ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Исправительно-трудовая педагогикаИсправительно-трудовая педагогика, отрасль пед. науки, изучающая организов. деятельность по исправлению лиц, совершивших уголовное преступление и осуждённых к разл. видам наказания, как связанных, так и не связанных с лишением свободы. И.-т. п. как относительно самостоят, отрасль науки сформировалась в нач. 60-х гг. 20 в., однако её основы были заложены уже в сер. 19 в. в рамках правовых, пенитенциарных (от лат. poeniten-tia -раскаяние) и психол. исследований, посвящённых социальному институту исполнения наказания. В России в первом курсе тюрьмоведения (1871), разработанном проф. Моск. ун-та И. Я. Фойницким, нашли отражение вопросы обращения сотрудников исправит, учреждений с преступниками, нравств.-религ. средства и методы воздействия на заключённых. Идеи трудового перевоспитания несовершеннолетних осуждённых, уважения к личности человека, самоуправления, сотрудничества педагогов и воспитанников и др. были выдвинуты А. Я. Гердом, создавшим в Петербурге первую в России колонию для несовершеннолетних правонарушителей (1841). В первые годы сов. власти проф. Моек. психоневрологич. ин-та С. В. Познышев в монографии "Основы пенитенциарной науки" (1923) дал определение пенитенциарной педагогики как деятельности по исправлению преступников и раскрыл понятия юрид. и нравств. исправления, воспитат. возможности общеобразовательного обучения, культ.-просвет, работы, трудового воспитания заключённых. В 20-е гг. в соответствии с ленинским положением о замене тюрем воспитат. учреждениями в системе исполнения наказания появились учреждения нового типа: реформатории для преступников молодого возраста (форма заимствована у США), исправительно-трудовые колонии, испытательные заведения для лиц, по отношению к к-рым имелись основания для послабления режима или досрочного освобождения. Декретами сов. власти были законодательно закреплены цель исправит.-трудовых учреждений - исправление осуждённых (1919) и система стимулирования исправления, разрешающая перевод осуждённых из более строгих форм изоляции к менее строгим и последующее досрочное освобождение (1921). Исправит.-трудовой кодекс РСФСР (1924) ввёл дифференцир. систему мест лишения свободы, позволявшую применять гуманные меры стимулирования исправления осуждённых и определил осн. средства перевоспитания - режим,труд, проф. и общеобразоват. обучение, культ.-просвет. работа. Юристы Б. С. Утев-ский и Е. Г. Ширвиндт в своих трудах разработали тезис об исправимости преступников. В местах лишения свободы создавались уч.-воспитат. части, пед. коллегии, кружки по ликвидации неграмотности, школы I и II ступени и др. Одним из основоположников сов. И.-т. п. можно считать А. С. Макаренко, в теоретич. и практич. деятельности воплотившего пед. идеи исправления правонарушителей. В 30-50-е гг. в связи с отходом от принятого в 20-е гг. курса исправит.-трудовой политики государства, беззаконием и массовыми репрессиями И.-т. п. практического развития не имела. Только в нач. 60-х гг. в Высшей школе МВД СССР (осн. в 1929, с 1974 академия) под руководством Утевского был разработан для спец. уч. заведений МВД СССР первый курс по И.-т. п., определены её предмет, особенности пед.процесса в исправит.-трудовых учреждениях. И.-т. п. была включена как самостоят, предмет в уч. планы; проводились семинары -и конференции по обобщению опыта воспи-тат. работы с осуждёнными, эксперименты, среди к-рых особое место заняла вологодская система формирования направленно воспитывающих коллективов осуждённых. Объектом И.-т. п. является воспитат. система органов, исполняющих наказания, предметом - закономерности и особенности исправления и перевоспитания осуждённых в рамках исполнения уголовного наказания как меры гос. принуждения. Самостоятельная Й.-т. п. для несовершеннолетних не разрабатывается. Все вопросы жизни и деятельности несовершеннолетних осуждённых рассматриваются в русле общей И.-т. п., а её положения на практике воплощаются в деятельности воспитательно-трудовых колоний. И.-т. п. как отрасль педагогики использует все её осн. понятия, а также разрабатывает и специфические, среди к-рых наиб, важные категории - исправление и перевоспитание осуждённых. Исправление - противоречивый процесс ломки сложившихся стереотипов сознания и поведения осуждённых, предполагающий собой целенаправленное, а иногда и жёсткое управление их жизнедеятельностью. Перевоспитание рассматривается как двусторонний процесс, включающий пед. работу воспитателей, администрации по организации системы исправит.-трудовых воздействий и деятельность самих осуждённых по усвоению этих воздействий (т. е. исправление). Результат такого взаимодействия - диалектич. единство нравств. перестройки сознания и поведения личности. Исправление, т.о., выступает как цель и результат перевоспитания и как процесс самовоспитания, саморазвития личности. Уровни или степени изменения личности различны, но при этом они вполне сопоставимы с общечеловеческими нравств. нормами, т. к. не существует отдельно взятой морали для правонарушителей и для законопослушных граждан. В процессе перевоспитания такие нравств. нормы, как добросовестное отношение к труду, точное исполнение законов и уважение к правилам человеческого общежития, бережное огношение к обществ, и личной собственности, приобретают статус правовых. Специфика процесса перевоспитания осуждённых определяется тем, что он происходит в рамках исполнения уголовного наказания, а его важнейшие элементы (осн. средства исправления и перевоспитания, меры наказания и поощрения, взаимоотношения с воспитателями, администрацией, связи с внеш. миром и др.) регламентируются в значит, степени нормами права. Степень регламентации процесса перевоспитания зависит от вида наказания и органа, его исполняющего. Правовой характер требований способствует выработке привычки исполнять законы дисциплинированно и ответственно. Юрид. нормы определяют и права осуждённых. Тем не менее в процессе перевоспитания возникают определённые противоречия между пед. целесообразностью и жёсткими правовыми предписаниями, т.к. правовые нормы носят обобщающий характер, а пед. действия всегда конкретны и персонифицированы. Отрицат. отношение осуждённых к уголовному наказанию, как правило, переносится на воспитат. воздействия, на самих воспитателей, усиливая тем самым скрытое, а подчас и активное сопротивление воспитанию, способное перерастать в массовые неповиновения, отказ от работы и др. экстремистские действия. Разрешение противоречия - в поисках оптимальных пед. мер и в совершенствовании исправит.-трудового законодательства. К особенностям процесса перевоспитания в местах лишения свободы относится и его продолжительность, определяемая не пед. задачами, а сроками уголовного наказания, назначаемого судом. Длит. изоляция человека, особенно несовершеннолетнего, от общества приводит к нарушению социально полезных связей и отношений, способствует появлению у осуждённых психич. состояний, препятствующих адекватному восприятию действительности. К тому же концентрация криминогенной части населения создаёт среду для формирования специфич. системы межличностных отношений, осн. на традициях и субкультуре уголовного мира, растлевающего личность. Всё это предъявляет повышенные требования к проф. и нравств. уровню воспитателей и их пед. мастерству. Неэффективность борьбы ИТУ с традициями уголовной среды, её активными лидерами обусловливается непреодолённой к нач. 90-х гг. пед. и психол. некомпетентностью большинства сотрудников органов, исполняющих наказания, преобладанием в их деятельности методов запретительно-принудит. характера. Многолетнее невнимание к пед. аспектам работы ИТУ имело следствием низкий престиж профессии воспитателя осуждённых. И.-т. п. рассматривает перевоспитание как подсистему всей системы воспитания, сложившейся в обществе, и как специфич. процесс в исправит.-трудовых учреждениях, в к-ром своеобразно преломляются общие закономерности и принципы воспитания. К специфич. принципам И.-т. п. относятся: соблюдение социали-стич. законности, гуманное и справедливое отношение к осуждённым в сочетании с высоким уровнем требовательности, исправление личности в общественно полезной деятельности, в системе коллективистских отношений; участие общественности в процессе перевоспитания. И.-т. п. изучает взаимосвязи элементов системы перевоспитания и влияние среды мест лишения свободы на изменение и исправление личности; специфику пед. процесса в разл. типах мест лишения свободы; особенности этапов перевоспитания (первоначального, т. е. адаптационного, основного, заключительного, подготавливающего осуждённого к освобождению); деятельность неформальных групп и коллективов осуждённых, органов их самоуправления; методы борьбы с преступными группировками заключённых; критерии и степени исправления осуждённых. И.-т. п. прогнозирует развитие пед. системы в органах, исполняющих наказания. На И.-т.п. кроме общей педагогики оказывают влияние общая и социальная психология, социология, теория управления в социальных системах. В практич. работе применяются с учётом особенностей личности осуждённых, их групп и общ-ностей исследовательские методы наук о человеке. Совр. тенденции развития И.-т. п. связаны с разработкой системы социально-пед. воздействий на осуждённых в период отбывания уголовных наказаний, гуманизацией этого процесса с учётом меж-дунар. актов по правам человека; подготовкой компетентных пед. кадров для исправит.-трудовых учреждений; широким привлечением обществ, орг-ций, в т. ч. благотворительных, религиозных, к процессу перевоспитания осуждённых и др. В Рос. Федерации издаются ведомств, журн. "Воспитание и правопорядок" (с 1960; до 1981-"К новой жизни"), труды Высш. школы Академии и НИИ МВД. В заруб, странах спец. отрасли педагогики, аналогичной И.-т. п., нет. Так наз. криминальная педагогика (Венгрия), педагогика наказания (Германия) далеко выходят за рамки предмета педагогики, включают криминологич., пенологи-ческие (от пенология, лат. роепа - наказание и греч. logos - слово, учение - теория наказания), психол. и социально-психол. вопросы. Проблемы воспитания осуждённых решаются в зависимости от того, какая криминологич. теория (среди них традиционно выделяются классическая, позитивистская, социологическая, социальная, радикальная) преобладает в стране. Различны взгляды на место и роль воспитания заключённых в процессе исполнения уголовного' наказания - от полного отрицания возможности перевоспитания до признания тюрьмы воспитательным учреждением. В англ, тюрьмах значит, внимание уделяется повышению образоват. уровня заключённых, в Канаде, Нидерландах - проблемам социальной адаптации, обучению жизненным навыкам. В США в 60-70-е гг. получила развитие теория преступности как душевного заболевания, поэтому исправления личности заключённого стремились добиться с помощью терапии (стрессовой, химической, электрошоковой), групповой психотерапии, модификации поведения, психохирургии и др. Эти методы получили распространение и в др. странах, в частности в скандинавских. Однако неэффективность "лечения" побудила работников пенитенциарных систем зап. стран использовать методы индивиду а льно-психол., пед. воздействия, социального воспитания, а в отношении несовершеннолетних правонарушителей - обратиться к пед. наследию A.C. Макаренко (это направление получило преим. развитие в ФРГ). Большое влияние на формирование гуманистич. подхода в области пенитенциарной политики на междунар. уровне оказывают Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (с 1955; специалисты из Рос. Федерации принимали участие с 1960). Вырабатываются общие подходы в оценках разл. тюремных систем, определяются задачи тюремного заключения (ресоциализация правонарушителя, защита общества и снижение преступности), изучается пед. потенциал труда заключённых, режима, религ, воздействия, обществ, патрониро-вания и др. Лит.: Познышев С. В., Основы пенитенциарной науки, М., 1923; Утевский Б. С., В борьбе с дет. преступностью. Очерки жизни и быта Моск. трудового дома для несовершеннолетних правонарушителей, М., 1927; его же, Новая отрасль пед. знаний, СП, 1964, № 2; О творческом применении пед. наследия А. С. Макаренко в работе с заключенными, М., 1960; Клюкин В. Ф., Формирование направленно воспитывающего коллектива заключенных, М., 1970; Исправит.-трудовая педагогика. Учебник, под ред. И. Т. Богатырева, М., 1978; Организация исправления и перевоспитания осужденных. Учебник, под ред. А. И. Зубкова, М. П. Стуровой, М., 1985; Пед. наследие А. С. Макаренко и проблемы исправления и перевоспитания осужденных, Рязань, 1988; Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, в сб.: Междунар. соглашения и рекомендации Организации Объединенных Наций в области защиты прав человека и борьбы с преступностью, М., 1989; Glaser D., The effectiveness of a prison and parole System, Indianapolis (N. Y.), E1969]; Wicks R. J., Cooper H. A., International corrections, Lexington, 1979; Wolfgang M. E., Prisons. Present and possible, [USA], 1981; Finckenauer J. O., Juvenile delinquency and corrections. The gap between theory and practice, prlan-do - [a. o.], 1984; Federal Bureau of Prisons, 1989 State of tue Bureau, U. S. Departement of justicl, Wash., 1990.
|