Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Челпанов

Челпанов Георгий Иванович [16(28) 4 1862, Мариуполь, - 13 2 1936, Москва], психолог, философ, педагог

В 1887 окончил ист -филол ф-т Новорос ун-та (Одесса) С 1891 приват-доцент Моек ун-та, с 1892 - Киевского ун-та, где в 1897 создал при кафедре философии психол лабораторию ("семинарии") По возвращении в Москву в 1907 создал при Моек ун-те подобную лабораторию, на базе к-рой в 1912 основан Психол ин-т (официально открыт в 1914) Ч был директором этого ин-та до 1923, под его руководством прошли науч подготовку мн видные рос психологи Ч активно работал в Моек психол об-ве, принимал участие в разл науч съездах, в т ч в съездах по пед психологии и эксперим педагогике Автор неоднократно переиздававшихся учебников по психологии и логике для высш и ср уч заведений

Оси круг науч интересов Ч составляли теоретич иметодологич проблемы философии и психологии- вопросы о сущности психики, о соотношении души и тела, о значении биологического и социального в формировании человека Ч указывал на слабые стороны односто-ронне-материалистич подхода к исследованию психики, стремился философски обосновать психологию с помощью концепции "параллелизма" души и тела С этих позиций рассматривал оси психол проблемы - предмет и методы психологии, основы восприятия и др

Большое внимание уделял вопросу о взаимоотношении психологии и педагогики Отмечая необходимость для учителя психол знаний, в то же время предостерегал против неоправданно широкого внедрения эксперим методов в пед практику По мнению Ч, педагогика базируется не только на психологии Важное значение имеет фил ос этика, обосновывающая пед цели, психология же указывает на средства их достижения

Рассматривал также вопросы организации шк образования Дал подробный анализ проекта реформы школы, предложенного в 1917 ("Демократизация школы", 1918), считая его псевдодемократическим Ср образование Ч рассматривал как основу культуры народа В этой связи отрицательно оценивал снижение уровня ср образования, в частности тенденции к однотипности школ, отмену конкурсного перехода из низшей ступени в высшую, необязательность изучения языков, а также снижение роли учителя за счет учреждения родительских к-тов и участия учащихся в работе пед советов

В 1923 отстранен с поста директора Психол ин-та и лишен возможности науч деятельности Тем не менее Ч осуществил еще ряд публикаций, в к-рых критиковал вульгарно-материалистич тенденции в науке и указывал, что идеи марксизма применимы лишь к анализу социальных явлений, но не душевной жизни

С о ч Проблемы восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности, т 1-2, К, 1896-1904, История осн вопросов этики, К, 1897, Мозг и душа, СПБ, 1900, M -П, 19186, Курс лекций по логике, К, 1901, Введение в философию, К, 1905, 1918', Психология Осн курс, ч 1-2, M, 1909, Биол точка зрения в психологии, M, 1909, Психоло гия и школа, M, 1912, Введение в эксперим психологию, M, 1915, 19243, Психология и марксизм, M, 1924, Психология или рефлексология9, M, 1926, Социальная психология или условные рефлексы, M -Л, 1926, Спинозизм и материализм, M, 1927

Лит БудиловаЕ А, Борьба материализма и идеализма в рус психол науке, M, 1960, ПетровскийА В, История сов психологии, M, 1967, Радзиховский Л А, Г И Челпанов - организатор Психологического института, ВП, 1982, № 5, Э к-земплярский В М, Г И Челпанов, ВП, 1992, № 3-t, УмрихинВ В, "Идео-генез" и "социогенез" в творчестве Г И Челпа-нова, ВП, 1994, № 1, Богданчиков С А, Неизвестный Г И Челпанов, ВП, 1994, №1, Никольская А А, Психолого пед взгляды Г И Челпанова, ВП, 1994, № 1, Ждан А Н,ГИ Челпанов, "ВМУ", сер 14 Психология, 1994, № 2 А А Никольская

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета