ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Ханты-Мансийский автономный округХанты-Мансийский автономный округ, образован в 1930 как национальный, совр назв с 1940, входит в Тюменскую обл Рос Федерации Пл 523 тыс км2 Нас 1282,4 тыс чел (1989, перепись), в т ч ханты - 11,9 тыс, манси - св 6,5 тыс, ненцы - св 1,1 тыс Центр - г. Ханты-Мансийск Первая школа была открыта в 1702 в Тобольске В 1844 начали работать Кандинская, в 1850 - Обдорская рус -туземные школы Школы были смешанными Обучение велось на рус яз В 1908 грамотность коренного населения составляла ок 1% К 1917 на терр округа функционировали 2 двухкомплектные и 5 одноком-плектных школ, обучалось ок 600 учащихся, в т ч 15 детей коренного населения В кон 90-х гг 19 в в Тобольске была создана переводч комиссия для подготовки учебников на хантыйском и мансийском языках Были изданы "Книга для обучения остяцких детей читать и писать" И Егорова (Тобольск, 1898) и "Азбука для вогул приуральских" (составитель епископ Никанор, M, 1903) В 1921 в Собской юрте Обдорского р-на открыта хантыйская школа Ее организатором был один из первых учителей коренных народов Обского Севера II E Хатанзеев В 1927 в округе работало 60 общеобра-зоват школ (56 начальных, 4 школы II ступени), в т ч 20 национальных В кон 30-х гг грамотность населения составляла св 80% Большую роль в организации и развитии нар образования на терр округа сыграли рус учителя А В Голобухин, И Д Непомнящих, H С Трусов, А Н Лоскутов и др В нач 30-х гт созданы первые культбазы Сосьвинская для манси и Казымская для хантов С нач 30-х гг развивалась сеть дошк учреждений (к 1940 - 27 дошк учреждений, 780 воспитанников) В 20-х гг в обучении использовались книги, составленные В Г Богоразом и С Н Стебницким На основе Единого сев алфавита впервые была разработана (1931) письменность для хантыйского и мансийского языков (с 1937 на рус графике) В 1933 издан букварь для хантыйской школы (составитель Н К Каргер), в 1932 - для мансийской (соста витель В Н Чернецов) Начало вводиться всеобщее нач обучение Подготовку учителей осуществляли Ханты-Мансийское пед уч-ще (с 1932), а также вузы Ленинграда К 1939 в округе работало 154 школы (118 нач, 32 неполные средние, 4 средние), обучалось св 13,6 тыс учащихся, работало ок 480 учителей Осуществление нач всеобуча и ликвидация неграмотности продолжались в нач 50-х гг Последовательно вводился 7-летний (50-е гг) и 8-летний (60-е гг) всеобуч В 70-80-х гг осуществлялся курс на всеобщее ср образование молодежи С нач 60-х гг преподавание в школах ведется на рус языке В 1995 в 216 дошк учреждениях воспитывалось св 21,5 тыс чел (в т ч в 5 частных - 390 детей) В 383 общеобразо-ват школах (в т ч св 30 хантыйских и мансийских) обучалось св 248 тыс учащихся (в т ч св 4 тыс детей коренного населения) В общеобразоват школах занято св 16,2 тыс педагогов Функционировало 6 гимназий (ев 8 тыс учащихся), 6 лицеев (ев 5 тыс учащихся) Подготовка преподавателей ведется в Ханты-Мансийском пед уч-ще, в пед вузах Тюмени и С -Петербурга Имеется 10 домов дет творчества, 5 станций юных техников, 7 спорт школ, 22 муз и муз -худож школы, школа иск-в, пед, мед, муз уч-ща, 4 ПТУ Работают филиал Тюменского индустр ин-та (с 1967), окружной ИУУ в Ханты-Мансийске (осн в 1974) Лит Базанов А Г Очерки по исто рии миссионерских школ на Крайнем Севере (Тобольский Север) Л 1936 Базанов А Г Казанский H Г Школа на Край нем Севере Л 1939 Народы Сибири под ред M Г Левина и Л II Потапова M - Л, 1956, Филиппович А В От безграмотности - ко всеобщему ср образованию, Ханты Ман сииск 1968 H И Меляков.
|