Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Дания

Дания (Danmark), Королевств Дания, гос-во в Зап. Европе, на п-ове Ютландия и о-вах Дат. архипелага. П.~ 43 тыс. км2. Нас. 5,13 млн. чел. (1989 Офиц. яз. - датский. Столица - Копенгаген.

С распространением христианства (IQ-12 вв.) в крупных городах создавались кафедральные и монастырские школы В 1479 в соответствии с указом папы Сик ста IV осн. Копенгагенский ун-т, ставши, - на неск. веков гл. центром просвещения s стране. Дети ремесленников получали практич. обучение в гильдиях, к-рые сохраняли функции контроля за проф. об;, чением до сер. 19 в. В городах действовали также частные школы письма и счета. В 1536 появились грамматич. школы находившиеся в ведении гос-ва. Эту да ту можно считать началом истории нац системы образования. Принятие Реформации и создание в стране лютеранской церкви имело решающее значение для распространения нач. обучения: ста л к создаваться нач. приходские, а также латинские школы, появились учебники в т. ч. на родном языке. С 1689 финансирование нач. школ возложено на гор. власти, провозглашена обязательность обучения детей с 7 лет. В годы правления короля Фредерика IV (после 1721) во веет регионах страны были учреждены гос нач. и др. школы. В 1791 создана первая в стране семинария по подготовке учите лей. Программы нач. и ср. школ были пе реориентированы на общеобразоват. предметы. Значит, внимание стало уделяться естеств.-науч. дисциплинам и новы"языкам; уч-ся получили возможность формировать курс шк. обучения не только из обязательных, но и из альтернативных предметов. Н. Ф. Грундтвиг выл винул идею общедоступного образования к-рое должно проводиться в обществ и частных высш. нар. школах вне жест кого контроля гос-ва. В 1852 К. Колд основал первую такую школу. Уч-ся (о * 18 до 30 лет) поступали в эти школы бс-экзаменов, практиковалось гл. обр. лек ционное преподавание. Уч. планы вклю чали историю, религию, дат. яз. и лит-ру математику, естеств. науки, гимнастики практич. курс с. х-ва. Обучение орга низовывалось по месту жительства зимние и летние месяцы. В 1814 принят закон об обязат. 7-летнем обучении; За кон 1857 отменил контроль за проф. по-готовкой со стороны гильдий; в 1889 при нят первый закон о проф. подготовке регулировавший развитие этой облает,' образования в оошенац. масштабе.

В кон.19 - нач. 20 вв. сформировалась система образования, включавшая нар. школы, ср. уч. заведения - грамматич школы, реальные школы и гимнази-' (большинство их возникло в результат реорганизации грамматич. школ), ун-ти (созданные гл. обр. по образцу герман ских); в систему входила сеть высш нар. школ, обеспечивавшая неформаль ное образование. В 1912 созданы первые дошк. учреждения. Законом 1958 пол тверждён 7-летний срок обучения, уравпе ны права гор. и сел. школ.

Современная система образования основывается на законе 1974, к-ры;-ввёл единую обязат. 9-летнюю шкп лу, определил возраст поступления в неё с 6 лет. Обучение на всех ступенях образования стало бесплатным. Общее руководство всеми уч. заведениями осуществляет Мин-во образования, в состав к-рого входят управления нар. школ и учительских семинарий, ср. школ, проф. образования и отдел, ведающий, в частности, вопросами строительства уч. заведений и развитием высш. образования. Для решения разл. проблем министр назначает комиссии и к-ты. Каждый муниципалитет имеет собств. шк. управление, занимающееся реализацией обязат. образования. Финансирование уч. заведений осуществляют гос-во (ассигнования на капитальное стр-во и управленческий аппарат, а также половина всех затрат на заработную плату учителям); муниципалитеты, оплачивающие осн. расходы на нар. школы; частные орг-ции. Гос. ассигнования на образование составили в 1988 10% ВНП.

Дошкольное воспитание осуществляется в дет. яслях - vugge-stuer (возраст до 3 лет) и в дет. садах - barnehaver (от 3 до 6 лет). Ими охвачено св. половины детей соответствующего возраста (в 1987 ок. 60 тыс. детей). Дошк. учреждения находятся в ведении Мин-ва труда и социального обеспечения. Законом 1976 введено т. н. предшк. обучение для детей 5-6 лет, к-рое проводится в спец. классах (forskoleklasse) при дет. садах и школах. Этим видом обучения охвачено 94% детей (1987).

Общее образование даёт обязат. единая нар. школа (folkeskole), к-рая состоит из 3 звеньев: одногодичного подготовит, класса, 9-летней осн. школы и доп. одногодичного класса. Уч. планы первых 7 лет осн. школы включают дат. яз. и лит-ру, математику, англ., нем. языки, физику и химию, историю, географию, основы христианства, обществоведение. В 8-9-х кл. математика, иностр. языки, физика и химия изучаются в разл. объёмах, что предопределяет выбор дальнейшего направления обучения. Уч. планы 10-го (дополнительного) кл. для тех, кто хочет продолжать обучение в ср. уч. заведениях, включают дат. и англ, языки, обществоведение и по желанию математику, нем. яз., физику, химию в расширенных объёмах. Среди доп. дисциплин: норв. и швед, языки, курс мировых религий и разл. идеологий, основы медицинских и педагогических знаний.

В 1988 в 1400 нар. школах училось 783,2 тыс. чел. После ее окончания 36% уч-ся поступает в гимназии или на курсы по подготовке для поступления в вузы, 49% - в разл. проф.-техн. школы и уч-ща, 15% прекращает учёбу. Каждая школа разрабатывает собств. уч. планы, определяющие кол-во часов по каждому предмету, их расписание, содержание программ. Эти планы утверждаются муниципальным советом. В то же время учителям предоставляется право выбора методов обучения. Законом 1975 в нар. школе введён выпускной экзамен, к-рый проводится по одному предмету, выбираемому самим учащимся из 11 изучаемых в школе (отметки за экзамен не ставятся). По окончании нар. школы все уч-ся получают удостоверение, в к-ром отражены изученные предметы, уровень подготовки, оценки за последний год учёбы, результаты экзамена.

Ср. образование дают 3-летние гимназии (gymnasie) и ср. техн. уч. заведения. Гимназии имеют 2 отделения - языковое и математическое, к-рые, в свою очередь, со 2-го кл. делятся на направления: языковое - на направление совр. языков, обществоведческое и классич. языков; математическое-на физ.-матем., обществоведческое, естеств.-научное. Выбор того или иного отделения и направления обучения предопределяет возможность поступления на те или иные ф-ты вузов. Обучение в гимназии завершается сдачей т. н. студенч. экзамена (studen-tereksamen), дающего право поступления в вуз. Оканчивает гимназию ок. 20% молодёжи соответствующего возраста, ок. 80% из них поступает в вузы. В 1988 в гимназиях училось ок. 57,9 тыс. уч-ся. Право поступления в вузы имеют также (с 1968) лица, не окончившие гимназию, но сдавшие т. н. высший подготовит, экзамен (H0jere forberedelseseksamen) по профилирующим дисциплинам. Подготовка к сдаче его проводится в течение 2 лет на разл. курсах и в кружках при учреждениях и предприятиях. В 1988 на такого рода курсах училось ок. 14 тыс. чел.

До 1950 проф. подготовка осуществлялась в виде ученичества, по контракту, заключённому непосредственно учеником и мастером. По закону 1956 ученичество стало организовываться в спец. центрах под контролем соответствующих проф. opr-ций. В нач. 70-хгг. введена т. н. базовая проф. подготовка для экономики (erhver-vsfaglige grunduddanelser, EFG), к-рая наряду с ученичеством проводится на базе 9-летней нар. школы. Период ученичества длится от неск. месяцев до 3-4 лет и включает теоретич. и практич. подготовку. Обучение в разл. проф.-техн. уч. заведениях, осуществляющих EFG, как правило, 3 года. 1-й год - базовая подготовка в осн. проф. областях, затем уч-ся могут выбирать из 75 проф. курсов. Обучение строится так, что уч-ся могут при необходимости прервать его и в дальнейшем продолжить. В 1985 в разл. проф. уч. заведениях проходили подготовку св. 175 тыс. чел.

В 1988 было 13 вузов, в к-рых училось 88,1 тыс. студентов. Крупнейшие университеты (1986): в Копенгагене (6 ф-тов, ок. 23,8 тыс. студентов), в Орхусе (осн. в 1928; 1.3 тыс.), в Оденсе (1964; 3 ф-та, 5 тыс.) и др. Срок обучения 6-8 лет. Среди вузов: Дат. высш. техн. школа (осн. в 1829; св. 4,2 тыс. студентов), Королевская высш. вет. и с.-х. школа (1856, ок. 2,7 тыс. студентов) - обе в Копенгагене: Высш. коммерч. школа в Копенгагене (1917; ок. 8,7 тыс. студентов), Дат. высш. пед. школа (1856; 17,5 тыс. студентов) и др. Срок обучения 3-4 года. Имеются также университетские центры в Рос-килле (1970; 1,5 тыс. студентов) и в Оль-борге (1974; ок. 3 тыс. студентов), осуществляющие подготовку специалистов на разл. уровнях - от специалистов ср. звена до науч. работников. Обучение в них ведётся на ф-тах, созданных на междисциплинарной основе: гуманитарном, естеств. наук. Подготовка поэтапная, после каждого из них (продолжительность в 1,5-2 года) студентам выдаются сертификаты, свидетельствующие о полученной квалификации, предоставляется право прерывать и возобновлять учёбу.

Для повышения квалификации взрослых на предприятиях и в учреждениях организуются разл. школы, кружки и курсы. В 1983 в системе образования занятых взрослых обучалось ок. 250 тыс. чел., в системе т. н. свободного обучения (в кружках, где изучаются иностр. яз., иск-во и др.) - св. 800 тыс. чел. Традиц. формой образования взрослых являются высш. нар. школы, предназначенные для молодёжи старше 17 лет, не получившей обязат. образования. Эти школы частные, как правило, с интернатами; в них учится молодёжь из сел. местности. В стране насчитывалось (1988) ок. 75 таких уч. заведений.

Воспитатели дошк. учреждений получают подготовку в 3-летних семинариях после 9-летней школы, с 18 лет; учителя нар. школы - в семинариях и высш. пед. школах в течение 2,5-4 лет на базе полного ср. образования; учителя гимназии - в ун-тах и в университетских центрах с обязательным прохождением полугодовой подготовки (педагогической) в высш. пед. школе.

Центром пед. исследований является Дат. ин-т пед. исследований в Копенгагене (осн. в 1954). Проводит исследования в области нач., ср. и высш. образования, а также образования взрослых; разрабатывает уч. программы и новые методы обучения и т. д. При Копенгагенском ун-те в 1969 создан Ин-т изучения высш. образования, исследующий проблемы высш. школы, организующий курсы повышения квалификации и переподготовки преподавателей.

Пед. периодика: "Dansk paedagogisk tidskrift" ("Дат. пед. исследования", с 1953), "Uddannelse" ("Образование", с 1968), "Paedagogisk psyhologisk tidskrift" ("Дат. психол. исследования", с 1941), "Folkskolen" ("Нар. школа", с 1884).

ЛитSimonsen В., Dansk uddan-nelsespolitik og planlaegning, Kbh., 1976; Mathiesen A., Uddannelse og Produktion, Kbh., 1976; Statistisk arbog. Danmark. 1988, Kbh., 1989.

Гренландия (Gronland), пл. 2176 тыс. км2. Нас. 53,7 тыс. чел. (1989). Офиц. языки - эскимосский (гренландский диалект) и датский. Адм. центр - Готхоб. По конституции 1953 Гренландия - часть королевства Д., пользующаяся внутр. автономией. Адм. власть на о-ве принадлежит назначаемому дат. пр-вом губернатору. В 1979 установлено местное самоуправление.

До 1950 все уч. заведения находились под контролем церкви. В 1980 система образования национализирована. В 1985 в экономике было занято 1469 чел., имеющих профессиональное образование, в т. ч. 102 чел. - высшее, 943 чел. - педагогическое (окончивших гл. обр. семинарии) и др.

В школах работает значит, число дат. учителей. В связи с национализацией особое значение придаётся повсеместному введению обучения на гренландском яз. Школы находятся в ведении Управления культов и образования и муниципальных органов. Система шк. образования структурирована по типу датской. Обязат. образование 9 лет. В 1988 в нар. школах училось 7064 чел., в классах гимназии (11) - 1866 чел. В сел. местностях Г. нередко имеются лишь нач. классы, уч-ся продолжают учёбу в ближайших городах либо в Дании. Высш. образование получают в скандинавских странах.

Фарерские острова (Faereerne). Пл. 1,4 тыс. км2. Нас. ок. 43 тыс. чел. (1989). Офиц. языки - датский и фарерский. Адм. центр - Торсхавн.

С 1380 принадлежат Дании, с 1948 пользуются внутр. автономией. Законо-дат. орган по авт. вопросам - местный парламент (лагтинг). Гос. управление осуществляется назначаемым дат. королевой чиновником. Система образования национализирована в 1979. В 1978 принят закон о создании спец. органов управления образованием, обладающих широкими полномочиями. Нач. и неполные ср. школы находятся в ведении муниципальных органов. В 1979 принят закон об обязат. 10-летнем образовании. Однако из-за трудностей, связанных с геогр. факторами, обязат. образование ограничивается 7 годами. Обучение ведётся на фарерском яз.

Система шк. образования построена по дат. образцу. Вводятся предшк. классы для детей 5-6 лет, в 1987 их посещало 56 чел. В 65 нар. школах в 1987 училось 7678 чел. Общее ср. образование дают гимназии (2 в 1987; всего св. 500 уч-ся). Св. 370 чел. посещало курсы, готовящие к сдаче т. н. высш. подготовит, экзамена. Проф. образование дают разл. проф. школы (в 1987 - 8 школ; ок. 2 тыс. уч-ся). Подготовку учителей проводят семинарии (94 уч-ся). Для обучения молодёжи и взрослых созданы высш. нар. школы и вечерние классы. С 1965 стало возможным получение высш. образования в Ун-те Фарерских островов на ф-тах сканд. языков и лит-ры, теологии, естеств. наук (всего ок. 100 студентов). Выпускники гимназий продолжают образование также в сканд. странах.

Л. Г. Можаева.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета