ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ТелевидениеТелевидение, область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений объектов и звукового сопровождения (речи, музыки и др) при помощи радиосигналов Чаще всего под назв "телевидение" понимается формирование и трансляция телепрограмм (собственно - телевизионное вещание) - одно из средств массовой коммуникации Т синтезирует в своих передачах мн информац жанры и разл виды иск-ва Теоретич основы техники передачи изображения на расстояние были заложены в нач 80-х гг 19 в в работах А ди Пайва (Португалия), II И Бахметьева (Россия) и др Первоначально передача элементов изображения была осуществлена на оптико-механич уровне II Нип-ковым (1884, Германия) Решающее значение имело открытие рос ученого Б Л Розинга, предложившего использовать в качестве ключевого элемента техники Т электронно-лучевую трубку (1907) В нач 20-х гг сформировалось 2 оси направления в разработках телевизионных систем Первое из них связано с первыми опытами эфирного Т с помощью радиосредств Первую эфирную телетрансляцию осуществил Ч Дженкинс в США (1925), первую публичную телепередачу реализовал Дж Байард в Великобритании (1926) С кон 20-х гг предпринимались попытки параллельной трансляции изображения и звука Второе направление ориентировалось на использование электронно-оптич приборов Первые в мире системы электронного Т изобрели к нач 30-х гг независимо друг от друга В К Зворыкин (рус эмигрант в США, ученик Розинга) и Ф Фарнсуорт (США) К кон 30-х гг электронные системы Т полностью вытеснили механические С кон 20-х гг телевизионное вещание организовывалось в виде более или менее регулярных публичных проб - "тестов". Регулярное телевизионное вещание началось в 30-х гг. в Великобритании, Германии, США, Франции. В 1931 состоялась первая телепередача в Москве, с 1934 началось регулярное телевещание на оптико-механич. основе (творческий сектор при Моск. радиотрансляц. узле). С 1938 началось экспериментальное и с 1939 регулярное электронное телевещание (из Моск. телерадиоцентра на ул. Шаболовка). В 1940 было налажено массовое произ-во телевизоров. После Вел. Отеч. войны телетрансляции возобновлены 7 мая 1945. В кон. 20-х - нач. 50-х гг. определились осн. жанры телепередач: спортивные (в 1949 состоялся первый прямой репортаж с футбольного матча), художественные (в 1951 поставлен первый телефильм-спектакль "Правда - хорошо, а счастье лучше") и публицистические (с 1952). С 1951 осуществлялись ежедн. передачи; было создано Центр, телевидение. К 1955 в СССР действовало 5 телецентров. В 1956 введена 2-я программа Центр, телевидения, а в 1965-67 - 3-я и 4-я. Расширились техн. возможности Т., в т. ч. благодаря спутниковой связи. С 1967 стало регулярным цветное Т. В 1967-70 введен в действие Техн. телевизионный центр "Останкино". В 60 - 70-х гг. возникли передачи, до сих пор популярные у зрителей: "Спокойной ночи, малыши", "В мире животных", "Клуб путешественников", инфор-мац. программа "Время", "КВН", "Что? Где? Когда?" и др. В системе Гостелерадио СССР (созд. в 1970) телевизионное вещание из Москвы специализировалось по отд. 4 каналам, или, в терминах тех лет, программам: 1-я - главная (информация и обществ.-полит, тематика) - распространялась на всю терр. СССР; объем вещания в среднем 13 ч в сутки; 2-я (публицистич. и худож. программы) - только на Европ. часть СССР; на этом канале располагали также свои передачи обл., краевые и респ. АССР в составе России телестудии; 6 ч в сутки; 3-я (уч. и науч.-популярные передачи) - на нек-рые области Европ. части; св. 6 ч в сутки; 4-я (худож. передачи и фильмы) имела ещё меньшее распространение; 3,5 ч в сутки. К кон. 80-х гг. подавляющее число зрителей СССР могло принимать 2 канала; началось развитие кабельного Т. В России в 90-х гг. с начала социально-экон. реформ система Т. претерпела изменения. Определились три ярко выраженных направления в деятельности Т.: государственное, общественное (финансируемое за счет средств обществ, орг-ций) и коммерческое (существующее за счёт рекламы). В 1990 создана Всерос. гос. телерадиокомпания (ВГТРК), ставшая альтернативой Гостелерадио. На базе Гостелерадио образованы Рос. гос. телерадиокомпания "Останкино" федерального уровня и 88 региональных компаний. К 1995 в системе рос. Т. гос. направление представляли след, федеральные компании: Всерос. гос. телерадиокомпания, к-рой принадлежали 2-й канал и в дневное время 4-й канал ("Российские университеты"; до 1996), и телерадиокомпания "Петербург" (5-й канал; охватывал 3/4 населения Рос. Федерации). К обществ, направлению относится Обществ, рос. телевидение (ОРТ, осн. в 1995), к-рому принадлежит 1-й канал, крупнейший в Рос. Федерации по охвату аудитории. Акции ОРТ распределены между гос-вом (51%) и крупными коммерч. банками, поэтому его можно рассматривать как обществ. Т. лишь формально, а по сути это полугос. форма. В этой же нише располагаются и многочисленные кабельные компании локального уровня, финансируемые за счёт абонентной платы. К смешанным формам относится и региональная Рос. моек, телерадиокомпания "Москва" (МТК, 3-й канал), к-рая является акционерным обществом. Коммерч. компании имеются во мн. респ., краевых и обл. центрах. Часть из них арендуют эфирное время у гос. телеканалов. Наиб, крупные коммерч. компании: НТВ (с 1993; с 1996 полномасштабное вещание на 4-м канале, охватывает ок. 40 млн. чел.), Моск. независимая вешат, корпорация - ТВ-6 (с 1994; осуществляет передачи на 6-м канале; св. 30 млн. чел.). К коммерческим относились компании "2x2", "Деловая Россия", "Телеэкспресс канал 3ь, "М-49" и др. Телевизионное вещание осуществляется в соответствии с "Законом РФ о средствах массовой информации" (1991), "Законом о рекламе" и пост, пр-ва Рос. Федерации "О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации" (1994). Лицензии выдаются Федеральной службой России по телевидению и радиовещанию сроком до 5 лет. Исследования телеаудитории проводят социологич. службы: Всерос. центр изучения обществ, мнения (ВЦИОМ), фонд "Общественное мнение", соответствующие подразделения телерадиокомпаний федерального уровня, заруб, орг-ции. В Рос. Федерации издаются спец. периодич. издания: "7 дней", "ТВ-парк", "Антенна", "Телевидение и радиовещание", "Телерадиоэфир" и др. В 1994 создан Рос. фонд развития Т. При нём организована Рос. академия телевидения, учредившая ежегодную премию "ТЭФИ" (ТелеЭФИР). Естественно рассмотрение Т. как средства массовой коммуникации в педагогических аспектах. Среди них можно выделить образовательные (связанные с просветительской функцией Т.) и воспитательные (реализующие нормативную и аксиологическую функции Т.) аспекты. Педагогически ориентированному Т. свойственна адресная, содержательная (тематическая), формальная (жанровая), функциональная дифференциация передач. В мировой практике Т. передачи пед. характера развивались чаще всего в рамках гос. и обществ. Т., коммерч. каналы сравнительно редко проявляли интерес к этому направлению Т. Образовательные аспек-т ы. Уже на ранней стадии развития телевещания возникло два достаточно ярко выраженных направления, тесно связанных между собой: образовательное Т. и использование Т. в структуре систем обучения (учебное Т.). Образоват. линия проявлялась прежде всего в создании соответствующих передач и трансляции науч.-популярных кинофильмов. В 50-60-х гг. сложились формы тематич. науч.-популярных передач ("Здоровье", "Клуб кинопутешественников", "В мире животных" и др.). Первые эксперименты по организации учебного Т. начались в 50-х гг. в США, Франции, Японии и др. странах. В рамках гос. или обществ, каналов уч. программы готовились спец. подразделениями, часто при участии гос. органов управления образованием и обществ, советов. В СССР регулярные программы уч. Т. начались в Москве в 1959. К сер. 60-х гг. сложилась развёрнутая система уч. Т. На Центр, телевидении и в ряде местных студий появились специализиров. редакции. Передачи для общеобразоват. школы были представлены 3 категориями: для трансляции на урок, для самостоят, просмотра школьниками после уроков, для учителей. Выходили сборники с аннотациями и метод, материалами к уч. телепередачам, программы уч. Т. печатались в местных газетах и журналах. Расписание уроков в школе согласовывалось со временем выхода передач в эфир. Темы передач строго соответствовали по времени изучению данной темы в шк. программе, длительность телеурока составляла 15-25 мин. Наиб, распространены уч. телефильм, лекция, телепостановка, телеэкскурсия, диспут, беседа и др. Методика уч. работы с телепередачами имела много общего с использованием др. технических средств обучения. Первоначально в педагогике преобладала точка зрения, согласно к-рой уч. Т. способно полностью заменить занятия в классе. Роль учителя сводилась, т. о., к выполнению чисто техн. организац. функций, предпочтение отдавалось "телевизионному педагогу" и творческой группе, готовящей передачу. Очевидными преимуществами уч. передач были богатые иллюстративные возможности Т., присутствие на экране крупнейших специалистов в разл. областях знаний, осуществление прямых репортажей с места событий и др. Однако эксперименты во мн. странах мира показали несостоятельность такого подхода. К недостаткам уч. Т. относились сложность взаимодействия образоват. и теле-вещат. орг-ций, проблема подготовки учителя к телеуроку, конкуренция между ним и "телевизионным" учителем и др Интерес к уч Т снизился также с применением в уч заведениях видеотехники и замкнутых телесистем Передачи на урок сохранились во мн развитых странах до кон 80-х гг (в России до 1991) Более жизнеспособной оказалась идея использования уч Т как формы заочного образования Так, в 1963 в Японии компания Эн-Эйч-Кей организовала заочную школу В СССР с 1964 проводились систематич телепередачи для студентов, сначала в Ленинграде на местной студии, а с 1965 на Центр телевидении в Москве Разрабатывались телеверсии лекций по уч предметам физ -матем и техн циклов, гуманитарным предметам (на основе уч планов Всес заочного поли-техн ин-та), а также для поступающих в вузы Однако эти передачи лишь оказывали помощь учащимся, но не являлись самостоят формой заочного обучения, что оказалось крайне неэффективным С кон 60-х гг возникли первые автономные формы высш заочного телевизионного образования Наиб удачным уч заведением такого рода стал Брит открытый ун-т (оси в 1969), предоставляющий студентам, успешно сдавшим выпускные экзамены, диплом о получении высш образования Заочные телевизионные уч заведения были также созданы в ФРГ, Голландии, Израиле, Испании, Канаде, Замбии, Индонезии, Китае и др странах В Польше работал учительский телерадиоун-т (оси в 1974) для повышения квалификации работников сферы образования В нач 90-х гг в мире насчитывалось 15 нац телерадиоун-тов Уч Т, ориентированное на неформальное самообразование, сохранилось в очень ограниченном виде и практически слилось с просветительским направлением В России в нач 90-х гг оно представлено телеуроками по иностр языкам и передачами познават, бытового характера и др Проблемы образоват Т исследовались с 50-х гг В России их изучали А Д Боборыкин, А М Гельмонт, В В Егоров, В II Муштаев, Д И Полторак, Л II Прессман, А А Степанов, С Г Шаповаленко и др Воспитательные аспекты Т чаще всего связывают с формированием норм поведения и ценностных ориентации детей, подростков и молодежи, а также с разл формами организации досуга В этом смысле Т - одно из самых влиятельных средств социализации Воспитат направление проявляется, прежде всего, через трансляцию худож и анимац фильмов, лит -драматич и муз передачи, адресную публицистику, игровые программы Однако увлеченность детей Т имеет свои негативные стороны сокращается время их активного отдыха, прогулок, игр, общения со сверстниками, а бессистемный многочасовой просмотр телепередач может нанести существ вред здоровью ребенка Поэтому необходим контроль со стороны взрослых за выбором телепередач детьми Большую пользу приносит совместный просмотр фильмов и др передач родителями с детьми Нек-рые программы, напр "Семейный канал" Всерос гос телерадиокомпании, специально ориентированы на совместный досуг взрослых и детей у телеэкрана В СССР телепрограммы для детей появились в 30-е гг (кукольные спектакли, концерты, познават передачи и др) В кон 40-х гг образована дет редакция на Моек телецентре Для детей начали создаваться спец телеспектакли К нач 60-х гг большой популярностью пользовались формы активного взаимодействия дикторов с юными телезрителями в передачах "Умелые руки" (среди ведущих - В M Леонтьева и др), "Выставка Буратино" (ведущий - художник В Курчевский) и др В адрес этих передач еженедельно приходили сотни писем от юных телезрителей В эти же годы появились постоянные персонажи-куклы Буратино, Шустрик и Мямлик, Алеша Почемучка, а позднее - герои передачи "Спокойной ночи, малышив - Хрюша, Степашка и др В 60-е гг сложилась довольно четкая адресная структура телепередач для дошкольников и мл школьников готовились кукольные спектакли и т и, мультфильмы, для подростков - передачи, связанные со шк и пионерской тематикой и познавательные, для юношей и девушек 14-17 лет - тележурналы, олимпиады, конкурсы и др В 1967 создана Гл редакция программ для детей и юношества Центр телевидения, затем дет редакции в региональных телестудиях, среди к-рых своими традициями выделялась дет студия Ленингр телевидения В кон 60-х - нач 70-х гг в практику подготовки передач вошли массовые опросы юных телезрителей (Г Галочки-на), помогающие определить интересы детей и подростков В 70-е гг адресная структура включала 5 возрастных групп Для дошкольников предназначались передачи с участием кукольных персонажей, с отрывками из мультфильмов и т и, для мл школьников передачи, связанные с игровой и уч деятельностью ("АБВГДейка" и др), для мл подростков - программы, ориентированные на познават процессы, часто с включением развлекат и соревноват элементов, для ст подростков - рассматривающие проблемы межличностных отношений, для юношей и девушек - посвященные проблемам самоопределения, самопознания и т и ("Тебе, Юность'" и др) В 80-х гг были детально определены социологич обследованиями (В С Соб-кин и др) доминанты интересов в каждой группе и их зависимость от пола В частности, обнаружены резкие изменения в предпочтениях в 9 лет пользуются попу лярностью передачи о животных, приключениях и путешествиях, в 12 лет - о сверстниках и эстрадная музыка, в 15 лет - телеигры интеллектуального характера и информац программы Была также обоснована необходимость создания передач отдельно для мальчиков и девочек В нач 90-х гг рост общего объема телевещания для детей и юношества увеличился за счет прибавления телеканалов практически каждый из них транслирует мультфильмы и худож кинофильмы, преим иностранные Гл редакция программ для детей и юношества в Москве разделилась на две редакции Одна редакция сохранилась в "Останкино", продолжая готовить традиц популярные передачи ("Спокойной ночи, малышив, "До 16 и старше" и др) и создавая новые программы (напр, "Между нами, девочками") Другая редакция образована во Всерос гос телерадиокомпании (Творческо-производств объединение "РОСТ") и в основном разрабатывает новые формы, напр информац программу "Там-там-новости", выходящую 5 раз в неделю (в ней дети сами выступают авторами и ведущими передач) Поиск новых форм дет передач ведется также местными студиями Лит Гельмонт А М, Полтора к Д И, Телевидение в шк образовании, М 1963, Проблемы уч телевидения Сб ст, под общей ред А Д Боборыкина и А А Степанова, Л, 1969, Телеэкран приглашает детей Сб ст, сост Г Галочкина, М, 1976, Психол -пед воздействие уч кино и телевидения, М, 1979, Телевидение в уч процессе Сб науч трудов ЛГПИ им А И Герцена, от ред А Д Боборыкин и А А Степанов, Л, 1981, E г. о-р о в В В, Телевидение и школа проблемы уч телевидения М, 1982, Муштаев В II, Уроки иск ва Очерки об уч телевидении, М, 1985, Телевидение и школа опыт социокультурного исследования Сб ст, под общей ред В С Собкина, М, 1989 А В Шариков
|