Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Испания

Испания (Espana), гос-во на Ю.-З. Европы, на Пиренейском п-ове, включает Канарские и Балеарские о-ва. Пл. ок. 504,8 тыс. км2. Нас. 39,1 млн. чел. (1989). Офиц. яз.- испанский. Столица - Мадрид.

На терр. И. до 6 в. действовали школы рим. образца (см. Античность), вытесненные после распространения христианства сетью монастырских и епископских школ. В период араб, владычества (с 8 в.) И. испытывала влияние мусульм. культуры: создавались б-ки, высш. уч. заведения. Школа в Вике (Каталония) уже в 11 в. стала местом паломничества иностр. студентов. В Гренаде был основан королевский коллеж, в к-ром изучались право, теология, медицина. В мусульм. школах, наряду с изучением Корана, особое внимание уделялось поэтике, риторике и грамматике. По мере освобождения И. от араб, господства (11-15 вв.) возникали центры европ. образования. В городах создавались коллежи (низшие и высшие), в к-рых обучали в основном исп. языку и лит-ре. Открылись ун-ты в Саламанке (1219), Вальядолиде (1346), Барселоне (1430), Севилье (1502), Мадриде (1508), Гранаде (1531) и др. В 1-й пол. 17 в. насчитывалось 32 ун-та. С кон. 16 в. развитие образования оказалось под сильным влиянием Ордена иезуитов. Наряду с коллегиями и др. иезуитскими уч. заведениями школы создавались пиаристами, "Братьями христ. школ", жен. монашескими и др. религ. орденами. Начиная с 16 в. в связи с ростом городов возникли школы для бедных.

Развитие капитализма вызвало в сер. 19 в. появление ремесл., торговых и с.-х. школ. С 1838 открывались дошк. учреждения. В 19 в. приняты законы: о нач. образовании (1825), об обязательном обучении детей 6-12 лет (1857), о всеобщем бесплатном нач. образовании (1868). Однако эти законы, как и многие последующие, не соблюдались. Сильное влияние на образование оказывала ка-толич. церковь.

В первый период Исп. революции и существования республики (провозглашена в 1931)было открыто ок. 7 тыс. нач. школ и дошк. учреждений. Расширялась роль гос-ва в нар. образовании, учителя были объявлены гос. чиновниками. В очередной раз было введено бесплатное нач. обучение. Но прогрессивные мероприятия проводились недостаточно последовательно, св. 50% нас. оставалось неграмотным. Только 50% детей соответств. возраста посещало школу.

В 1936-39 в р-нах, контролировавшихся респ. пр-вом Нар. фронта, была развёрнута широкая кампания по ликвидации неграмотности среди бойцов респ. армии и гражд. населения. Пр-во отменило плату за обучение в ср. школе, начало шк. стр-во.

После установления в И. франкистской диктатуры (1939) образование и воспитание молодёжи приобрели клерикальный характер. Более 2/3 ср. школ оказалось в руках духовенства. На всех ступенях образования религия была обязательна.

В сер. 70-х гг., после смерти диктатора Франко, в стране начался процесс демократизации системы образования. Конституция 1978 декларировала право всех граждан на образование, обязательное 10-летнее обучение детей от 6 до 16 лет. Однако в 1979 лишь 62% детей соответствующего возраста было охвачено школой. Закон 1981 ввёл новое разделение осн. школы на 3 ступени.

Современная система образования включает дошк. учреждения для детей от 2 до 5 лет, основную (неполную среднюю) школу (1-8-й кл.) для детей с 6 лет, полную ср. школу (срок обучения 4 года), проф.-тех. школы, вузы.

Управление системой учебных заведений осуществляет Мин-во образования и науки, к-рое в основном определяет общее содержание шк. обучения и воспитания, руководит пед. исследованиями. После предоставления в нач. 80-х гг. автономии Каталонии, Стране Басков и Галисии в них созданы свои Мин-ва образования, к-рые руководят школами. Расходы на образование составили в 1985 3,3% ВНП.

Дошкольное воспитание. Дети 2-3 лет посещают ясли, дети 4-5 лет - дет. сады. В 1983 в дошк. учреждениях было св. 1171 тыс. детей (ясли посещало ок. 10% детей). Ок. половины дошк. учреждений частные.

Общее образование даёт 8-летняя основная (неполная ср.) школа, к-рая имеет 3 ступени: начальная (1-2-й кл.), средняя (3-5-й кл.), старшая (6-8-й кл.). Программа 1-й ступени включает чтение, письмо, арифметику; 2-й и 3-й - исп. и иностр. языки (родной язык - в отд. провинциях), математику и естеств.-науч. предметы, а также историю и географию, религ., эстетич., трудовое и физич. воспитание. В 1987/88 уч. г. было ок. 172 тыс. неполных ср. школ, в них св. 5,6 млн. уч-ся. Полное ср. образование дают 3-летние ср. школы и спец. одногодичный курс, окончание к-рого даёт право поступления в ун-т. Программа ср. школы включает обязат. предметы (исп. язык и лит-ра, иностр. яз., введение в лат. яз.) и (по выбору) спец. предметы (география и история, философия, основы конституции, математика, общее естествознание, физика, химия, рисование, музыка, физкультура, религия или этика и мораль). В 1987/88 уч. г. в полной ср. школе обучалось 1,1 млн. уч-ся. Программу предуниверситетских курсов определяют ун-ты.

Профессиональное образование осуществляется на базе неполной ср. школы на неск. уровнях. 3-летние проф.-тех. школы и проф.-тех. отделения полных ср. школ готовят рабочих для произ-ва. Работающие на их базе 3-4-летние проф.-тех. и коммерч. школы готовят специалистов ср. звена и дают право поступления на 2-ю ступень ун-та или в высш. техн. школу. В 1987/88 уч. г. в проф.-тех. уч. заведениях было 1220 тыс. уч-ся.

В совр. систему высшего образования входят ун-ты (35 - в 1989), политехн. ун-ты, высш. техн. школы и др.; их деятельность координируется (с 1983) Советом ун-тов. Программы рассчитаны на 3 цикла: 1-й (3-летний курс по фундамент, наукам), по окончании его выдаётся диплом специалиста ср. звена, предоставляющий право продолжить образование; 2-й (2-летний) даёт проф. диплом; 3-й цикл (2-летний) - докторантура, готовит специалистов высш. квалификации и науч. сотрудников. В 1988 в вузах обучалось св. 954 тыс. студентов.

Крупнейшие ун-ты (1990): в Мадриде (осн. в 1508; св. 134 тыс. студентов, 17 ф-тов), Барселоне (1450; 16 ф-тов, св. 80,5 тыс. студентов), Севилье (1502; 15 ф-тов, 46,6 тыс. студентов), Валенсии (1510; 11 ф-тов, св. 55,3 тыс. студентов), Гранаде (1526; 15 ф-тов, 51 тыс. студентов).

Образование взрослых осуществляется в вечерних, сменных и заочных школах в больших городах. Согласно закону 1948, предприятия, отдалённые от школ, должны обеспечить обязат. образование своих рабочих и служащих. В 1963 был создан Нац. центр для заочного ср. образования с помощью радио и телевидения.

Педагогическое образование оформилось в кон. 18 в. В 19 в. открылись нормальные школы, в к-рых до сих пор осуществляется подготовка воспитательниц дошк. учреждений и учителей нач. школ (в течение 2-3 лет на базе осн. школы). Учителей ср. школ готовят ун-ты. В 1988 было 133,8 тыс. учителей нач. школ (включая нач. классы), св. 162 тыс. учителей ср. школ, св. 58,1 тыс. преподавателей проф.-тех. учебных заведений.

Педагогическая наука. В 6 в. Исидор Севильский изложил в своих трудах систему "семи свободных искусств". В эпоху араб, господства мусульм. школы И. практиковали оригинальные методы обучения, в частности, чтению и письму учили одновременно. Первым законодателем в области образования стал король Кастилии и Леона Альфонс X Мудрый (1221-84), к-рый в своде законов "Семь книг" дал определение обучения, разделил его на общее и частное, установил принципы организации уч. заведений и обязанности учителей. Крупнейший философ и логик средневековья Раймунд луллий в соч. "Детское искусство" обосновал необходимость преподавания в школах на родном языке. В эпоху Возрождения пед. идеи развивал гуманист X. Л. Вивес и врач-философ Хуан Уарте, трактат к-рого "Исследование способностей к наукам" (1575) ставил в пед. плане проблему индивидуальных различий, предвосхищая нек-рые идеи дифференциальной психологии и теории профориентации. С кон. 16 в. в И. распространилась иезуитская педагогика (см. Иезуитское воспитание).

Во 2-й пол. 18 в. с критикой традиций догматизма и схоластики, пропагандой идей франц. Просвещения выступил философ Г. М. Ховельянос. Преодоление культурной отсталости он связывал с постепенным преобразованием экон. и полит, устройства страны, в шк. практике центр, роль отводил естеств.-науч. дисциплинам и утверждению активных методов обучения (трактат "О воспитании..."). Просветитель П. Р. Кампоманес в работе "О нар. образовании ремесленников" (1775) видел единственно эффективный путь развития отеч. образования в получении "реальных практических" знаний.

В 1803 в Таррагоне X. Воитель открыл первую школу, основанную на методах обучения Песталоцци. В 1806 в Мадриде по приказу короля была учреждена нач. "школа Песталоцци", в к-рой воспитывались преим. дети из аристократич. семей. В 1807 по инициативе Ф. Амороса открылся "Песталоцциевский ин-т", гл. внимание в к-ром уделялось физич. развитию детей. Основоположником дошк. педагогики и организатором первых дошк. учреждений стал П. Монтесино, развивавший учение Герберта о решающей значимости первых впечатлений для последующего развития ребёнка. В 1830-х гг. в И. распространяется Белл-Ланкастер-ская система взаимного обучения.

Особую роль в истории нац. культуры сыграл кружок философа и педагога X. Санса дель Рио, осн. в 1855. Распространение активных методов обучения, дружеского сотрудничества учителя и его подопечного связывалось участниками кружка с развитием личной инициативы, свободы мысли, духовным преображением совр. общества. В 1876 ученики и последователи Санса дель Рио во главе с Ф. Хинером де лос Риос основали Свободный ин-т воспитания (Institute Libre de Ensenanza), ставший базовой экспериментальной школой в духе свободного воспитания. В 1907 Хинер де лос Риос, Б. Коссио и др. сотрудники ин-та составили" проект демокр. реформ нац. системы образования, ориентированный на создание благоприятных условий для становления индивидуальности ребёнка. Идеи данной программы частично были осуществлены в ходе шк. реформ нач. 20-х гг. Б. Коссио и повлияли на науч.-практич. деятельность Института каталонских исследований, продолжившего традиции Свободного института.

В кон. 19 - нач. 20 вв. широкое развитие получили частные школы, представлявшие разл. направления совр. пед. мысли. Сторонником разностороннего развития личности, игровых методов обучения, проведения уроков "на свежем воздухе" в непосредственном общении ребёнка с природой стал католич. священник А. Манхон, организовавший в 1895-1905 ряд бесплатных школ Ave Maria. Педагог А. Гали в своей "новой школе" разрабатывал методы, позволявшие направлять и объективно оценивать достижения учащихся. За уважение к своеобразию нравств. мира ребёнка, поощрение его самостоятельности и самодеятельности, за совместное обучение детей разных сословий выступал педагог Ф. Феррер Гуардиа.

Дальнейшее углубление и развитие пед. мысль И. с её обострённым вниманием к проблемам индивидуального получила в филос. концепциях 20 в. По убеждению М. де Унамуно, утвердившаяся форма-лизов. "дедуктивная педагогика", основанная на общих представлениях и навязывающая детям стереотипы поведения и мышления, наносит огромный нравств. вред. Подлинное воспитание возможно только в "пед. эросе" - ес-теств. любви к личности ребёнка. Сходные идеи обосновывал в своих работах философ X. Ортега-и-Гасет. Экспансии "массового сознания", превращающей личность в усреднённую и обезличенную величину, он противопоставлял воспитание и сохранение "духовных начал" (доступных лишь немногим) путём овладения подлинными ценностями культуры.

Совр. педагогика И., уделяя большое внимание новейшим эксперим. методам, продолжает развиваться большей частью в рамках пед. доктрины католицизма. Крупнейшим представителем эксперим. педагогики является В. Г. Ос, занимающийся также вопросами теории воспитания, дидактики, теории и практики нач. обучения. Среди теоретиков воспитания выделяется философ X. Сарагуэта, разработавший психогенетич. теорию индивидуальной воли.

Лит.: Лукьянова Л. И., Высш. школа и студенчество в условиях бурж.-демокр. преобразований в Испании, в кн.: Проблемы исп. истории, М., 1984; La educacion en Es-pana, Madrid, 1981; Espana. Desarrollo de la educacion en 1979-1981, Ginebra, 1981; His-toria de la educacion en Espana, t. 1-3, Madrid, 1982-852; Luque Alcaide E., La educacion en nueva Espana en el siglo XVIII, Sevilla, 1970; Ruiz Berrio J., Politica escolar de Espana en el siglo XIX (1808-1833), Madrid, [1970]; Сastillejo J., Guerra de ideas en Espana. Filosofia, politica у educacion, Madrid, 1976; X i-rau J., Manuel B., Cossio у la educacion en Espana, Barcelona, 1969; Tunonde Lara M., Medio siglo de cultura espanola, Madrid, 1973'; Jimenez-Landi A., La Institution libre de ensenanza, Madrid, 1973; Guerrero Salom E., Quin-tana de Una D., Seage J., Una pedagogia de la libertad, Madrid, 1977; Diez Hochleitner R., Tena Arti-gas J., Garcia Cuerpo M., Education et travail dans la reforme educative espag-nol, P., 1984. H. M. Воскресенская.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета