Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Федоров Николай

Федоров Николай Федорович [1829, с Ключи Тамбовской губ, - 15(28) 12 1903, Москва], религ мыслитель, педагог Учился в Ришельевском лицее в Одессе В 1854-68 преподавал историю и географию в уездных уч-щах в Липецке, Богородске, Угличе, Боровске и др городах Центр России С 1869 служил в Чертковской б-ке в Москве В 1874-98 работал в Румянцевском музее, затем, после нек-рого перерыва, - в архиве Мин-ва иностр дел

Большая часть трудов Ф была опубликована посмертно его учениками ("Философия общего дела Статьи, мысли и письма Николая Федоровича Федорова ", т 1-2,1906-13), нек-рые работы появились в печати анонимно еще при жизни мыслителя Из них пед теме посвящены статьи "К вопросу о памятнике В H Каразину" ("Наука и жизнь", 1894, № 15-16), "Долг авторский и право музея-библиотеки" ("Дон", 1897, 1 июля), "Несколько предположений по поводу ноябрьских падающих звезд" ("Асхабад", 1899, № 298, 25 октября) и др Популяризатором филос системы Ф стал его ученик и последователь H II Петерсон

Подход Ф к проблемам воспитания и образования определялся духом его учения, основой к-рого была идея богочело-веческого дела спасения, соучастия человека в исполнении Божьих обетовании, в труде по восстановлению мира "в то благолепие нетления, каким он был до падения" (Соч, с 395) "Всеобщее дело" заключалось для Ф в победе над смертью, воскрешении умерших, одухотворении природы и космоса В исполнении этого дела, по мысли Ф, должны быть соединены все сущностные силы человека (синтез науки и искусства в преображении мира)

Такое понимание онтологич задачи человечества требовало радикальной переориентации сознания, изменения самого типа душевной организации личности, ее ценностных установок Критику Ф вызывал "неоязыческий" уклад жизни, выдвинувший идеал сытости и "комфорта" Следование общества этому идеалу привело, по Ф, к сугубо утилитарному, хищническому отноше нию к природным и земным богатствам ("цивилизация эксплуатирующая, но не восстанавляющая"), а в обществ жизни - к господству "юридико-экон " закона над нравственным Не удовлетворял его и односторонне-аскетический идеал, в к-ром "личное спасение", внутр сокровенная работа души становятся единственно абсолютным и богоугодным делом, всякая же ист, обществ, культурная деятельность человечества вторична и часто признается суетной и безблагодатной В противоположность этому Ф выдвигал задачу воспитания активно-христ сознания, опирающегося на представление о человеке как проводнике Божьей воли в мире, об ответственности всех и каждого за судьбу Вселенной, за живших и живущих, за бытие в целом

Особое место в воззрениях Ф занимал вопрос о нач образовании, неотделимом от нравств формирования личности Его основой Ф считал воспитание "родственности", "сыновнего долга", памяти и любви к "отцам" и "предкам" "И почему воспитание не начинается у могил прадедов или прапрадедов, почему не начинается с сознания, что он, ребенок, не сын только живых родителей, но и внук, правнук умерших дедов или прадедов На праздные вопросы ребенка о рождении, о начале, можно бы было обращать его внимание на конец Почему педагогия нынешняя игнорирует вопрос о конце'' Потому-то наше воспитание и лишено всякой серьезности, не имеет прочной основы" ("Философия общего дела", т 1, с 579-80) Органично присущее ребенку всеобъемлющее чувство родства (для него все люди - "дяди" и "тети") должно не оттесняться на задний план господствующими в мире "небратством" и "рознью", а возводиться на новую, сознательную ("совершеннолетнюю") ступень в качестве принципа отношения к миру, самоопределения в бытии (человек - "сын умерших отцов" или, по-евангельски, - "сын человеческий") Особое значение здесь приобретала личность учителя, призванного пестовать то же родственное, "отеческое", "усыновляющее" отношение к ученикам, не допуская никакого формализма и принуждения Плодотворно лишь начало добровольности, "жертвенности", личного примера ("учитель добрый душу свою полагает за детей")

В центр нач образования Ф ставил историю, географию и астрономию - предметы, призванные сформировать у ребенка общее, целостное представление о мире "География говорит нам о земле, как о жилище, история же - о ней, как о кладбище" ("Философия общего дела", т 2, с 218) Астрономия обращает взор человека к небу, ко Вселенной, воспитывает космич чувство, сознание того, что поприщем человеческой деятельности становится мироздание в целом Важным лед принципом Ф считал активное участие самих школьников в добывании знаний по предмету через изучение родного края, его истории, геогр и климатич особенностей, а также через астрономич наблюдения Учебникам Ф отводил вспомогат роль, заменяя их нек-рой общей программой, планом С помощью изучения местной истории и географии, неразрывно связанных с первыми жизненными впечатлениями ребенка, может быть достигнуто, по Ф, особое качество "сердечного", "родственного" знания, к-рое не может оставаться сугубо теоретическим, а ищет себе приложения, поприща благой деятельности

Принцип активности в познании Ф выдвигал на всех уровнях образоват процесса Университетскому образованию (по его мнению, в значит степени пассивному, потребляющему готовый материал) он противопоставлял др тип образования - "музейско-библиотечный", ориентированный на самостоят, творч изучение, неотделимое от долга памяти и любви к прошедшему Ф выступал за превращение музеев и библиотек в центры собирания и исследования, воспитания и обучения, за формирование вокруг них коллективов ученых, к-рые руководили бы учащимися в процессе познания В системе учения "всеобщего дела" такой тип образования был непосредственно связан со стремлением преодолеть разрыв между светским и духовным просвещением, знанием и верой, храмовой и внехрамовой жизнью Обращая "сердца сынов к отцам", музеи для Ф приобретают значение религиозное и становятся неотделимыми от храма, соединяющего живущих в совокупной молитве за умерших По Ф, религия дает высш цель знанию, одушевляет образование, направляет познават и созидат активность человека в благое русло Отсюда - его идея создания "школ-храмов" или "храмов-школ-музеев" (включающих и обсерватории), где религ воспитание и шк образование составят единое целое, "все виды знания получат священное значение" (Соч, с 368) Устраняя разделение мысли и дела, "ученых" и "неученых", исследование, по Ф, становится всеохватывающим и всеобщим (нужно "всех сделать познающими и все - предметом познания") и ведет к творч преображению жизни

Соч Соч, M, 1982, Собр соч в 4 тт, т 1-2, M, 1995-, Из материалов к третьему тому "Философии общего дела", в сб Контекст 1988, M, 1989, Из "Философии общего дела", Новосиб, 1993 "Вопросы философии", 1993, № 1, с 133-182, "Начала", 1993, № 1, с 31-79

Лит Кожевников В А, Н Ф Федоров Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам, ч l, M, 1908, Семенова С Г Этика "общего дела" H Ф Федорова, M, 1989, с е ж е, Николай Федоров Творчество жизни, M, 1990, Коваль Л, Идея музея в философии H Ф Федорова, в кн Визуальная пропаганда книжных памятников, M, 1989, с 149-56 А Г Гачева

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета