсуждавшихся проблем определялись динамикой развития этого движения, его подъёмом или спадом. Начало созыва учительских съездов в России относится к 60-м гг. 19 в., когда обществ.-пед. движение находилось в стадии становления. Инициаторами съездов учителей в этот период были земства, стремившиеся к повышению уровня проф. подготовки учительства и потому совмещавшие эти съезды с учительскими курсами. В эти же годы созывались и первые съезды педагогов ср. школы: съезд Харьковского уч. округа по вопросам ср. образования (1861), пед. съезды директоров и учителей Одессы (1864Т1 1865), съезды учителей рус. языка и словесности в Киеве (1865), Казани (1866), Москве (1866 и 1868), Харькове (1867) и др. В 1875 были введены "Правила о временных пед. курсах", ограничивавшие созыв учительских съездов. В нач. 80-х гг. съезды нар. учителей приобрели ещё более активный характер; их организаторами и руководителями были видные педагоги и деятели образования Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов, Н. А. Корф, Д. И. Тихомиров и др. Эти съезды не ограничивались задачей повышения квалификации, а ставили на обсуждение важные вопросы положения учителей, условий их труда и быта, мер, направленных на улучшение всего шк. дела. На съездах учителей ср. школы, проходивших в нач. 80-х гг. в Московском, Киевском и др. уч. округах, участвовали не только преподаватели гимназий, но и др. типов уч. заведений, а также профессора и студенты ун-та, представители общественности. Циркуляром министра нар. просвещения в июле 1885 съезды учителей были запрещены и возобновились лишь в кон. 90-х гг., с новым подъёмом обществ.-пед. движения. С этого времени и особенно после 1905 созывались разл. пед. съезды, посвящённые вопросам внешк. работы, женского, проф., дошкольного и др. видов образования, отд. шк. предметам и отраслям нар. просвещения. Помимо региональных начали созываться разнообразные по тематике, составу участников и характеру принимаемых решений всерос. съезды. Их организаторами могли быть земства, обществ.-пед. орг-ции и союзы, науч. об-ва, а также и МНП. Первыми всерос. пед. съездами можно считать учительские курсы при Всерос. политехн. выставке в Москве в 1872 (позиция 1; см. табл в конце этого раздела статьи) и Всерос пром выставке в H Новгороде в 1896 (6), где были организованы обмен опытом и обсуждение актуальных вопросов нар образования На нижегородском съезде впервые был поднят вопрос и об организации проф союза учителей 1-й Всерос съезд обществ взаимной помощи учителей (11), в к-ром участвовали более 70 об-в, земские деятели, врачи, юристы, представители обществ и науч орг-ций, имел огромный резонанс Впервые на трибуне съезда была представлена картина социального положения учителя низкая заработная плата, юрид бесправие, тяжелые условия труда и быта Участники съезда высказались за объединение учителей в проф орг-ции, создание союза учительских об-в Последующие съезды было решено созывать 1 раз в 3 года, присвоив им имя К Д Ушинского Работа юрид комиссии съезда, выдвинувшей ряд требований (передать дело нач образования земским и гор учреждениям, контроль за преподаванием возложить на самих учителей, увольнять их только в судебном порядке и др), была прервана по требованию правительств наблюдателя съезда, а сам съезд оказался под угрозой закрытия Подготовленный H В Тулуповым и II M Шестаковым "Дневник съезда", уже отпечатанный в типографии, был уничтожен по офиц распоряжению, труды съезда были изданы только через 5 лет Следующий съезд учительских об-в взаимопомощи удалось созвать лишь через 11 лет (45), на нем обсуждались вопросы материального и правового положения учителя, пенсионного обеспечения, организации и деятельности учительских об-в, их объединения В 1905 был создан один из первых и наиб радикальных проф союзов - Всерос союз учителей и деятелей по нар образованию В 1905-07 состоялось 4 съезда союза (15, 16, 21 и 24), сыгравшие важнейшую роль в объединении учительства, выработке его обществ -полит позиции, в определении его проф и социальных задач На съездах была выдвинута идея коренной реорганизации нар образования на демокр принципах См также Всероссийский учительский союз В 1905 был основан также Всерос союз учителей и деятелей ср школы, провозгласивший задачу реформы всех типов ср школы на принципах автономии и демократизации внутр жизни В 1906- 1907 состоялось 3 съезда этой орг-ции (17,20 и 22), на к-рых обсуждались пути и средства шк реформы Участники признали необходимым создать сеть "вольных" школ силами местных отделений союзов, групп учителей и родителей На 1-м съезде были созданы шк и пед комиссии, итоги работы к-рых докладывались на съездах Идеи, провозглашенные на съездах союзов учителей в период Революции 1905-07, разработанные ими планы построения школы нового типа и реорганизации всего дела нар. образования стали пед. программой на неск. лет. Всероссийские педагогические съезды и съезды по народному образованию 1. Съезд учителей при 1-й Всерос. политехн. выставке. 5 - 8 июля 1872, Москва. 2. Съезд преподавателей, начальников и правительственных наблюдателей техн ж. д. уч-щ. 28 дек. 1878-7 янв 1879, Петербург. 3. 1-й съезд рус деятелей по техн и проф образованию. 26 дек. 1889-6 янв 1890, Петербург. 4. 1-й съезд деятелей по обучению, воспитанию и призрению глухонемых. Дек. 1895 - янв 1896, Москва. 5. 2-й съезд рус деятелей по техн и проф образованию. 27 дек 1895 - 10 янв 1896, Москва. 6. Съезд учителей при Всерос пром выставке. 1896, Ниж. Новгород. 7. Съезд начальников пром уч-щ. 8-27 марта 1898, Петербург. 8. Съезд деятелей и руководителей инородческого. 22-28 авг 1899, Самара. 9. 1-е совещание (съезд) директоров и представителей попечительных советов коммерч уч-щ. 4 - 9 июня 1901, Петербург. 10. 2-е совещание (съезд) директоров и представителей попечительных советов коммерческих уч-щ. Янв 1902, Петербург. 11. 1-й Всерос съезд представителей обществ вспомоществования лицам учительского звания. 28 дек 1902- 6 янв 1903, Москва. 12. Съезд преподавателей рус языка и словесности в воен. уч. заведениях. 22- 31 дек 1903, Петербург. 14. 2-й съезд деятелей по воспитанию, обучению и призрению глухонемых. 27- 29 дек 1903, Петербург. 15. 1-й (учредительный) съезд Всерос союза учителей и деятелей по нар образованию. 7 - 10 июня 1905, Петербург. 16. 2-й съезд Всерос союза учителей и деятелей по нар образованию 18 Всерос съезд делегатов от слушателей учительских ин-тов. 11- 12февр 1906, Петербург. 19. 1-й Всерос съезд по пед психологии. 31 мая - 4 июня 1906, Петербург. 20. 2-й съезд Всерос союза учителей и деятелей ср школы. 4 - 7 июня 1906, Петербург. 21. 3-й съезд Всерос союза учителей и деятелей по нар образованию. 22. 3-й съезд Всерос союза учителей и деятелей ср школы. 1907, Петербург 23. Съезд Федерации нац и терр союзов учителей и др. деятелей по нар образованию. 24- 25 апр 1907, Петербург 24. 4-й съезд Всерос союза учителей и деятелей по нар образованию. 18 - 24 июня 1907, Финляндия. 25. Всерос съезд деятелей обществ нар ун-тов и др просветительных учреждений. 3-7 янв 1908, Петербург 26. 2-й Всерос съезд по пед психологии. 1 - 5 июня 1909, Петербург 27. Всерос съезд учителей городских (по Положению 1872) уч-щ. 7-14 июня 1909, Петербург 28. Всерос съезд законоучителей светских ср уч заведений. Июль 1909 Петербург 29. 1-й съезд рус деятелей по общественному и частному призрению. 8 - 13 марта 1910, Петербург 30. 1-й Всерос съезд по эксперим педагогике. 26- 31 дек 1910, Петербург 31. Всерос съезд деятелей по воспитанию, образованию и призрению глухонемых. 27- 31 дек 1910, Москва 32. Всерос съезд по библиотечному делу. 1 - 7 июня 1911, Петербург 34. Общеземский съезд по нар образованию. 16- З0 авг 1911, Москва 35. Всерос съезд преподавателей древних языков. 28 - 31 дек 1911, Петербург 37. Всерос съезд дет врачей. 27 - 31 дек 1912, Петербург 38. Всерос съезд лиц, интересующихся преподаванием новых языков. 29 дек 1912 - 3 янв 1913, Москва 40. Общеземский съезд по статистике нар образования. 12-18 июня 1913, Харьков 42. 2-й Всерос съезд по эксперим педагогике. 26 - 31 дек 1913, Петербург 43. 2-й Всерос съезд преподавателей математики. 27 дек 1913-3 янв 1914, Москва 44. Всерос съезд преподавателей физики, химии и космо 45. 2-й Всерос им К Д Ушинского съезд представителей обществ вспомоществования лицам учительского звания 46. Съезд по общественному призрению. 11 - 16 мая 1914, Петербург 47. Съезд преподавателей географии. 26 - 29 марта 1915, Москва 48. Съезд по скаутизму. 26 - 30 дек 1915, Петроград 49. 3-й Всерос съезд по эксперим педагогике. 2 - 7 янв 1916, Петроград 50. Всерос съезд преподавателей рус языка ср школы. 27 дек 1916 - 4 янв 1917, Москва 51. Всерос делегатский учительский съезд (5-й съезд ВУС). 7 - 9 апр 1917, Петроград 52. Всерос съезд деятелей ср школы. 12-15 мая 1917, Москва 53. Всерос съезд деятелей духовной школы. 25-31 мая 1917, Москва 54. Всерос съезд родительских орг ций. 7- 10 авг 1917, Москва 55. 6-й делегатский съезд Всерос учительского союза. 8- 13авг 1917, Москва 57. Съезд преподавателей естественной истории уч заведений Моск уч округа. 28 дек 1900- 2 янв 1901, Москва 59. Съезд директоров ср уч заведений Санкт-Петербургского уч округа. 7 - 11 янв 1912, Петербург 62. Съезд деятелей по техн и проф образованию при 2-й 65. Киевский пед съезд. 12- 19 апр 1916, Киев 66. Преподавателей ср уч заведений Казанского уч округа. 3-10 июня 1916, Казань 68. Совещание директоров нар уч щ в Петрограде. 15- 20 дек 1916 Настроения пед общественности в 10-х гг 20 в нашли отражение на 1-м Всерос съезде по вопросам нар образования (41), собравшем св 6 тыс участников В его резолюциях вновь прозвучало требование демократизации шк системы и как необходимое условие этого - изменение всего обществ строя В решениях съезда говорилось о необходимости широкого развития внешк образования, школ и курсов для взрослых В связи с этим рассматривались вопросы "общего улучшения условий труда рабочего и крестьянского населения", в т ч сокращения рабочего дня до 8 ч, а для подростков 16-18 лет - до 6 ч, обучения в нач школе нерусских детей на родном языке и др Отмечалось также, что одно из гл условий улучшения материального и правового положения учителя и постановки уч -воспитат работы школы - объединение учительства во всерос проф союз Важное значение для всесторонней характеристики состояния, нужд и задач земской школы имел 1-й Общеземский съезд по нар образованию (34) Несмотря на то что его организация, по свидетельству В И Чарнолуского, "была поставлена в исключительные по своей стеснительности условия", ему удалось собрать и обработать значит фактич материал, всесторонне характеризовавший земскую нар школу В решениях съезда отмечалась необходимость немедленного введения в нач школах 2-летнего курса и его дальнейшего увеличения до 6 лет в массовом масштабе, передачи земству дела подготовки учительских кадров, значит повышения вознаграждения пед труда (почти вдвое по сравнению с принятой миним оплатой)и др Начатой земствами работе по статистике нар образования был посвящён спец общеземский съезд в 1913(40) Он способствовал выработке программы и методов статистич обследований Неск съездов было посвящено вопросам проф образования Одни из них имели узкоспециальную тематику (2, 7, 9, 10), но другие не ограничивались заявленной темой, их трибуна использовалась для обсуждения самых разнообразных актуальных вопросов всего шк дела В период фактич запрета на съезды нар учителей важное значение имели съезды деятелей по техн и проф образованию (3, 5, 13) Состав и число их участников, широта охвата и важность обсуждавшихся проблем сделали эти съезды событиями в жизни России Выработанные va/fu решения касались всей системы нар просвещения Начиная с 90-х гг 19 в по инициативе Мин-ва земледелия и гос имуществ в Харькове и Умани созывались съезды попечителей, управляющих и преподавателей низших с -х школ, а с 1899 почти ежегодно - съезды деятелей по с -х образованию при Моек с -х ин-те Созывались съезды, посвященные деятельности уч заведений др типов - коммерческих (9, 10), городских (по Положению 1872) уч-щ (27), духовной школы (53) В 1881-1916 состоялось ок 10 съездов представителей воспитательно-исправит заведений для малолетних Большой обществ интерес вызвали проходившие одновременно в 1912-13 всерос съезды по семейному воспитанию (под председательством II Ф Каптере-ва) и по жен образованию, организованный Рос лигой равноправия женщин (39, 36), отразившие новейшие течения пед мысли На съезде по семейному воспитанию обсуждались доклады на острые пед и социальные темы "Дет смертность в России", "Охрана дет труда", "Деревня и ее дети", "Беспризорные школьники" и др Труды съезда, снабженные предметным указателем, алфавитным указателем всех докладов и докладчиков, а также библиографией, расценивались как своеобразная энциклопедия воспитания и обучения, как настольная книга для каждой культурной семьи На съезде по жен образованию работали секции нач, ср, высш, внешк образования, совместного обучения, худ, с -х, проф образования В 1906-16 состоялось 5 съездов по эксперим педагогике и пед психологии (19, 26, 30, 42 и 49) Как и многие др съезды, они не ограничивались заявленной тематикой и обсуждали ряд актуальных социально-пед проблем Большую группу составляли съезды учителей-предметников, к-рые с 60-х гг созывались по отд уч округам, а позже и во всерос масштабе (12, 28, 33, 35, 38, 43, 44, 47, 50) Они имели важное значение для разработки и совершенствования новых методов преподавания, определения содержания обучения и для обобщения шк практики в целом Так, Всерос съезд преподавателей рус языка (50) рассмотрел, в частности, вопросы реформы рус орфографии, 5-балльной системы оценки знаний, методики проведения экзаменов, пед значения и форм объединения учителей и др Немаловажную роль играли съезды по обществ и частному призрению, созывавшиеся Мин-вом внутр дел по многочисленным ходатайствам земств и общественности (29, 46) Съезд в 1914 рассмотрел вопросы о совершенствовании законодательства в этой области, об установлении категорий нуждающихся в призрении, о финансировании, частной благотворительности и т и Ценным ист источником стали собранные и опубликованные в "Трудах" обзоры органов и учреждений, ведающих делом призрения, правительств постановлений, очерк истории воспитат домов, характеристика благотворит деятельности земств Среди съездов по внешк образованию особое значение имел съезд деятелей нар ун-тов (25), к-рый объединил усилия новых обществ учреждений, получивших к этому времени значительное распространение В нем приняли участие и представители многих др просветит учреждений - нар библиотек, воскрес-ных школ и курсов для рабочих, нар домов Всерос значение приобрели нек-рые региональные съезды по внешк образованию (см 2-й раздел табл) Помимо пед съездов вопросам общего и проф образования уделяли значит внимание мн съезды, посвященные др проф темам Так, на Всерос съезде сел хозяев (21 дек 1870 - 23 янв 1871, Москва) при активном участии Моек к-та грамотности работала секция по нар образованию На съездах по ремесленной пром-сти (1900 и 1911) обсуждались вопросы ремесл ученичества, к-рыми занималась особая секция Вопросы шк гигиены, медицины, физич и полового воспитания детей обсуждались на съезде дет врачей (37) и др съездах по санитарии и медицине На 11-м Пироговском съезде рус врачей (апр 1910) был заслушан доклад "Наболевшие нужды нар учителя К материальному, санитарному и правовому положению учащихся в нар школах России" На 1-м Всерос съезде художников (1911-12, Петербург) работала секция худож воспитания, на Всерос съезде при Рус жен об-ве (10-16 дек 1908, Петербург) - секция жен образования и т д Самые разл земские, городские, отраслевые съезды так или иначе касались вопросов образования, проф обучения, защиты материнства и детства В постановлениях и резолюциях съездов находили отражение результаты коллективной пед мысли, итоги науч исследований, характеризовалось состояние отд направлений образования, их история и тенденции развития Лит.: ТютрюмовА М, Съезды нар учителей как обществ -пед мера, "Рус школа", 1894, N" 5-10, Чарнолускне В И, Вопросы нар образования на Первом общеземском съезде, СПБ, 1912, его же, Съезды по нар образованию Сб постановлений и резолюций Всерос и областных съездов по вопро сам нар образования (школьного, внешкольного и дошкольного), II, 1915, Краснов с к и и А А, Рус пед мысль накануне революции (Итоги окружных пед съездов в 1916 г), "Новая школа", 1918, № 3, с 165-68, Тулу и о в H В, Первый Всерос съезд представителей обществ вспомоществования лицам учительского звания (Москва, 1902-1903), M -Л, 1930, ГительО П, Указатель осн лит-ры по съездам по нар образованию с 1900 по 1917 гг, M, 1935, ВежлевА М,К вопросу об учит съездах и курсах второй половины 19 в и их значении в развитии рус педагогики, "Уч зал Оренб пед ин-та", 1958, в 12, с 3-44, ОсосковА В, Съезд нар учителей дорев России (Дек 1913 - янв 1914), НО, 1960, № 7, с 112-13, МихайловаМ В, Пед съезды и съезды по нар образованию в развитии передовой пед мысли и объединении демокр учительства, в кн Очерки истории школы и пед мысли народов СССР Конец XIX- начало XX вв, M, 1991 M В Михайлова. После 1917 первое десятилетие было отмечено массовой обществ активностью учительства В 1917-18 продолжалась деятельность Всероссийского учительского союза. Всероссийские и всесоюзные педагогические съезды, конференции и совещания 1. Всерос съезд слушателей учительских ин-тов. 7 - 11 мая 1918, Москва 2. 1-й Всерос съезд учителей-интернационалистов. 2 - 6 июня 1918, Москва 4. 7 и съезд Всерос учительского союза (ВУС). 8 - 16 июля 1918, Москва 6. 1-й Всерос съезд по просвещению. 2бавг - 4сент 1918, Москва 9. 2-й Всерос съезд учителей-интернационалистов. 12- 14 янв 1919, Москва 11. 1-й Всерос съезд по дошк воспитанию. 25 апр - 4 мая 1919, Москва 12. 1-й Всерос съезд по внешк образованию. 6 - 19 мая 1919, Москва 15. 1-е Всерос совещание работников по просвещению народов нерусского языка. 13- 18авг 1919, Москва 19. 1-я Всерос конференция заведующих губернскими и уездными шк подотделами отделов нар образования. 16 - 22 авг 1920, Москва 22. Съезд по с -х образованию. 14 - 21 дек 1920, Москва 24. Всерос конференция дошк работников. 1 - 5февр 1921, Петроград 25. 1 и Всерос съезд губернских шк инструкторов. 1-15 мая 1921, Москва 26. 1-й Всерос съезд представителей рабочих факультетов. 22-25 июня 1921, Москва 27. Всерос конференция по делам высш уч заведений. 29 июня - 1 июля 1921, Москва 28. Всерос съезд губернских отделов нар образования. 22- 23 сент 1921, Москва 29. Всерос съезд губпрофобров. 25 - З0 сент 1921, Москва 30. 3-й Всерос съезд работников просвещения. 1- 8 окт 1921, Москва 31. 2-й Всерос съезд политпросветов. 17- 22окт 1921, Москва 32. Всерос дошкольный съезд. 25- 23 нояб 1921, Москва 33. 1-й Всерос съезд по ликвидации неграмотности. 22- 27 февр 1922, Москва 34. Всерос съезд заведующих губоно. 22- 28февр 1922, Москва 35. 1-я Всерос конференция заведующих губсоцвосами. 2 - 5 мая 1922, Москва 36. 1-й Всерос съезд по образованию рабочих-подростков. 25 - 23 сент 1922, Москва 37. 3-й Всерос съезд заведующих губоно. 11 - 17окт 1922, Москва 37а 4-й Всерос съезд союза работников просвещения. 21 - 2бнояб 1922, Москва 38. 3-й Всерос съезд политпросветов РСФСР. 26 нояб - 1 дек 1922, Москва 40. 2-й Всерос съезд рабочих факультетов. 16 - 20февр 1923, Москва 43. 2-й Всерос съезд по ликвидации неграмотности. 20-24 мая 1923, Москва 44. 1-й Всерос съезд по естеств -ист образованию. 10- 16 авг 1923, Петроград 45. Всес съезд заведующих губоно. 27 нояб - 2 дек 1923, Москва 46. 1-я Всерос конференция по пед образованию. 12- 16февр 1924, Москва 47. 3-й Всерос съезд по ликвидации неграмотности. 8 - 14 июня 1924, Москва 48. Всерос съезд по массовому с х образованию. 16 - 20 сент 1924, Москва 49. 3-й Всерос съезд по дошкольному воспитанию. 15- 21окт 1924, Москва 50. 1-й Всес съезд по рабочему образованию. 16- 21 дек 1924, Москва 51. 1-й Всес учительский съезд. 12- 17 янв 1925, Москва 52. 1-й Всерос съезд общества "Долой неграмотность". 19- 24 янв 1926, Москва 54. 1-я Всерос конференция по учебнику и детской книге. 9-14 мая 1926, Москва 56. Всерос совещание по ликвидации неграмотности среди подростков. 12 - 16 июля 1926, Москва 57. 6-й Всес съезд работников просвещения СССР. 14-23 марта 1927, Москва 58. 1-й Педологии съезд. 27 дек 1927 - 4янв 1928, Москва 59. губерний и областей РСФСР. 21- 27апр 1928, Москва 60. Всерос совещание рабочих ун-тов. 11-15 июня 1928, Москва 61. 1-е Всерос совещание по вопросам шк строительства. 10- 14 дек 1928, Москва 62. 4-й Всерос съезд по дошк воспитанию. 1928 63. 2-й Всес съезд об-ва "Долой неграмотность". 25- ЗОянв 1929, Москва 64. Съезд заведующих областными и краевыми ОНО РСФСР. 15- 21февр 1929, Москва 65. 7-й Всес съезд Союза работников просвещения. 1 - 9 марта 1929, Москва 67. 7-й Всерос съезд по ликвидации неграмотности. 21-27 июня 1929, Москва 69. Всерос совещание по высш мед образованию. 9апр 1930, Москва 70. 1 и Всерос съезд по политехн образованию. 10- 1бавг 1930, Москва 71. 1 и Всерос съезд по всеобучу. 19- 25февр 1931, Москва 72. авт республик. 6 - 9авг 1931, Москва 74. 8-й Всес съезд работников просвещения. 1- 8апр 1932, Москва 76. Всерос совещание заведующих отделами нар образования. 6 - 8 дек 1932, Москва 78. Всерос совещание работников пед институтов. 2 - 8 янв 1934, Москва 79. Всерос совещание медицинских вузов. 20 мая 1934, Москва 81. Всерос совещание учителей-ударников. 13 - 1бапр 1935, Москва 83. Всерос совещание по обучению взрослых. 25- 28февр 1936, Москва 84. Всерос совещание директоров пед вузов. 11-17 июля 1936, Москва 85. Совещание директоров гос ун тов РСФСР. 21 - 25 июля 1936, Москва 87. Всес метод совещание по дет музыкальному образованию. 28 дек 1936, Москва 89. Всерос совещание политпросветработников. 2бсент 1937 Москва 90. вания РСФСР. 22- 23февр 1938, Москва 92. 1-е Всес совещание работников высш школы. 13 - 16 мая 1938, Москва 93. мотности. 20- 24сент 1938, Москва 94. Всерос совещание по внешк работе. 13 дек 1938, Москва 95. Совещание учителей-отличников гор и сел школ. 27 дек 1938, Москва 96. 1-е Всес совещание сел политпросветработников. 2янв 1939, Москва 97. Всес совещание ректоров крупнейших ун-тов. 22- 27авг 1939, Москва 99. Совещание по вопросам преподавания рус лит-ры. 2 - 5 марта 1940, Москва 100. 2-я Всерос науч -пед конференция. 25-29 июня 1940, Москва 103. Совещание наркомов авт республик и заведующих ряда ОБЛОНО. 15 - 17 марта 1942, Москва 104. Всерос совещание по нар образованию. 2 - 5 авг 1943, Москва 106. Всерос совещание заведующих шк секторами облоно и крайоно. 5 - Эфевр 1944, Москва 107. Всерос совещание по нар образованию. 15- 19 авг 1944, Москва 108. Всерос совещание по нар образованию. 7- 11 авг 1945, Москва 110. Всес. совещание профессоров и преподавателей худож. 114. Всес. совещание руководителей кафедр истории СССР 115. Всес. совещание науч. работников и преподавателей. 14-20 мая 1948, Москва 116. Всес. совещание преподавателей логики в высш. уч. зав. 117. Всерос. совещание преподавателей рус. языка пед. и учительских ин-тов в нац. республиках и областях. 28 июня 1948, Москва 118. Всерос. совещание заведующих облоно, крайоно и министров просвещения авт. республик в Мин-ве просвещения. 20-23 февр. 1950, Москва 119. Всес. совещание по вопросам пропаганды пед. знаний. 20 - 23 дек. 1952, Москва 120. Всес. совещание работников кафедр новой истории. 20 - 24апр. 1954, Москва 121. Всес. совещание по вопросам школ-интернатов. 19-23 апр. 1957, Москва 122. Всес. совещание, посвящённое вопросам худож. образования. 123. Всерос. совещание по вопросам структуры и содержания 127. Совещание руководителей пед. вузов Рос. Федерации. 6 июля 1965, Москва 128. Всес. конференция учителей, работников просвещения и нар. образования, посвящённая теме "Воспитание". 26- 29янв. 1966, Москва 129. Всерос. совещание работников просвещения. 25 - 27 нояб. 1966, Москва 130. Всерос. совещание работников просвещения. 15-16 мая 1968, Москва 132. Всес. совещание по вопросам физич. воспитания. Не позднее 29 марта 1972. Москва 134. Всерос. совещание по вопросам завершения перехода. 19-20 марта 1974, Москва 135. Совещание представителей 29 областей и авт. республик Нечернозёмной зоны РСФСР по нар. и проф. -тех. 29- З0 окт. 1975, Вологда 136. Всерос. координационное совещание по проблемам совершенствования подготовки учителей для ср. 137. 13-14 апр. 1978, Москва 138. 28 - 30 июня 1978, Москва 139. Всес. съезд работников нар. образования. 20-22 дек. 1988, Москва В противовес ВУСу был создан Союз учителей-интернационалистов, на его первом съезде (2) участвовало ок 150 делегатов Рассматривались вопросы реформы школы, организации сов системы нар просвещения На съезде выступал В И Ленин В резолюции съезд определил школу как трудовую, политехн, основанную на самодеятельности и производит труде учащихся Более массовым стал 1-й Всерос учительский съезд (3), собравший 550 делегатов По гл вопросам выступили M H Покровский (общий план организации дела нар образования), H К Крупская (учительство и внешк образование), В M Познер (учительство и сов власть) Была обсуждена работа Государственной комиссии по просвещению Большинством голосов принята резолюция, осуждавшая деятельность ВУСа В 1918 был организован отдел съездов Наркомпроса РСФСР, возглавляемый В II Потемкиным Под руководством отдела были проведены многочисл съезды по разл отраслям образования Только в 1918 в РСФСР состоялось св 160 учительских съездов и 80 съездов работников нар образования, в т ч и на местах В работе 1-го Всерос съезда по просвещению (6) участвовало св 700 делегатов Рассматривались проблемы единой школы, внешк и дошк воспитания и др, был одобрен проект "Положения об единой трудовой школе РСФСР" и начато проф объединение деятелей нар образования С докладами выступили А В Луначарский, Крупская, Покровский, II H Лепешинский, Познер (об единой трудовой школе), Д А Лазуркина, Потемкин (о настроениях рус учительства), Ленин подчеркнул классовый характер школы в новом обществе (его тезис, согласно к-рому школа не может быть вне жизни и вне политики, на долгие годы определил классовый подход к проблеме образования) Организац и программным полит вопросам был посвящен 1-й Всерос съезд работников просвещения и социа-листич культуры (14) (211 делегатов от 32 губерний) Был избран ЦК Союза работников просвещения и социалистич культуры На 2-м съезде союза (20) (550 делегатов) обсуждались текущие вопросы образования, в т ч проф -тех образования (О Ю Шмидт) и шк строительства (Л P Менжинская) В целях организации и координации деятельности местных отделов нар образования ежегодно с 1919 проводились все-рос съезды и конференции, рассматривающие вопросы введения всеобщего обучения, шк строительства, реформы школы, организации учительства, о подготовке работников просвещения В 1919-28 состоялись 4 всерос съезда по дошк воспитанию (11, 32, 49, 62), к-рые были посвящены поиску форм работы дошк воспитат учреждений На 3-м съезде впервые был выдвинут вопрос об организации дошк. учреждений в сел. местности. В 1919 состоялся 1-й (и единственный) Всерос. съезд по внешк. образованию (12). Его подготовке предшествовали 2 всерос. совещания зав. внешк. подотделами губотделов (7, 10). На съезде присутствовало 800 делегатов. Обсуждались вопросы создания гос. системы культ.-просвет. учреждений и объединений внешк. работы в республике. Значение съезда для политики сов. власти подчеркнули два выступления Ленина. Съезд принял решение об использовании внешк. учреждений в целях полит, пропаганды. Т. о., были заложены основы политизации всей системы культ.-просвет, работы и образования в стране. В 1920 прошли всерос. съезды, посвящённые проблемам опытно-показательных учреждений Наркомпроса РСФСР (17), дет. беспризорности - 1-й Всерос. съезд по борьбе с дет. беспризорностью, дефективностью и преступностью, при участии Луначарского и А. М. Горького (18). С 1922 регулярно проходили съезды и совещания по ликвидации неграмотности. Уже на 1-м съезде (33) рассматривались задачи и характер ликбеза, методы обучения малограмотных, особенности этой работы в союзных и авт. республиках. С созданием в 1923 об-ва "Долой неграмотность" проводились его съезды (52, 63 и др.). После учреждения в 1920 Главполит-просвета созывались съезды и совещания по полит.-просвет, работе (21, 31, 38), к-рая рассматривалась как одна из задач коммунистич. агитации и пропаганды. На 3-м съезде политпросветов проводниками этой политики были названы РКСМ, школа, внешк. учреждения и др., что также повлияло на направленность воспитат. процесса в общеобразоват. школе. Вопросы образования и производств, обучения молодых рабочих были в центре внимания всерос. съездов и совещаний рабочих ф-тов (26, 40, 60, 66), 1-го Всерос. съезда по образованию рабочих-подростков (36), 1-го Всес. съезда по рабочему образованию (50), 1-й Всерос. конференции школ крестьянской молодёжи (53) и др. Созывались съезды по отд. отраслям проф. образования; напр., в 1920 Глав-профобр организовал съезд по с.-х. образованию (22); в 1923 состоялся представит. (1500 делегатов) съезд по естеств.-ист. образованию, на к-ром с докладами выступили акад. А. Е. Ферсман и проф. Б. И. Словцов (44). Ряд съездов и совещаний был посвящён подготовке учителей; напр., ещё в 1918 состоялся Всерос. съезд слушателей учительских ин-тов (1). На Всерос. совещании деятелей по подготовке преподавателей (5) обсуждались осн. вопросы реформы пед. уч. заведений. С докладами выступили Луначарский (политика сов. власти в области шк. строительства) и Покровский (реформа учительских ин-тов). Реформа пед. образования обсуждалась на 1-й Всерос. конференции (46). 1-й Всес. учительский съезд в 1925 (51) был призван показать переход осн. массы учительства на позиции сов. школы, успехи сов. хоз. и культурного строительства, вскрыть ошибки первых лет сов. власти. В кон. 20-х гг. прошли ещё неск. съездов работников просвещения. В 1928 состоялся Педологич. съезд (58), обсудивший проблемы изучения детства в сов. России. 30-е гг. стали периодом спада обществ, активности педагогов. На 1-м Всерос. съезде по политехн. образованию в 1930 (70) с докладами выступили А. К. Гостев, С. Е. Гайсинович, Крупская, M. M. Пистрак, А. П. Шохин. Нек-рые рекомендации съезда, напр, о перестройке школы в "производств, уч. комбинаты", носили дискуссионный характер. В нач. 30-х гг. состоялись Всерос. съезд по всеобучу (71), 8-й съезд работников просвещения (74). В дальнейшем проводились разл. всерос. и всес. совещания и конференции. В 40-50-х гг. съезды В 1960 состоялся Всерос. съезд учителей, ему предшествовали многочисл. съезды учителей краёв и областей республики. На съезде присутствовало св. 1230 делегатов. Проводились разл. совещания, в т. ч. прошла Всес. конференция учителей, работников просвещения и нар. образования по теме "Воспитание старшеклассников" (128). В 1968 после региональных учительских съездов был проведён Всесоюзный (131). Присутствовало ок. 4 тыс. делегатов. Съезд в 1968 и последовавшие в 1978 всерос. (137) и всес. (138) съезды носили характер торжеств, мероприятий с выступлениями-отчётами о достижениях в работе уч. заведений и в системе образования в целом, демонстрировавшими активность педагогов в реализации решений съездов КПСС. В сер. 80-х гг. с началом демократизации и провозглашения гласности началось открытое обсуждение проблем образования, и прежде всего школы. В 1988 состоялся Всес. съезд работников нар. образования (139), в к-ром участвовало св. 5 тыс. делегатов. Съезд рассмотрел назревшие задачи обучения и воспитания молодого поколения, подготовки и повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, подъёма культуры и образования народа в условиях экон., полит, и правовой реформы. Подчёркивалось, что чрезмерная централизация системы образования, недостаточное развитие инициативы на местах, консерватизм части педагогов, некомпетентное вмешательство в жизнь школы вышестоящих инстанций препятствуют обновлению школы и общества. Съезд определил осн. пути реформы образования: создание системы непрерывного образования и построение её на гос.-обществ. началах; демократизация и гуманизация всей жизни уч. заведений; создание эффективного организац.-экон. и правового механизма развития школы; решение социальных вопросов. В Рос. Федерации в 1991 возобновилась традиция совещаний по отд. проблемам образования. Первое такое совещание состоялось весной 1991. Совещание приняло программу стабилизации развития образования в переходный период, в дальнейшем (после принятия Закона Рос. Федерации об образовании 1992) оформленную как документ, отражающий гос. политику в этой области. Лит.: Культурная жизнь в СССР. 1917- 1977. Хроника, [т. 1-5], М., 1975-81; Кра-совицкаяТ. Ю., Нац. съезды по просвещению (1917-1922), НО, 1972, № 8; с ё ж е, Нац. съезды по просвещению (1917-1922), "Сов. архивы", 1980, № 2.
|