ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ФихтеФихте Иоганн Готлиб (19 5 1762, Рам-менау, - 29 1 1814, Берлин), нем философ, педагог, публицист и обществ деятель Учился в ун-тах Йены и Лейпцига Проф Йенского ун-та (1794-99) С 1800 в Берлине, первый выборный ректор (1810) Берлинского ун-та В своем гл соч - "Наукоучение" (1794, неоднократно перерабатывалось) выступил как непосредственный продолжатель филос революции, начатой И Кантом, к-рый противопоставил априорную (внеопытную) структуру человеческого сознания ощущениям, возникающим под действием внеш вещей В этой системе мир сознания со всеми явлениями, существующими в нем ("вещи для нас"), и подлинная реальность за пределами сознания ("вещи в себе") предстают как две составляющие части мироздания Ф. стремился преодолеть дуализм сознания и деятельности и последовательно провести осн. кантовскую мысль о том, что всякое предметное бытие - результат конструирующей деятельности сознания, но не эмпирического, присущего конкретному индивидууму, а общего, необходимо принадлежащего каждому, - "трансцендентального". В качестве основоположения своей филос. системы он принял абсолютное "Я" как чистую деятельность, к-рая порождает всё многообразие объектов, составляющих не только реальный, но и воображаемый или мыслимый мир. Это первоначало, по Ф., представляет собой двуединый процесс сознания и самосознания (рефлексии). Акт сознания центробежен, он устремлён к объекту, а самосознание центростремительно, обращено "вовнутрь", делая предметом рефлексии сам акт сознания. В процессе отношения сознания к самому себе лежит источник диалектики, к-рую Ф. сделал методом развёртывания всего филос. содержания. Этим определяется место Ф. в истории диалектики как предшественника Ф. В. Шеллинга и Г. В. Гегеля. Исходная диалектич. триада системы Ф.: тезис - "Я", антитезис - "не-Я" и синтез "Я" и "не-Я" как взаимообусловленные стороны одного и того же абсолютного "Я". Ощущения и восприятия постулируют независимый от сознания мир; рассудок в этом мире находит рациональный, законосообразный порядок, а разум, завершая дело рассудка и поднимаясь над ним, постигает абсолютное "Я" как животворный источник всего сущего. Ф. считал, что сущность "Я" есть деятельность, бесконечное стремление к самовоплощению. В процессе деятельности происходит разделение её на теоре-тич. и практич. формы и, тем самым, - на реальное и идеальное, воображаемое и действительное. Признак действительности - сопротивление, к-рое встречает на своём пути человеческое стремление. В воображении всё осуществимо, дей-ствит. мир отрезвляет и дисциплинирует, требует от субъекта усилия для воплощения мечты. Т. о., противоположность "Я" и "не-Я" получает эмпирич. выражение в повседневном сознании: чувство сопротивления знаменует собой вторжение реальности в сферу человеческих влечений. Поскольку человек действует в чувственно воспринимаемом мире, он никогда не бывает полностью свободен, но степень свободы его возрастает пропорционально тому, как центр приложения его усилий смещается от "не-Я" к "Я", т.е. возвращается к субъекту от затерянности в мирских делах. Больше всего этому условию удовлетворяет нравств. самоопределение личности, в этой сфере эмпирич. реальность ближе всего подходит к прообразу абсолютного "Я". Моральное сознание предполагает дисгармонию влечения и долга, повелевая во всех случаях несогласия отдавать предпочтение долгу. Поэтому истинно гармоничная жизнь делается возможной лишь при посредстве религии, к-рая своим внутр. светом разрешает все противоречия и побуждает "любить вечность". Первоначальные версии "Наукоуче-ния" в течении десяти лет выдвигали на передний план идею абсолютного "Я" как последнего основания бытия и познания, что послужило причиной обвинения Ф. в субъективизме и атеизме. Во второй версии, к-рая в наиб, законченной форме выражена в лекциях 1810-И и 1813 годов (опубл. под назв. "Факты сознания" в 1817, рус. пер. 1914), Ф. сделал поворот в сторону традиц. христ. теизма. Абсолютное "Я" теперь выступает как "образ Бога", а индивид, самосознание - как "образ образа", т.е. явление "третичное" по сравнению с абс. бытием, к-рое признаётся как первооснова. Деятельность абсолютного "Я" есть бесконечное стремление осуществить цель, заложенную в нём изначально, т.е. стать в действительности образом абс. бытия. "Я" в своём высшем проявлении трактуется как воля приобщения к высшему благу, даруемому наставлениями религии. Абс. бытие и деятельность "Я" чётко разграничиваются: последняя - лишь явление первого наряду с природой, к-рая ещё дальше отстоит от абсолюта, потому что дана лишь в субъективном созерцании и мышлении. Восприятие, воображение, знание и воля - ступени постепенного возвышения жизни до уровня свободы, в к-рой знание и бытие сливаются воедино. В мировой истории сменяется, по Ф., пять эпох: "инстинкта разума", когда объединение людей управляется как бы законом природы, действующим бессознательно; "авторитета разума", когда закон отделяется от общества и царит над людьми как внеш. сила; "освобождения от авторитета"; "науки разума" - сознающий себя разум существует в виде внутр. убеждения ученых, и, наконец, "искусства разума", когда идеи разума сознательно воплощаются в жизнь. Современную ему эпоху Ф. рассматривал как переходную: авторитет свергнут, но до "искусства разума" ещё далеко; получила распространение "пустая свобода" индивидуальных мнений, руководствующихся личной выгодой. Подлинное же просвещение - "наука разума" - указывает на иллюзорность изолиров. индивидуального существования и на роль сверхличных "идей", связывающих индивидуума с "родовой жизнью" народа и человечества. На этом основана идея Ф. об исключит, роли воспитания и образования как подготовления завершающей эпохи - "искусства разума", окончательно преодолевающей "греховный эгоизм" современности. Вся история человечества, т. о., есть история воспитания, преобразования грубой первобытности в жизнь свободного разума. Особое значение задача воспитания народа приобретает в Германии, стране Реформации и критич. философии ("Речи к нем. народу", 1808). Воспитание народа неотделимо от формирования отд. личности. И в том и в другом случае руководящая идея - развитие субъекта через самопознание к "чистой воле", осуществляющей любовь к всеобщему. Поэтому философия ("Наукоучение") есть и теория воспитания. Воспитание, по Ф., должно основываться не на механич. заучивании абстракций путём "дрессировки" воспитанника, а брать за основу органич. развёртывание и тактичное руководство дремлющих сил самого ребёнка, постепенное формирование его собственного "Я". При характеристике собственно пед. мер, способствующих развитию ребёнка, Ф. во многом использовал идеи И. Г. Песталоцци, к-рые видоизменял в соответствии со своими принципами. Прежде всего воспитаннику необходимо усвоить "азбуку ощущения" (или самоощущения, т. к. ощущение Ф. трактовал не в духе англ.-франц. сенсуализма как пассивную регистрацию внеш. впечатлений, а как первую стадию пробуждения активности "Я"). Затем следует приобщить ребёнка к "азбуке созерцания" внеш. предметов, поощряя развитие его воображения и конструктивных навыков изображения предметов. Усвоение образов должно предшествовать словесному обозначению и образованию понятий, чтобы преодолеть отвлечённо-схола-стич. способ преподнесения знаний. Курс элементарного обучения завершается приобретением навыков "телесной силы". Затем наступает черёд собственно нравств. воспитания, к-рое начинается с развития "инстинкта уважения", что требует общения между детьми и взрослыми. Самоуважение ребёнка возрастает пропорционально знакам уважения со стороны взрослых и сверстников, поэтому очень важно уберечь детей от подражания негодным поступкам взрослых. Самоуважение предполагает самостоятельность, а последняя требует добывания средств к жизни собств. трудом, освобождающего от рабской зависимости. Поэтому образоват. учреждение, по Ф., должно одновременно быть и хоз. "общиной", где трудовое воспитание реализуется в форме с.-х. труда и ремёсел. Т. о., подростки могут подготовиться к необходимой для гос-ва деятельности. Кроме работников физич. труда нации нужно также сформировать "учёное сословие". Будущие учёные, как и рабочие, должны пройти стадию общего физич. труда, и лишь впоследствии, в зависимости от индивидуальных особенностей юноийей, гос-во определит подходящую для них отрасль Система образования, по плану Ф., складывается на широкой основе нар школы, затем следуют ср. образоват. ступень и ун-т Разработка уч. программы и вся деятельность ун-та должны быть подчинены развитию личности в ее.целостности и, что неразрывно с этим связано, сохранению нац. самобытности Принципы организации ун-та, предложенные Ф., до нек-рой степени сохраняют значение и в 20 в., напр, соединение обучения и науч. работы в ун-те, так что весь контингент складывается из учащихся, "учащих" (профессоров) и прекративших преподавание деятелей, занимающихся либо научной, либо практич. работой В преподавании, по Ф., следует избегать повторения известного, к-рое можно почерпнуть из лит-ры, и учить студентов гл. обр. "искусству науки", т.е. навыкам творческой умственной деятельности. В осуществлении плана нац. воспитания Ф. осн. роль отводил гос-ву; его деятельность способствовала осуществлению реформы образования в Пруссии. Ф. подчеркивал, что образование народа - самое выгодное вложение капитала, ибо делает нацию неизмеримо богаче и сильнее, создавая для общества полезных граждан. При всей плодотворности рекомендованной Ф. воспитат системы в ней есть принципиальная ограниченность, к-рая выявилась в ист. опыте, излишняя регламентация, недооценка роли семейного воспитания, обществ. пед инициативы, порождающие нивелирование индивидуальности и консерватизм. Однако в период борьбы с Наполеоном после поражений Пруссии в 1806-07 идея Ф о высоком назначении нем. нации явилась выражением обществ, протеста, а воплощение этой идеи с помощью продуманной гос. системы образования было для 19 в. важным ист. предвидением. С о ч Samtliche Werke, Bd 1-8, В, 1845- 1846, Werke, Bd 1-6, Lpz, 1908-12, Briefwechsel, Bd 1-2, Lpz, 1925, в рус пер - Оси черты совр эпохи, СПБ, 1906, Факты сознания, СПБ, 1914, Избр соч, т 1, [М], 1916 Лит Гайденко II П, Философия Фихте и современность, M, 1979, ее же, Парадоксы свободы в учении Фихте, M, 1990; Nagassawa K, Das Ich im deutschen Idealismus und das Selbst im Zen-Buddhismus Fichte u Dogen, Freiburg-Munch, 1987, L a u t h R, Der Ursprung der Dialektik m Fichtes Philosophie, Köln, 1988, Fichte (1762-1814) und die Franzosische Revolution, Tl l-2, B, 1988 M А Киссел
|