Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Темперамент

Темперамент (лат temperamentum - соразмерность, надлежащее соотношение частей), закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующих разл стороны динамики психич деятельности Тип Т зависит от врожденных анатомо-физиол особенностей, в первую очередь нервной системы Анализ внутр структуры Т представляет значит трудности, обусловленные отсутствием у Т единого содержания и единой системы внешних проявлений Попытки такого анализа приводят к выделению трех ведущих компонентов Т, относящихся к сферам общей активности индивида, его мото-рики и его эмоциональности Наиб широкое значение в структуре Т имеет тот его компонент, к-рый обозначается как общая психич активность индивида Сущность этого компонента - в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности, при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются интеллектуальными и характерологич особенностями личности, комплексом ее отношений и мотивов К группе качеств, составляющих первый компонент Т, вплотную примыкает и, возможно, входит в неё как составная часть группа качеств, составляющих второй, двигательный (моторный), его компонент, ведущую роль в к-ром играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально-речедвигательного) аппарата. Среди динамич. качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд др. признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Совокупность особенностей мышечной и речевой мото-рики составляет ту грань, к-рая легче других поддаётся наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о Т. их носителя. Третий осн. компонент Т. - эмоциональность, представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с др. составными частями Т. этот компонент наиб, сложен и обладает разветвлённой собств. структурой. В качестве осн. характеристик эмоциональности выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность. Осн. компоненты Т. образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, к-рое позволяет говорить о целостности проявлений Т. и даёт возможность относительно чётко отграничивать Т. от др. психич. образований личности - её направленности, характера и др.

Вопрос о проявлениях Т. в поведении неразрывно связан с вопросом о факторах, эти проявления обусловливающих. В истории учения о личности можно выделить три осн. системы взглядов на этот вопрос. Древнейшими являются гуморальные теории, связывающие Т. со свойствамиГтеТИлТГиных жидких сред организма. Наиб, ярко эту группу теорий Т. представляла классификация, основанная на учени!Г"ТЯш01срата"^Он считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, - кровью, жёлтой желчью, чёрной желчью и слизью (лимфой, флегмой). На основании теории Гиппократа постепенно сформировалось учение о четырёх типах Т. - по кол-ву главных жидкостей, гипотетич. преобладание к-рых в организме дало название осн. типам Т.: сангвиническому, холерическому, меланхолическому и флегматическому. Близко к гуморальным теориям Т. стоит сформулированная П. Ф. Лесгафтои"идея о том, что в основе проявлений Т. лежат свойства системы кровообращения. Большое влияние на формирование совр. европ. теорий личности и её индивидуальных особенностей оказала теория Т., выдвинутая Э. Кречмером. Анализируя совокупности морфологических признаков, Кречмер выделяет на основе разработанных им критериев осн. конституциональные телосложения и делает попытку определить Т. именно через эти типы морфологич. конституции. К мор-фологич. теориям Т. относится и концепция амер. психолога У. Шелдона, к-рый, как и Кречмер, проводит мысль о сома-тич. обусловленности разнообразных психич. черт личности. Осн. недостатком гуморальных и морфологич. теорий является то, что они принимают в качестве первопричины поведенческих проявлений Т. такие системы организма, к-рые не обладают и не могут обладать необходимыми для этого свойствами.

Основу для разработки действительно науч. теории Т. создало учение И. П. Павлова о типологич. свойствах нервной системы животных и человека. Павлов выделил три осн. свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырёх типов высшей нервной деятельности; проявления их в поведении Павлов поставил в прямую зависимость от антич. классификации Т. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий Т. сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный - Т. флегматика; сильный, неуравновешенный - Т. холерика; слабый - Т. меланхолика. Отеч. психологи (Б. М. Теплов и др.) отмечали, что первостепенное науч. значение работ Павлова заключается в выяснении осн. роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиол. организации индивида. На совр. этапе развития науки сделать окончат, выводы относительно числа осн. типов нервной системы, равно как и числа типичных Т., не представляется возможным. Исследования учёных показали, что сама структура свойств нервной системы как нейрофи-зиол. измерений Т. много сложнее, чем это представлялось ранее, а число осн. комбинаций этих свойств, видимо, гораздо больше, чем это предполагалось Павловым. Однако для практического (в т. ч. психолого-пед.) изучения личности деление на четыре осн. типа Т. и их пси-хол. характеристика могут служить достаточно хорошей основой. В соответствии с этим следует отметить, что для сангвинич. Т. характерны довольно высокая нервно-психич. активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональная впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицат. воспитат. влияниях оборачивается отсутствием должной сосредоточенности, поспешностью, а иногда и поверхностностью. Для холерич. Т. характерны высокий уровень нервно-психич. активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний.

Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю в эмоциогенных обстоятельствах. Т. флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитат. влияний у флегматика могут развиваться такие отрицат. черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий. Меланхолич. Т. связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психич. активности, сдержанность и приглушённость моторики и речи, значит, эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитат. воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчуждённость, склонность к тяжёлым внутр. переживаниям таких жизненных обстоятельств, к-рые вовсе этого не заслуживают. Приведённые данные показывают, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип Т. может характеризоваться комплексом как положит., так и отрицат. психол. черт. Задача воспитателя заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребёнком переделывать один тип Т. в другой, а в том, чтобы планомерной и систематич. работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому Т. положит, качеств, а с другой - ликвидации или ослабления тех недостатков, к-рые уже начали проявляться в поведении ребёнка. Поскольку формирование особенностей Т. есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания Т. имеет формирование морально-волевых сторон характера: овладение своим поведением и будет означать формирование положит, качеств Т.

Вместе с тем воспитателю следует иметь в виду, что Т. надо строго отличать от характера. Т. ни в коей мере не характеризует содержат, сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамич. стороне психич. деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.

В процессе развития характера свойства Т. претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к разл. свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующих воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может образоваться сильный характер, и наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при "тепличном", изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях Т. опосредован и обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Непосредственно Т. проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, для разных людей нужны разные приёмы выработки тех или иных психич. качеств. Бесспорно, что при любом Т. можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приёмы развития этих свойств существенно зависят от Т. Поэтому Т. - важное условие, с к-рым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, всестороннему развитию умственных и физич. способностей.

Лит.: Кречмер Э., Строение тела и характер, пер. с нем., М. - Л., 1930; Павлов И. П., Полн. собр. соч., т. 3-4, М. - Л., 19512; ЛейтесН. С., Опыт психол. характеристики темпераментов, в сб.: Типологии, особенности высшей нервной деятельности человека, т. 1, М., 1956; Ильина А. И., Общительность и темперамент у школьников, Пермь, 1961; Теплое Б. М., Проблемы индивидуальных различий, М., 1961; M e р-л и и В. С., Очерк теории темперамента, М., 1964; Небылицын В. Д., Осн. свойства нервной системы человека, М., 1966; С т p е-л я у Я., Роль темперамента в психич. развитии, пер. с польск., М., 1982; К lag es L., Die Grandlagen der Charakterkunde, Lpz., 1928; Sheldon W. H., The varieties of tempera-ment. A psychology of constitutional differences, N. Y., [1942]; E у s e n с k H. J., The stracture of human personahty, L., [1953]; G u i l f o r d J. P., Zimmer man W. S., Fourteen dimensions of temperament, Wash., 1956; B o u r d e l L., Les temperaments psychobiolo-giques, P., 1961. В. А. Крутецкий.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета