Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Хомский

Хомский, Чoмски (Chomsky), Ноам (p 7 12 1928, Филадельфия), амер языковед Учился в Пенсильванском (1949) и Гарвардском (1955) ун-тах Проф Массачусетского технол ин-та Заложил основы теории порождающих грамматик и теории формальных языков как раздела матем логики ("Трансформационный анализ", 1955, "Синтаксич структуры", 1957) Опираясь на идею универсальности оси структур в языках мира, выдвинул программу изучения языка как средства исследования мышления ("Язык и мышление", 1968) Широкое распространение получили идеи X о врожденных предпосылках развития языка По мнению X, у ребенка существует "врожденное предрасположение - выучить язык определенного типа" Развивая эту идею, X пришел к утверждению о существовании глубинных синтаксич структур, выступающих основой усвоения языка Языковая способность обусловлена генетически и определяет класс грамматик, доступных человеку У ребенка, начинающего осваивать язык, X усматривает такое когнитивное (познавательное) состояние, для к-рого характерны врожденные универсалии, т с общие принципы фонологии, синтаксиса и семантики X рассматривает язык как орган, аналогичный органам тела, и описывает усвоение языка в терминах созревания, т с, по X, развитие речи должно быть исследовано так же, как в анатомии изучаются рост и функционирование печени, сердца и т и Взаимодействие со средой необходимо, чтобы стимулировать развитие X отрицает возможность усвоения подлинно новых структур и операций, возникающих в результате взаимодействия с окружающей средой На этой основе им была подвергнута критике работа Б Ф Скиннера "Вербальное поведение" X удалось убедительно продемонстрировать ограниченность бихевиористской (см Бихевиоризм) концепции, в к-рой развитие речи рассматривается как меха-нич научение речевым навыкам Однако и собственная концепция X вызвала дискуссию и была подвергнута критике, в т ч в отеч лингвистике и психологии, за недооценку социальных механизмов развития речи Идеи X нашли отклик в ряде стран в связи с разработкой теории компьютеризации обучения и искусственного интеллекта

С о ч в рус пер Аспекты теории синтакси са, M, 1972, Язык и мышление, M, 1972

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета