ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ТекучевТекучев Алексей Васильевич [17(30) 3 1903, станица Верхне-Курмояр-ская, ныне в Волгоградской обл, - 23 5 1987, Москва], языковед, методист, д-р пед наук (1952), проф (1953), акад АПН СССР (1968, акад АПН РСФСР с 1959) Окончил Донской пед ин-т (1923) С 1919 преподавал в ср школе, на рабфаке, позднее - в вузах Ростова Нахичевани, Ставрополя С 1932 в Москве в гор пед ин-те им В II Потемкина (1933- 1941), МОПИ (1939-65, проф, зав кафедрой рус языка) В 1965-69 зав сектором методики обучения рус языку в НИИ ОП АПН, в 1970-80 зав кафедрой методики преподавания рус языка МГПИ (с 1980 проф) Оси науч интересы в области методики преподавания рус языка, историографии языкознания, диалектологии рус языка Рассматривал методику преподавания рус языка как науку, органически связанную с лингвистикой и имеющую важное значение в передаче новым поколениям богатств рус лит языка В работах "Методика грамматич разбора" (1939) и "Грамматич разбор в школе" (1963) выявил соотношение шк и науч грамматики, обобщил исследования и педагогический опыт в постановке грамматич разбора как средства изучения грамматики В монографии "Основы методики орфографии в условиях местного диалекта" (1953) заложено принципиально новое направление в методике преподавания рус языка Еще в 20-х гг Т начал диалектологич исследования, собирая материал для "Донского словаря" А В Миртова (1928) и Большого диалектологич атласа нар говоров Участвовал в экспедициях под руководством H M Карийского, по результатам к-рых составлен производств словарь ванилов-ских ткачей (в кн H M Карийский, Очерки языка рус крестьян, 1936), был организатором и руководителем мн студенческих диалектологич экспедиций Т обосновал необходимость дифференциации методики преподавания рус языка в зависимости от диалектной среды учащихся (ряд статей в журн РЯШ, 1946- 1948) Подчеркивал, что дифференци-ров метод подход к орфография ошибкам учащихся и их объяснение с лингви-стич точки зрения обусловливают наиб эффективное применение того или иного метод приема Фундаментальный труд Т "Методика преподавания рус языка в ср школе" (1958, 19803) систематизировал достижения отеч исследователей рус языка в этом направлении С 1965 публиковал статьи о выдающихся лингвистах и методистах Л В Щербе, Ф И Буслаеве, А М Пешковском, Ф Ф Фортунатове, Д H Ушакове, К Д Ушинском, Карийском, Мир-тове и др Результаты его историографич исследований отражены в "Очерках по методике обучения рус языку" (1980), "Хрестоматии по методике рус языка" (1982) Большое внимание Т уделял работе с учителями организатор и руководитель мн метод и науч семинаров и конференций по методике преподавания рус языка, в т ч и международных (Германия, Венгрия, Польша, Финляндия, Италия и др), чл редколлегии журн РЯШ, чл многих ученых комиссий по рус яз С о ч О борьбе с малограмотностью в дет школе "Родной язык в школе", 1925, № 7, К проблеме урока по рус языку, РЯШ, 1963, № 5, О преподавании рус языка в 8-10 кл нерусской школы M, 19502, Сборник диктантов по рус языку в 8-10 кл нерусских школ, M, 19562, Преподавание рус языка в диалектных условиях, М 1974 Лит Филин Ф П, Ломизов А Ф, Ладыженская Т А К 70 летию Алексея Васильевича Текучева, РЯШ, 1973, № 2, А г. а и и и P А, А В Те-кучев РЯНШ, 1973, № 2 Л А Тростенцова
|