ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ШмитШмит Фёдор Иванович [3(15).5.1877, Петербург, - 10.11.1941, Ташкент], искусствовед, педагог, теоретик эстетич. воспитания. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1903). В 1909 защитил докторскую диссертацию, посвящённую истории Византийского возрождения. В 1910-21 преподавал в Харьковском ун-те, где занимался проблемами дет. рисунка. Вёл пед. эксперименты, проверяя свою методику эстетич. воспитания. Итогом этих исследований позже стала кн. "Почему и зачем дети рисуют" (19253), отличавшаяся новизной подхода к проблемам воспитания. В 1921 избран членом Всеукр. АН и переехал в Киев, где создал лабораторию по исследованию дет. рисунка. С 1924 директор Ленингр. ин-та истории иск-в и одновременно проф. ЛГУ. Был членом Гос. академии истории материальной культуры, проф Ленингр ист -лингви-стич ин-та III писал, что Россия нуждается в подлинно науч пед теории, понятной и доступной каждому учителю Педагогику рассматривал как сердцевину новой (социалистич) культуры Важно прививать подрастающему поколению не только науч мировоззрение, но и воспитывать его образное мышление, нравственно и эстетически значимые эмоции Самыми значит его трудами стали монографии "Иск-во, его психология, его стилистика, его эволюция" (1919), "Иск-во Оси проблемы теории и истории" (1925) Ш разработал целостную эстетич концепцию, большое влияние на к-рую оказали взгляды Л H Толстого В книге "Иск-во, его психология " III предложил модель массового худож воспитания Развитие худож культуры человечества предстает в форме циклов Каждый цикл характеризуется определенными особенностями образного мышления, к-рое последовательно овладевает "шестью проблемами" - формой, композицией, движением, светом, пространством и моментом изменения По III, любой из циклов проходит в своем развитии те же "шесть проблем", но в каждом они решаются своеобразно Каждый цикл выступает как конкретный "культурно-ист мир", в к-ром иск-во не только отражает эпоху, но и "организует" общество, механизмы его развития, социальные и пед идеалы Переход от одного цикла к другому III называл худож революциями В работе "Иск-во как предмет обучения" (1923) задачу эстетич воспитания представил как развитие творческих потенций (прежде всего воображения, ассоциативного мышления), совершенствование эмоциональной сферы человека Такое воспитание он рассматривал в органич связи с формированием позна-ват и практич навыков в области лит, муз или изобразит творчества Интерес представляет методика III по воспитанию лит -творческих способностей детей Лит-ра занимает ведущее место в воспитании ассоциативного, образного мышления Ш заложил основы отеч музейной педагогики ("Музейное дело", 1929) Считал, что цель худож музея - "создание худож -насыщенной обществ среды, процесс вырастания из этой среды новых худож вершин, нового иск-ва" Науч -пед деятельность III встречала критич отношение со стороны деятелей Пролеткульта, особенно II Керженцева, Б Арватова Осн смысл расхождений заключался в разл понимании природы иск-ва В работе "Предмет и границы социологич искусствоведения" (1927) III подверг критике вульгарно-материалистич понимание природы худож творчества, подчеркивая, что иск-во развивается по своим законам В своих работах поднимал также вопросы о строительстве шк системы, нарушении руководителями Нарком-проса прав учителя ("Почему и зачем дети рисуют") В 1933 науч -пед деятельность III прервана ссылкой в Ташкент В 1956 посмертно реабилитирован Лит Кулаев К В, Ф И Шмит как теоретик эстетич воспитания, "Искусство", 1988, № 7, его же Теория Ф И Шмита о циклич развитии иск ва, "Педагогика", 1992, № 7-8 К В Кулаев
|