ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ХартлибХартлиб, Гapтлиб (Hartlib) Сэмюэл (ок 1599, Эльбинг, ныне Эль-блонг, Польша, - ок 1670), англ просветитель, социальный реформатор, ученый В Англии с 1625, учился в Кембриджском ун-те Известен как создатель кружка реформаторов, ученых и изобретателей (Дж Дьюри, Г Плэтт, P Бойль, У Петти и др), послужившего прообразом Королевского об-ва К кружку были близки Дж Милтон, С Пипе и др Членов кружка, разрабатывавших проекты социальных реформ, в т ч в области образования, сближали общая приверженность философии Ф Бэкона, стремление приспособить ее к практич потребностям развития естеств наук и техники X и его единомышленники гл задачей образования считали улучшение материальных условий жизни Отдавали предпочтение многопредметному (энциклопедическому) курсу обучения Предлагали создать в Лондоне ун-т с кафедрами матем экспериментов для развития навигации, с кафедрами оптики, пром химии изобретений, где применялись бы новые прогрессивные методы обучения Большое внимание X уделял изучению языков, особенно латинского как средства междунар общения содружества ученых (трактат "Верный и скорый путь к изучению лат языка", 1654) Воспитание христианина, строго соблюдающего нравств нормы и тем спасающего душу, сочеталось в воззрениях X с воспитанием гражданина, все силы отдающего обществ пользе В требованиях учитывать психологию дет возраста, совершенствовать методику обучения, повысить роль педагога в уч процессе X следовал за Я А Каменским X ратовал за всеобщее обучение детей, как мальчиков, так и девочек Для детей бедняков предлагал создать колледжи, где, в отличие от существовавших работных домов, дети не только содержали бы себя своим трудом, но и обучались бы грамоте, основам наук и ремеслам за счет гос-ва или на пожертвования предпринимателей (трактаты "Дальнейшее развертывание организации публичных обращений по поводу приютов", 1648, "Лондонское милосердие, унимающее вопли бедных сирот", 1649, "Опыт о совершенствовании земледелия, или Предложения о создании земледельч колледжа", 1651, и др) Детям имущих классов предполагалось давать высш образование, готовить их к обществ деятельности Взгляды X не исключали допуска к высш образованию наиб способных детей из низшего сословия В 1628-29 X выдвинул план создания академии для обучения сыновей дворян основам наук и вскоре организовал такую академию в Чичестере, она просуществовала всего год Впоследствии идеи Хартлиба оказали влияние на постановку обучения в нонконфор-мистских академиях (открывались после 1662) Развитию пед мысли способствовала организаторская деятельность X Он добился в парламенте приглашений в Англию Коменского (1641) для создания ученого содружества и проведения обра-зоват реформ X публиковал трактаты своих соратников (Дж Дьюри, Г Плэт-та), труды Коменского (1637 и 1639, на лат яз, в 1642 - в переводе на англ яз) Убедил Милтона написать трактат "Об образовании" (1644) В предисловиях к публикациям излагал собств пед взгляды Среди др трудов, издателем к-рых был X, особенно известна долгое время приписываемая ему утопия "Описание знаменитого королевства Макарии" (1641) Идеи X нашли отражение в проекте Дж Беллерса, их отзвуки обнаруживаются в педагогических теориях просветителей Лит W e b s t e г. С (ed), S Harthb and the advancement of learnmg, L, 1970, T r e vorRoper H, Three foreigners The philo sophers of the Puntan revolution, в его кн Religion, the reformation and social change, L, 19843 T А Павлова
|