Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Феофан Прокопович

Феофан Прокопович (Элеазар) [8(18) 6 1681, Киев, - 8(19) 2 1736, Петербург], церковный и обществ деятель, ученый, писатель, педагог Образование получил в Киево-Могилянской академии, учился в Польше, Италии, с образоват целью посетил др страны Зап Европы С 1705 преподаватель, с 1711 ректор Киево-Могилянской академии В 1716 по настоянию Петра I переехал в Петербург С 1718 епископ Псковский, с 1725 архиепископ Новгородский С 1721 вице-през Синода Сподвижник Петра I, идейный вдохновитель его преобразований, глава "ученой дружины" (А Д Кантемир, В H Татищев и др), отстаивавшей начинания Петра I после его смерти

Развитие просвещения в России рассматривал как оси условие процветания гос-ва, благосостояния граждан Гл роль в распространении образования отводил гос власти Выступал за широкое распространение грамотности среди населения, в т ч среди крестьян, за право женщин на образование Ф II содействовал развитию шк дела, распространению науч знаний (был почитателем Ф Бэкона и P Декарта), печатанию светских книг При Александро-Невском монастыре в Петербурге основал типографию (1720), в к-рой кроме богослужебной печаталась уч лит-ра, учредил (1721) "словенскую" школу (чтение, письмо, арифметика, грамматика, псалтырь, толкование Евангелия) Открыл в своем доме частную школу (1721), предназначенную для сирот и детей бедных родителей В ней преподавались церк -славянский, лат и греч языки, риторика, логика, "римские древности", арифметика, геометрия, география, история, рисование, музыка Содействовал распространению школьного театра (еще в Киево-Могилянской академии в 1705 он написал пьесу "Владимир", положившую начало "просветительной" трагедии в России) В инструкции, разработанной Ф II для школы, был определен порядок у ч занятий и отдыха, давались наставления о поведении учеников в школе, общежитии и церкви и т д За 15 лет школу Ф II окончило 160 чел (в т ч будущие акад С К Котельников, А II Протасов, Г H Теплов)

В "Духовном регламенте" (1721) Ф II обосновал систему духовного образования - высшего (академии), среднего (семинарии), низшего (архиерейские школы), дал метод рекомендации по организации занятий и досуга учащихся Возражая против поспешности в деле учреждения Академии наук, Ф II предлагал предварительно открыть уч заведение ("Петер-гартен") для воспитания будущих академиков, но в период организации академии уже был в числе ее покровителей, участвовал в наборе учеников в Академическую гимназию

Придавал большое значение мотивации обучения, указывал на необходимость разъяснять ученикам результаты изучения шк дисциплин, чтобы они "видели берег, к к-рому плывут" Ф II - автор многочисленных пособий для школ Курсы поэтики, риторики, философии, математики, разработанные им в Киево-Могилянской академии, стали науч вкладом Ф II в развитие этих дисциплин В 1720 написал "Букварь, или Первое учение отроком с Катехизисом", в предисловии к к-рому обосновал важность раннего воспитания детей Новшеством стали изложение материала "просторечием", замена текстов псалмов и молитв их толкованием В 1720-24 вышло 12 изд букваря, он использовался не только в церковных, но и в светских школах, переиздавался до сер 19 в

Соч Сочинения, M -Л, 1961, Антология пед мысли России XVIII в,М,1985, с 42-53

Лит ЧистовичИ А, ФеофанПро-копович и его время, СПБ, 1868, H и ч и к В M, Феофан Прокопович M, 1977

А М Сафронова

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета