Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Данилов Михаил

Данилов Михаил Александрович [13(25).4.1899, дер. Васильевщина Псковской обл., - 25.11.1973, Москва], педагог, ч.-к. АПН РСФСР (1959), д-р пед. наук (1960), проф. (1961). Окончил физ.-матем. ф-т Ленингр. пед. ин-та им. Н. А. Некрасова (1924) и АКВ им. Н. К. Крупской (1928). С 1918 учитель математики в Язвинской школе 2-й ступени Гдовско-го у. Петрогр. губ. С 1931 на науч.-пед. работе в вузах и н.-и, учреждениях: в АКВ (1931-34), Смоленском пед. ин-те (1934-39), НИИ школ (1939-44), НИИ ОП АПН (1944-73). Разрабатывал проблемы методологии педагогики, пед. образования, методики пед. исследований. Осн. внимание уделял проблемам дидактики.

Создал концепцию нач. образования, в основе к-рой идеи отбора знаний, стимулирования внутр. сил личности, организации уч. труда, требующего самостоятельности мысли и действия ("Задачи и особенности нач. образования", 1943; "Дидактич. условия прочного усвоения знаний", 1945; "Роль нач. обучения в умственном и нравств. развитии человека", 1947). Изучая и анализируя массовую практику и передовой пед. опыт ("Пути повышения качества знаний", 1948; "Сов. дидактика и творч. опыт учителей", 1948, и др.), показал, что гл. причиной отставания учащихся является недостаточное влияние традиц. процесса обучения на воспитание и развитие личности школьника. На основе многоаспектного анализа состояния проблемы стимулирования и мотивации учения в сов. пед. науке и практике 40-60-х гг. сформулировал ряд концептуальных положении, нашедших развитие в дидактич. исследованиях 60-80-х гг.: направленность уч. процесса на воспитание у уч-ся устойчивой позна-ват. потребности, обеспечение каждому ученику позиции субъекта уч.-познават. деятельности и др. Статьи Д. предлагали учителям средства и приёмы побуждения школьников к учению, формирования умения отбирать существенное в уч. материале, помогали предупреждать типичные ошибки и массовое отставание при изучении трудных тем, т. е., по существу, вырабатывали методы оптимизации обучения.

В кн. "Процесс обучения в сов. школе" (1960) анализ уч. процесса сочетается с "синтетич. обзором обучения в его осн. структурных единицах" (урок, система уроков, ступени обучения и пр.), раскрываются диалектика процесса обучения, его внутр. источники, движущие силы, противоречия и т. д.

В трудах "Пед. процесс и его диалектика" (1970), "Всеобщая методология науки и спец. методология педагогики в их взаимоотношениях" (1971), "Проблемы методологии педагогики и методики исследований" (1971) и др. обоснованы взгляды Д. на создание методологии педагогики как самостоят, отрасли пед. знания, разработку её задач, предмета, структуры, связей со смежными науками и пр. Защищая идеи Н. К. Крупской и А. С. Макаренко о воспитании в "гуще жизни" и о коллективе как объекте воспитания, Д. возродил понятие "пед. процесс", вошедшее в отеч. педагогику благодаря П. Ф. Каптереву, раскрыл роль концепции "саморазвития" в познании его диа-лектич. природы и показал значимость этого понятия для исследования явлений воспитания. Стереотипному пед. мышлению, сориентированному на пед. руководство как "целенаправленное пед. воздействие на учащихся", противопоставил идею обучения как общение учителя и учащихся. Многие идеи Д. не были поддержаны его современниками, поскольку вступали в противоречие с традиц. педагогикой, особенно в вопросах методологии исследования, трактовке диалектич. природы обучения, понимании сущности пед. руководства уч. процессом. Нек-рые из его идей были реализованы лишь в совр. школе, в частности идеи т. н. педагогики сотрудничества.

С о ч.: Дидактика К. Д. Ушинского, М., 1948; Дидактика, М., 1957 (соавт.); Пед. эксперимент, его теоретич. основы и условия применения в исследовании, М., 1971; Разработка методология, проблем педагогики, М 1971; Теоретич. основы и методы фундаментальных пед. исследований, М., 1972.

Лит.: Билькеев Д., М. А. Данилов СП, 1980. №8; С т с и а Ш к о Л., М. А Данилов (1899 - 1973). СП, 1989, № 5.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета