ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ХарактерХарактер, совокупность устойчивых индивидуальных особенностей лично сти, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные индивид способы поведения Индивид особенности, образующие X, относятся в первую очередь к воле и эмоциям, но в известной мере и к уму Проявления X - комплексны и в ряде случаев практически не поддаются классификации по волевым, эмоцион или интеллектуальным процессам (к примеру, подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность и др.) Становление X происходит в условиях включения личности в разл социальные группы (в семье, среди друзей, в неформальном объединении и др) В зависимости от того, как осуществляется индивидуализация личности и каков уровень развития межличностных отношений, у подростка могут формироваться в одном случае открытость, прямота, смелость принципиальность, твердость, в другом - скрытность, конформизм, слабохарактерность В группе высокого уровня развития создаются наиб благоприятные возможности формирования и закрепления позитивных черт X X всегда многогранен В X могут быть выделены отд черты или стороны, к-рые, однако, не существуют изолированно, а связаны воедино, образуют более или менее цельную структуру X Структурность X обнаруживается в зависимости между отдельными его чертами Если человек труслив, есть основания предполагать, что он не будет обладать качествами инициативности, самостоятельности, самоотверженности и щедрости От человека трусливого можно ожидать приниженности и угодливости по отношению к сильному, конформизма, недоверчивости и осторожности и т д В- разных жизненных обстоятельствах структура X может быть существенно преобразована и даже может включить качества, казалось бы, противоположные доминирующему (к примеру, трус может быть наглым) Однако общая тенденция к проявлению именно комплекса качеств X будет преобладать Среди черт X нек-рые выступают как основные, задающие общую направленность его проявлениям Наряду с ними существуют второстепенные черты, к-рые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними В жизни встречаются более цельные X и более противоречивые Цельность X не исключает полностью его противоречивости доброта иногда вступает в конфликт с принципиальностью, чувство юмора - с ответственностью Черты X не могут быть отождествлены с убеждениями и др особенностями направленности личности Вместе с тем нек-рые черты X определяются направленностью личности, совместимы с определ моральными принципами и убеждениями, иногда даже обязательно сопутствуют им Проявляясь в действиях и поступках, X оказывается зависим как от содержания деятельности, так и от успешного или неуспешного преодоления трудностей в достижении осн жизненных целей, от самооценки и от обществ мнения и др Важнейший момент в формировании X - то, как человек относится к окружающим и к самому себе Эти отношения являются вместе с тем основанием для классификации важнейших черт X Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к др людям X человека не может быть раскрыт и понят вне живого общения с др людьми Показательно для X отношение человека к себе У одних людей на первый план выступают себялюбие и эгоцентризм, у других - подчинение собственных интересов интересам семейным, дружеским, групповым X обнаруживается также в отношении человека к делу, окружающему предметному миру Ценными считаются добросовестность, серьезность, ответственность, противоположные легкомысленности, формализму В X заложена своеобразная программа типичного поведеншГчеловека в определ обстоятельствах В качестве черты X может рассматриваться степень выраженности у индивида мотивации достижения поставленной цели (см Мотивы) Решительный человек переходит от побуждений к действиям зачастую без сколько-нибудь длит борьбы мотивов Тактичность как черта X способствует проявлению осторожности в высказываниях, что предполагает учет обстоятельств и проблем, существенных для людей, с к-рыми человек общается Число черт X, к-рые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языках, чрезвычайно велико Вариативность черт X проявляется не только в их качеств многообразии и своеобразии, но и в количеств выраженности Когда количеств выраженность той или иной черты X достигает предельных величин, возникает т и акцентуация X Слабое звено в X обнаруживается лишь в тех ситуациях, к-рые с необходимостью требуют активного функционирования именно этого звена Др трудности, не затрагивающие уязвимых точек X индивида, могут переноситься им без напряжения, не доставляя неприятностей ни окружающим, ни ему самому Акцентуация X при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологич нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии Важнейшие типы акцентуации X - нитровертный, экстравертный, неуправляемый, неврастенический, сензитивный, демонстративный При правильно поставленной воспитат работе возможна корректировка проявлений акцентуации X Педагоги и родители, зная "точки наименьшего сопротивления" в X ребенка или подростка, стремятся не допускать стрессогенных ситуаций X, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологич особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявления X, в т ч на динамические особенности их возникновения Черты темперамента и X образуют практически неразделимый сплав, обусловливающий индивидуальность человека Быт, условия жизни в семье, обстановка учебы и труда - школа человеческих характеров Перед родителями и педагогами стоит ответств задача - своевременно подмечать наметившиеся изменения в X детей и, принимая их во внимание, проводить свою линию поведения - организовывать систему пед воздействий в интересах воспитания X - достояние личности, включающейся в систему обществ отношений, в совм деятельность и общение с др людьми и тем самым обретающей свою индивидуальность X - лишь одна из сторон личности, но не вся личность Человек, поставленный в ситуацию выбора, способен подняться над обстоятельствами, в т ч и над собственным X Эта способность человека противостоять любым обстоятельствам, в т ч и внутренним, психологическим, представляет собой основу его развития как личности Опираясь на проявления социально ценных свойств X воспитуемого, родители и педагоги стремятся развить и упрочить эти свойства, а отрицательные - ослабить или хотя бы компенсировать, возместив социально значимыми качествами Знание X учащегося - важное условие эффективности индивидуального подхода в уч -воспитат работе А В Петровский Формирование характера и пути его воспитания. X начинает складываться уже в раннем детстве Под влиянием общения со взрослыми, в зависимости от их отношения к ребенку, от конкретных условий жизни в семье начинает формироваться индивидуально-своеобразное поведение ребенка, первые и элементарные проявления X Школой развития X в дет возрасте выступает игровая деятельность, в первую очередь сюжетно-ролевые детские игры, способствующие формированию у ребенка умений соотносить свои индивид интересы с групповыми, в определ мере управлять проявлениями собств эмоций Доступные дошкольнику виды самообслуживания влияют на выработку социально значимых черт X - бережливого отношения к своим вещам, к окружающему предметному миру, ответственности за порученное дело и т и Входящее в норму жизни мл школьника выполнение усложняющихся уч заданий - классных и домашних - приучает к самостоятельности, настойчивости и целеустремленности в преодолении возникающих уч трудностей, оказывая влияние на X Характерологич проявления дошкольников и мл школьников нельзя рассматривать как устойчивые и закрепленные формы поведения, они отличаются противоречивостью и неустойчивостью Иногда за черты X принимают временные психич состояния, связанные с ситуативными обстоятельствами Распространенные недостатки X - капризы детские, упрямство - объясняются упущениями в семейном воспитании Вместе с тем мл школьники отзывчивы, непосредственны Педагогически важны любознательность, подражание, эмоциональность Эти качества X мл школьников необходимо использовать в воспитат работе При этом важно пед взаимодействие школы и семьи, его отсутствие может привести к формированию двойственных форм поведения В подростковом возрасте разворачивается нравств формирование личности, ее принципов и идеалов, нравств убеждений Формирующееся самосознание, потребности в самооценке и самовоспитании способствуют укреплению чувства "взрослости" Воспитат работа педагогов строится на постепенном изменении отношений взрослых к подростку на признания их прав, независимости и самостоятельности в поведении и в организации деятельности Подросток объективно еще нуждается в руководстве со стороны взрослых, но его можно освободить от мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости о каждом шаге Неприемлем тон катего-рич требований и приказов, безоговорочного диктата Формирующемуся X подростка в ряде случаев свойственны противоречия, неустойчивость В юношеском возрасте оформляются и крепнут моральные убеждения, вырабатывается мировоззрение, начинает обычно доминировать чувство долга и ответственности При правильном воспитании можно сформировать все общественно ценные черты X Даже если к -л отрицат черты закрепились, имеется возможность перевоспитания Формирование черт X первоначально проходит стадию формирования соответствующих временных, ситуационных психич состояний как промежуточных образований между психич процессами и устойчивыми свойствами X Если определ психич состояние имеет место достаточно часто и систематически подкрепляется, то оно постепенно закрепляется и становится чертой X Воспитание X в этом смысле происходит путем преднамеренного создания целой системы таких ситуаций, при к-рых бы у детей возникали нужные психич состояния Велико значение в воспитании X личного примера воспитателя Как правило, поведение самого воспитателя, его личный пример сильнее влияют на формирование X, чем нравоучения Особенно недопустимо расхождение между словами и делами воспитателя Воспитание X предполагает выбор таких средств воздействия, к-рые соответствуют особенностям личности ребенка и состоянию, в к-ром он находится в данный момент В А Крутецкий Лит ЛазурскииА Ф, Очерк науки о характерах, M, 19952, Рубинштейн С Л, Темперамент и характер, в кн Основы общей психологии, т 2, M, 19892, Ананьев Б Г, Проблема формирования характера, в кн Избр психол тр, т 2, M 1980, К о в а левА Г, МясищевВ Н, Темперамент и характер, в кн Психология индивид различий Тексты, M, 1982, О p л о в Ю M, Самопознание и самовоспитание характера, M, 1987
|