Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Съезды психологические

Съезды психологические, конгрессы психологические международные, начали проводиться с поел. четв. 19 в., когда достаточно чётко обозначились черты психологии как самостоят, науки, основанной на эксперименте, и стали ясны широкие возможности практич. приложения её данных в педагогике, пром-сти, медицине и т. д. 1-й междунар. психол. конгресс состоялся в Париже в 1889 и назывался конгрессом физиол. психологии. Его организаторами были руководители Парижского об-ва физиол. психологии Ж. Шарко, Ш. Рише, Т. Рибо, отстаивавшие точку зрения на психологию как на биол. науку, указывавшие на необходимость развития объективной естеств.-науч. методики. Представители школы В. Вундта - одного из ведущих в то время направлений в психологии, стремившегося сочетать эксперимент с самонаблюдением (интроспекцией), - отказались от участия в съезде. Рус. делегация - самая многочисленная из всех иностранных - включала как представителей естеств.-науч. эмпирич. психологии (С. С. Корсаков, А. А. Токарский), так и философов-идеалистов (Н. Я. Грот, Л. М.' Лопатин), 2-й конгресс (Лондон, 1892) назывался конгрессом эксперим. психологии, но включал и секции физиол. психологии, психофизики и гипнотизма. В центре его оказались сообщения Дж. Болдуина и H. H. Ланге, подчёркивавшие эволюционный характер психич. функций. Осн. тематика 3-го конгресса (Мюнхен, 1896) группировалась по 3 областям исследования: психофизиология, психология нормального индивида и патопсихология. На 4-м конгрессе (Париж, 1900) проявилось дальнейшее стремление учёных к развитию эксперим. метода, генетич. и прикладной психологии. Рус. психолог А. П. Нечаев выступил с докладом о развитии памяти у детей. 5-й конгресс состоялся в Риме в 1905. Борьба направлений приняла здесь особенно острые формы, т. к. к этому времени уже с полной очевидностью обнаружилось несоответствие вундтов-ской психологии, изучающей "состояния сознания", новым данным и направлениям исследований. Значит, интерес представляло изложение П. Жане своей концепции уровней сознания. На 6-м конгрессе (Женева, 1909) на первый план выдвинулась разработка объективных естеств.-науч. методов психол. исследования. В этой связи было отмечено большое значение метода условных рефлексов по И. П. Павлову. Значит, место заняли вопросы зоопсихологии. Было уделено большое внимание проблемам пед. и мед. психологии, возможностям использования в психологии матем. методов. В центре внимания участников 7-го конгресса (Оксфорд, 1923) встали вопросы психологии труда, проф. отбора, тесты и методы анализа результатов тестовых испытаний (С. Берт, Л. Тёр-стон и др.). На 8-м конгрессе (Гронинген, 1926) вновь дискутировались методоло-гич. принципы психологии. Большой интерес вызвали изложение Э. Кречме-ром его учения о связи строения тела и характера, теория первобытного ("дологического") мышления Л.Леви-Брю-ля. Значит, место заняли сообщения представителей гештальтпсихологии (К. Коффка, К. Левин, М. Вертхаймер). В докладе Д. Н. Узнадзе было выдвинуто понятие установки. На 9-м конгрессе (Нью-Хейвен, 1929) были представлены преим. амер. психология и её ведущее направление - бихевиоризм. На конгрессе выявилось расхождение между накопленными эмпирич. и эксперим. данными и их теоретич. истолкованием. Наиб, отчётливо этот вопрос поставил в своём сообщении К. Бюлер, стремившийся найти компромисс между осн. теоретич. концепциями заруб, психологии того времени. 10-й конгресс (Копенгаген, 1932) отразил дальнейшее стремление к объединению разл. направлений в психологии и изменения в понимании их задач и сущности (напр., бихевиоризм уже не выступал как последовательно биол. концепция). 11-й конгресс (Париж, 1937) отразил возросший интерес к проблемам развития психики в фило- и онтогенезе. Д. Кац сделал сообщение о значении изучения психологии животных для познания психологии человека. Ж. Пиаже руководил симпозиумом по проблемам поведения ребёнка.

Направленность и тематика 12-го конгресса (Эдинбург, 1948) носили отпечаток недавно закончившейся 2-й мировой войны. Обсуждались обусловленные ею проблемы социальной и мед. психологии - травматизма, "военных неврозов", психотерапии и др. На 13-м конгрессе (Стокгольм, 1951) председатель Д. Кац заострил внимание на проблемах социальной психологии, связанных с напряжённым междунар. положением, гонкой вооружений, и призвал объединить усилия учёных в борьбе за мир. Центр, место на конгрессе заняли вопросы сближения психологии и математики, развития матем. методов анализа психол. данных, в частности факторного анализа. На 14-м конгрессе (Мадрид, 1954) доминировало естеств.-науч. направление. Всеобщее внимание привлекли достижения в изучении электрич. активности мозга. Доклады сов. психологов объединялись общей темой "Совр. успехи в изучении условных рефлексов". На 15-м конгрессе (Брюссель, 1957) осн. внимание было направлено на изучение соотношения биоэлектрич. активности головного мозга с процессами поведения и сознания. В сообщениях сов. психологов (А. А. Смирнов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Г. С. Костюк и др.) подчёркивалась зависимость психич. процессов от характера деятельности.

На 16-м конгрессе (Бонн, 1960) рассматривались вопросы психологии восприятия, теории информации в психологии, психологии религии и др. На 17-м конгрессе (Вашингтон, 1963) центральными явились вопросы психологии личности. Спец. обсуждению подверглись вопросы применения ЭВМ в психологии, использования обучающих машин и др. техн. средств (руководитель секции Леонтьев). В. А. Крутецкий выступил с докладом об изучении матем. способностей. В 18-м конгрессе (Москва, 1966) приняли участие 1500 сов. психологов. Обсуждался широкий круг проблем разнообразной тематики, в частности по вопросам психич. развития (изучение хода психич. развития ребёнка, развитие восприятия и сенсорное воспитание, речь и психич. развитие ребёнка, психич. развитие при сенсорных дефектах и т. д.). Одним из центральных событий конгресса были выступление Пиаже о взаимоотношении психологии с др. науками, а также лекция Смирнова о путях развития сов. психологии. 19-й конгресс состоялся в 1969 в Лондоне. Начиная с 1972 междунар. психол. конгрессы проводятся регулярно - 1 раз в 4 года (Токио, 1972; Париж, 1976; Лейпциг, 1980; Мехико, 1984; Брюссель, 1988; Монреаль, 1992).

Помимо междунар. конгрессов, рассматривающих разнообразные вопросы психологии, проводятся конгрессы, посвящённые отд. отраслям психологии (напр., прикладной психологии), отд. направлениям (напр., когнитивной психологии) или проблемам (психодиагностика, психотерапия и др.). Проводятся также региональные форумы.

С. п. в дореволюционной России были посвящены гл. обр. вопросам прикладной психологии и отражали практич. потребности развивающегося бурж. общества; вместе с тем они были ареной столкновений осн. противоборствующих в психол. науке направлений - умозрительной фи л ос. психологии, естеств.-науч. направления и эмпи-рич. психологии. Два первых съезда (1906, 1909), проходившие в Петербурге, назывались съездами по пед. психологии, три последующих - съездами по экспе-рим. психологии (Петербург, 1910, 1913, 1916). Изменение назв. съездов не сказывалось на их программе и характере. На съездах были представлены труды ряда психол. школ (возглавлялись А. Ф. Лазурским, А. П. Нечаевым, Г. И. Россо-лимо и Г. И. Челпановым). Широко дебатировались вопросы о взаимоотношении педагогики и психологии, о роли эксперимента в психол. исследовании, о преподавании психологии в ср. уч. заведениях, проблемы выявления индивид, различий в сфере способностей (напр., вопрос о тестах и их оценке). Активно участвовали в организации С. п. В. М. Бехтерев, П. Ф. Каптерев, Ланге и др.

После Ок т. революции первым собрался Всерос. съезд по психоневрологии (Москва, 1923). На нём работали секции, в т. ч. психологическая, педологическая, физиологии труда и психотехники и др. Выступивший с докладом К. Н. Корнилов сформулировал задачу перестройки психол. науки на основе марксизма. На этом С. п. и на 2-м Всерос. съезде по психоневрологии (Ленинград, 1924) развернулась борьба между психологами, стремившимися к перестройке психологии на основе марксистской теории, и защитниками психологии как сугубо эмпирия, науки (Челпанов), что привело к поражению идеалистич. направлений. В дальнейшем проблемы психологии получили отражение на Всес. педологич. съезде (Москва, дек. 1927 - янв. 1928), на Всес. конференции по психофизиологии труда и проф. отбору (Москва, 1927). В 1930 в Ленинграде проходил Всес. съезд по изучению поведения человека, на к-ром обсуждались метод о-логич. задачи психологии. Серьёзной критике подверглось рефлексологич. направление. В 1913 в Ленинграде состоялся Всес. психотехн. съезд, на к-ром нашли отражение проблемы психологии труда.

С сер. 30-х гг. С. п. не проводились, однако вопросы психологии обсуждались на разл. совещаниях и конференциях. Таковы, напр., 1-е Всес. совещание по пед. наукам (Москва, 1937), Всес. конференция по пед. наукам (Москва, апр. 1941) и др., большое внимание на к-рых отводилось задачам развития дет. и пед. психологии. Итоги развития сов. психологии послевоенного периода были подведены на трех всес. совещаниях по психологии (Москва, 1952, 1953 и 1955), где особое внимание уделялось проблемам психологии личности, психологии познават. процессов, вопросам обучения и воспитания, изучения физиол. механизмов психич. деятельности. В 1957 было учреждено Об-во психологов СССР; с 1959 проводились его съезды, на к-рых представлен практически весь спектр исследований по разл. отраслям психологии. В 1988 в Москве состоялся последний - 7-й съезд, констатировавший ликвидацию Об-ва психологов СССР. В 1994 осн. Рос. психол. об-во; в том же году состоялся его 1-й (учредительный) съезд. М. С. Роговин, А В. Петровский.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета