Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Смирнов Василий

Смирнов Василий Захарович [28.12.1898 (9.1.1899), дер. Носоново Смоленской обл., - 29.10.1962, Москва], историк педагогики, ч.-к. АПН РСФСР (1955), д-р пед. наук (1948), проф. (1950). Окончил Ин-т нар. образования в Москве (1920), Высш. науч.-пед. курсы при 2-м МГУ (1928). В 1921-26 заведовал школой; затем преподавал в Куйбышевском пед. ин-те (зав. кафедрой педагогики) и МГПИ им. В. И. Ленина; с 1943 учёный секретарь АПН РСФСР, ст. науч. сотрудник, зав. сектором истории школы и педагогики, зам. директора НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР. Разрабатывал проблемы истории рус. школы и педагогики. Охарактеризовал этапы разработки и проведения прогрессивной реформы нач. и ср. школы 60-х гг. 19 в. и её содержание на основе архивных источников и публикаций в монографии "Реформа начальной и средней школы в 60-х гг. XIX в." (1954). Шк. реформу трактовал как явление ист.-культурного и пед. значения. Показал степень заинтересованности общества в проведении реформы: участие в подготовке и обсуждении её проекта учёных, педагогов-практиков, пед. общественности, заложивших прочные основы для развития рус. пед. науки и системы нар. образования; выступления представителей разл. направлений, дискуссии о путях реформы образования и его содержании. Акцентировал внимание на альтернативных возможностях ист.-пед. процесса в 60-е гг.

Подчёркивал прогрессивный характер отеч. пед. мысли 19 в. (от В. Г. Белинского до Ф. Н. Бунакова) и стремился показать борьбу рус. педагогов с иностранным (гл. обр. немецким) влиянием за создание оригинальной рос. системы образования, за принцип народности в педагогике. Осветил взгляды Н. Г. Чернышевского на роль среды и наследственности в формировании человека, показал общепед. характер воззрений В. И. Водовозова и Бунакова, ранее характеризовавшихся в пед. лит-ре гл. обр. как методисты.

Соч.: Участие школы в социалистич. стр-ве, М. - Л., 1931; Пед. идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, М., 1957; Хрестоматия по истории педагогики для пед. уч-щ, М., 1957; Очерки по истории прогрессивной рус. педагогики, XIX в., М., 1963; История педагогики, M., 19653 (соавт.).

Лит.: Константинов H. A., Серьезное исследование по истории рус. педагогики, СП, 1955, № 2; В. 3. Смирнов. [Некролог], СП, 1962, № 12. М. В. Богуславский.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета