Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Смольный институт

Смольный институт, первое в России жен. ср. уч. заведение закрытого типа. Создано по инициативе И. И. Бецкого в 1764 в Петербурге при Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре под назв. Воспитательное об-во благородных девиц. В С. и, учились (200 чел.) дочери дворян в возрасте от 6 до 18 лет. Ученицы делились на 4 класса. В мл. классе (6-9 лет) обучались 2 иностр. языкам, рус. языку, арифметике, а также рисованию, танцам, музыке и рукоделию. Во 2-м классе (9-12 лет) к этим предметам добавлялись география и история. В 3-м классе (12-15 лет) вводилось обучение "словесным наукам" (чтение нравоучительных и ист. книг), а также элементы архитектуры и геральдики. В 4-м классе (15-18 лет) Уставом предусматривалось: знание совершенного закона; все правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости; повторение всего пройденного. Важное место занимало религ. воспитание.

В первые годы существования С. и, его руководители под влиянием просветительных идей франц. энциклопедистов ставили задачу дать ученицам воспитание, основанное на принципах общечеловеческой нравственности, способствовать их всестороннему развитию. В 1765 при С. и, было создано "уч-ще для мещанских девиц" с сокращённым курсом; в нём большое внимание уделялось домашним работам и рукоделию (изделия учениц продавались).

Цели образования в С. и, были изменены после обследования его Комиссией для заведения в России нар. уч-щ в 1783, к-рая установила плохое знание воспитанницами рус. языка и предписала увеличить число часов на его изучение, ввести преподавание всех предметов на рус. языке. С переходом С. и, в Ведомство учреждений императрицы Марии и на "мещанскую половину" стали приниматься только дочери дворян (менее знатных).

В 1848 "мещанская половина" была преобразована в Александровское уч-ще, в том же году в С. и, открылся пед. класс, в к-ром преподавал Н. А. Вышнеград-ский. Назначенный в 1859 инспектором классов К. Д. Ушинский провёл ряд прогрессивных мероприятий, пытаясь реорганизовать весь уч. процесс. Он ввёл новый уч. план, организовал предметные уроки, опыты по физике, создал систему одногодичных классов и т. д. После ухода Ушинского в 1862 проведённые им преобразования были ликвидированы.

Во 2-й пол. 19 в. по объёму и характеру даваемого в нём образования С. и, отставал от жен. гимназий и лишь в 1905-07 его программы были приравнены к программам Мариинских жен. гимназий. В 1917 С. и, был закрыт.

Лит.: Лядов В. Н., Ист. очерк столетней жизни Имп. Воспитательного общества благородных девиц и Санктпетербургского Александровского училища, СПБ, 1864; Лихачева Е. О., Материалы для истории жен. образования в России, [т. 1-4], СПБ, 1890-1901; Быкова В. П., Записки старой смолянки, СПБ, 1898; Угличани-нова М. С., Воспоминания воспитанницы Смольного монастыря сороковых годов, [М.], 1901; Мордвинова 3. Е., Статс-дама М. П. Леонтьева, СПБ, 1902; Черепнин Н. П., Имп. Воспитательное общество благородных девиц, т. 1-3, СПБ - П., 1914-15; Водовозова E. H., На заре жизни, т. 1- 2, [М.], 1964.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета