Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Социология образования

Социология образования, отрасль социологии. Как предметы исследования в ней рассматриваются социальные субъекты - участники образовательного процесса: сама система образования в целом, её уровневые подсистемы и соответствующие институты и групповые агенты С. о. в их взаимосвязи и взаимодействии с др. сферами общества. С. о. исследует также функции образования в системе обществ, воспроизводства, в т. ч., напр., в социализации, и социальную политику в области образования.

Исследовать образование социологич. методами одним из первых стал М. Вебер, к-рый заложил основы его сравнит.-ист. изучения в этом плане. Фундамент, значение для С. о. имели труды Э. Дюркгейма. Становлению С. о. способствовали также труды амер. учёных Т. Веблена ("Теория праздного класса", 1899), У. Уэллера ("Социология обучения", 1932), применявших институциона-листский подход к системе образования и указавших на формальные и неформальные аспекты деятельности её институтов.

Как отд. науч. дисциплина С. о. стала развиваться систематически после Второй мировой войны. Это было обусловлено расширением участия гос-ва в производств, и социальной сферах. Опыт тоталитарных режимов и кризиса либерализма демонстрировал недостаточность прежних форм социального контроля со стороны демократич. об-ва. Особое внимание обращалось на проблематику образования молодого поколения. Исходными для мн. специалистов стали идеи жившего с 1933 в Великобритании философа и социолога К. Манхей-ма. В кн. "Диагноз нашего времени" (опубл. в 1943, рус. пер. 1994) он сформулировал принципы социологич. анализа массового образования: 1) образование формирует не человека вообще, но человека в данном обществе и для этого общества. 2) Оптимальной обра-зоват. ячейкой выступает группа, вырабатывающая модели поведения, к-рым следуют входящие в неё индивиды. 3) Цели образования в об-ве могут быть адекватно поняты лишь в связи с конкретными ситуациями каждой возрастной группой и формирующим их социальным строем. 4) В социологии нормы выражают взаимодействие между индивидуальным и групповым приспособлением. Истинная природа и функция законов и норм обнаруживаются через историю многих поколений. 5) Образование может рассматриваться как один из способов социального воздействия на человеческое поведение и как одно из средств социального контроля. 6) Система образования способна поддерживать у нового поколения эмоциональную стабильность и духовную целостность, лишь имея общую стратегию с социальными институтами, действующими вне уч. заведений.

Социологич. исследования развернулись в 50-е гг., в период модернизации образования во мн. странах (серия докладов Дж. Конента о высшей школе США, 1959; "Доклад Робинса", Великобритания, 1963, и др.). Интенсивно изучались селективная функция образования и социальные различия, что было обусловлено либеральными ориентациями этих реформ (коллект. труд "Образование, экономика и общество", СТА, 1961; труды П. Бурдье по теории культурного капитала, Франция, и др.). В связи с футурологией и социальной прогностикой велись исследования образования как фактора социальной модернизации. T. Парсонс рассматривал данную проблему в контексте воспроизводства и поддержания культуры. Коммуникативным аспектам образования посвящены труды Г. М. Мак-Люэна.

Выявилось и критич. направление С. о. Одним из примеров его можно считать труды П. Фрейри. Часть социологов обратилась к изучению образа жизни тинэйджеров (Д. Колман и др.) и молодёжной субкультуры. Сформировалось самостоят, направление исследований массовых коммуникаций, медиа-образо-вания и др.

В рамках ЮНЕСКО и Междунар. социологич. ассоциации действует Исследовательский комитет проблем молодёжи, осуществляющий свою работу под эгидой Европ. центра координации исследований и документации в области социальных наук (Вена).

В России с кон. 19 в. был накоплен определённый опыт социологич. интерпретации образоват. проблематики (конкретные обследования шк. системы деятелями земского движения; труды П. Н. Милюкова, С. Н. Трубецкого, П. А. Сорокина и др.).

После Окт. революции 1917 социологич. исследования образования продолжались в русле официально поддерживавшейся теории "социального воспитания". Но в кон. 20-х гг. исследования этого типа были практически свёрнуты. С усилением идеологич. контроля за обществоведением ориг. исследования в области социальной проблематики образования становились редкими (как, напр., труды Л. С. Выготского в области культурно-ист, психологии, работы его и П. П. Блонского по педологии и др.). Фактически рос. С. о. надолго прекратила существование.

Реальное становление и развитие отеч. С. о. возобновились в 60-х гг. в рамках междисциплинарных подходов к образованию, к-рое стало осмысляться как фактор социальной мобильности отд. субъектов и формирования элитных групп в сов. обществе. Под рук. В. Н. Шубкина в Новосибирске были начаты крупные исследования проф. предпочтений, трудоустройства, жизненных путей разл. групп молодёжи. Ставились задачи совершенствования системы общего и проф. образования, прогнозирования социальной проф. и терр. мобильности выпускников школ. Социологич. обследования охватили ряд^областей РСФСР, а также терр. Латвии, Эстонии, Узбекистана, Таджикистана, Армении. Единая методика создавала предпосылки для выявления ведущих тенденций в аспира-циях и поведении молодёжи СССР. Сложились отд. направления социологич. изучения: ценностных ориентации при выборе профессии (М. X. Титма, Эстония), проблем высшей школы и молодёжи (Л. Н. Лесохина, В. Т. Лисовский и др., Ленинград), выбора жизненного пути учащимися ПТУ неск. поколений (М. Н. Руткевич, Ф. Р. Филиппов и др., Свердловск). Обследование (1973) под рук. Руткевича и Филиппова выявило неравномерное распределение учителей - выпускников вузов между школами города и села, низкий уровень их "приживаемости" в сел. местности, особенно в вост. регионах СССР, что сказалось на уровне подготовки школьников.

По предложению сов. специалистов при Исполкоме Всемирной социология, ассоциации был создан (1970) К-т по социологии образования, к-рый реализовал (в кон. 70-х гг.) ряд между-нар. проектов, по изучению раз л. групп молодёжи.

В 1975-85 в условиях жёсткого парт, контроля работы по С. о. вынужденно носили ограниченный характер. Но и в это время появлялись исследования, имевшие не только прикладное, но и тео-ретич. значение, в т. ч. работы по проблемам молодёжи в процессе воспроизводства социальной структуры общества (Н. А. Аитов, О. И. Шкаратан), проф. аспирации выпускников школ (Д. Л. Кон-стантиновский, Шубкин), образа жизни студентов (Лисовский). Начались исследования по социологии детства (И. С. Кон), социальному прогнозированию (И. В. Бестужев-Лада), проблемам молодёжи и новых информац. технологий.

С сер. 80-х гг. С. о. развивается в связи с социально-экон. реформами. Одно из направлений связано с рассмотрением в сравнит, перспективе данных прошлых обследований. Продолжились исследования отд. институтов системы образования, тенденций развития групп студентов и преподавателей вузов.

Сформировались новые исследоват. коллективы. На базе лаборатории ВНИК "Школа" организован (1992) Центр социологии образования (рук. В. С. Собкин) при РАО. Им проведены (в т. ч. под рук. Шубкина) исследования ценностно-нормативных ориентации старшеклассников ряда регионов России, динамика их худож. предпочтений и др. Результаты дают материал для понимания современных склонностей молодёжи.

Лит.: Шубкин В. Н., Социологич. опыты, М., 1970; Филиппов Ф. Р., Социология образования, М., 1980; В с б с p M., История хозяйства, Пг., 1923; его же, Избранное, М., 1994; Youth, Education and Work in Europe, L., 1989.

B. H. Шубкин, Я. У. Астафьев.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета