Rambler's Top100

ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ


УЧИТЕЛЯМ
ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕДСТУПНОСТЬ
ПОЛОЖЕНИЕ ДИССОЦИАЛЬНОГО РАССТРОЙСТВА В КЛАССИФИКАЦИИ И КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ
ДАННЫЕ ПИЛОТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ НАСТОЯЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛИНИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
КРИМИНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ПСИХОЛОГИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ-ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЛЕЧЕНИЮ
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ И ВОСПИТАНИЮ
ЧТО ТАКОЕ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТАКСА
 

ДИССОЦИАЛЬНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ

Психология несовершеннолетних правонарушителей

Психология несовершеннолетних правонарушителей.

 

            Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей оценивалась по 115 показателям.

            Треть несовершеннолетних правонарушителей обнаруживали склонность к выраженному колебанию настроения (32,1%, 33,3%, 29,4%, 26,2% по группам 1-4 соответственно, в группе 5 – 2,7% t ³ 2, P £ 0,05). У большого числа подростков отмечались нарушения внимания (55,4%, 70,8%, 76,5%, 71,4%, 56,8% по группам 1-5 соответственно, 26,8% в контрольной группе, t ³ 2, P £ 0,05, показатели групп 1 и 5 достоверно ниже, чем 2, 3, 4 групп, t ³ 2, P £ 0,05).

Темп психических процессов был снижен у значительной доли несовершеннолетних: в 21,4% в группе 1, 45,8% в группе 2, 29,4% в группе 3, 26,2% в группе 4 и в 5,4% в группе 5, что сравнимо с показателем контроля (3,4%). Показатели группы 5 были достоверно ниже (t ³ 2, P £ 0,05), чем в группах 1-4, показатели группы 2 – достоверно выше, чем в других группах (t ³ 2, P £ 0,05). Высокий уровень показателя в группе 2 коррелировал с высоким уровнем субдепресии (8,3%) в этой группе. Большинство подростков второй группы были разочарованы в себе, отмечали подавленность, плохое настроение, которое связывали с задержанием, помещением в ЦВИНП и СШ, жаловались на нехватку «творчества», свободы, тяготились дисциплиной в учреждениях и часто ее нарушали.

Практически все подростки справлялись в ходе эксперимента с инструкциями психолога. Крайне низкий уровень усвоения (23,5%) обнаружен только в 3 группе. В ходе работы использовались методики, направленные на исследование памяти (запоминание 10 слов, опосредованное запоминание), мышления (сюжетные картины, классификация, исключение, сравнение понятий, понимание переносного смысла пословиц, пиктограммы), интеллекта (метод Векслера), личностных особенностей (MMPI, уровень притязаний, шкала Спилберга, метод Роршаха, ТАТ, методы Розенцвейга, Лири, Люшера и др.), агрессивности (шкала Басса-Дарки), воли (НШДВР).

В целом экспериментально-психологическое исследование с подростками осложнялось рядом факторов. Таковыми являлись: заинтересованность подростков в результатах исследования, желание показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать покладистость, дружелюбие, конформизм; стереотипное воспроизведение ряда ассоциаций, ответов с опорой на «внутренние стандарты» подростковых коллективов, следование в работе с методиками инструкциям лидеров коллективов; низким образовательным и культурным уровнем обследуемых.

Мнестические процессы были сохранны у большинства несовершеннолетних. В 57,1%, 58,3%, 29,4%, 40,5%, 88,6% по группам 1-5 они соответствовали норме (показатель группы 3 достоверно ниже, t ³ 2, P £ 0,05), в значительной части случаев обнаруживались пограничные с нормой показатели.

Мышление подростков-правонарушителей отличалось конкретностью (66,1%, 62,5%, 52,9%, 52,4%, 35,1% по группам 1-5), иногда – субъективными трактовками или привнесениями (максимальный показатель – 9,5% в группе 4), редко – символичностью (максимальный показатель – 7,1% в группе 4). В ходе работы с методиками, направленными на оценку мышления, часто встречались индивидуальные привнесения (30,4%, 33,3%, 17,6%, 16,7%, 16,2% по группам 1-5 соответственно, достоверных отличий от контрольной группы нет, показатель контроля – 17,2%). В большинстве случаев привнесения и их комментарии носили адекватный характер (хуже всего дела обстояли в 3 группе, где были адекватными лишь около 40% привнесенных образов).

В целом мышление подростков-правонарушителей отличалось последовательностью, операции сравнения были сохранены (69,6%, 79,2%, 52,9%, 64,8%, 75,9% по группам 1-5), операции обобщения выполнялись успешно, отмечалась некоторая неравномерность (21,4%, 25,0%, 23,5%, 19,4%, 10,8% по группам 1-5), использование формальных признаков (3,6% в группе 1, 5,4% в группе 5, при уровне 7,8% в контрольной группе), личных предпочтений (16,1%, 8,3%, 5,9%, 0,0%, 10,8%, 11,6% по группам 1-6 соответственно). Большинство подростков справлялись с трактовкой условного смысла иносказательных выражений (хуже всех справлялись в 3 группе, где показатель составил 52,9%). Расстройств мышления, характерных для шизофрении (паралогичности, разорванности, соскальзывания), ни у кого не наблюдалось. 

Наиболее выраженные нарушения отмечались в эмоциональной сфере. Они подробно описаны в психопатологическом разделе.

По показателям самооценки подростки распределились следующим образом: завышенная самооценка преобладала в 1 и 2 группах (26,8%, 25,0% по группам 1 и 2), что в целом свойственно психопатическим личностям. Заниженная самооценка встречалась в 1, 2 и 3 группах. В 1 и 2 группах заниженная самооценка сочеталась с субдепрессией и отмечалась в основном у новичков. В третьей группе она была постоянным высоким показателем (23,5%), поскольку подростки третьей группы отвергались сверстниками и часто служили предметом насмешек и издевательств.

Таблица 6. Связь психологии и криминальной активности подростков.

 

Факторы

Гр. 1

Гр. 2

Гр. 3

Гр. 4

Гр. 5

Гр. К

Личностная незрелость

55,4

58,3

41,2

42,8

18,9^

-

Выраженный инфантилизм

12,5

20,8

11,8

7,1

2,5^

-

Диссоциальность

64,6*

58,3

41,2

28,1

16,2^

-

Эгоизм

66,4*

54,2

23,5

28,6

10,8^

-

Подростки – подчиненные в группе

12,5

16,7

58,8*

16,7

10,8

0^

Подростки совершают преступления

60,7*

33,3

88,2*

54,8

29,7

0^

 

В таблице данные приведены в процентах. Знаком * обозначено достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) превышение показателей других групп, знаком ^ - достоверно более низкие показатели.

 

Складывается впечатление, что преступления в группе 3 совершаются под давлением, в силу подчиняемости.

            У большой доли несовершеннолетних (55,4%, 58,3%, 41,2%, 42,8%, 18,9% по группам 1-5 соответственно, показатели группы 5 достоверно ниже, t ³ 2, P £ 0,05) отмечались признаки личностной незрелости, а в группах 1-4 были случаи выраженного инфантилизма (12,5%, 20,8%, 11,8%, 7,1% по группам соответственно, показатель группы 5 достоверно ниже, t ³ 2, P £ 0,05).

            Стержневым паттерном поведения подростков-правонарушителей является собственно диссоциальный компонент, заключающийся в дистанцировании от общественных стандартов поведения. Выраженный отказ от выполнения социальных требований наблюдался в группах 1-3 (64,6%, 58,3%, 41,2% по группам соответственно). В группах 4 и 5 этот показатель был существенно ниже (28,1%, 16,2% по группам соответственно, показатель группы 5 достоверно ниже, t ³ 2, P £ 0,05).

            Личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей включали: демонстративность (у 37,5%, 41,7%, 5,8%, 21,4%, 13,5% по группам 1-5, показатели групп 3 и 5 достоверно ниже, t ³ 2, P £ 0,05), эгоизм (66,4%, 54,2%, 23,5%, 28,6%, 10,8% по группам 1-5 соответственно, показатель группы 1 достоверно выше, t ³ 2, P £ 0,05, показатель группы 5 – достоверно ниже, t ³ 2, P £ 0,05), раздражительность (39,3%, 66,7%, 47,1%, 38,1%, 13,5% по группам соответственно, показатель группы 5 достоверно ниже, t ³ 2, P £ 0,05), обидчивость (21,4%, 37,5%, 29,4%, 26,2%, 14,5% по группам 1-5), склонность к внешнеобвиняющим установкам (46,4%, 54,2%, 41,2%, 33,3%, 16,2%, показатель группы 5 достоверно ниже, t ³ 2, P £ 0,05). Склонность к доминированию обнаруживалась в группах 1 и 2 (39,3% и 29,2%, показатели достоверно выше, t ³ 2, P £ 0,05, чем в других группах). Для подростков группы 2 оказались свойственны склонность к самоутверждению (50,0%), готовность к активной защите своих взглядов, убеждений (41,7%), и вместе с тем – уязвимость, плохая переносимость субъективно сложных ситуаций (50,0%) (все три показателя достоверно выше, чем в остальных группах, t ³ 2, P £ 0,05).

            При анализе показателей по тесту диагностики форм агрессии Басса-Дарки отмечались следующие особенности профилей: в первой и второй группах профиль был значительно выше, чем в 3-5. Самые высокие показатели отмечались по шкалам физической, вербальной и косвенной агрессии, негативизма. Первую группу отличали особенно выраженные показатели негативизма и вербальной агрессии, вторую – высокий уровень чувства вины, обиды и вербальной агрессии. В третьей группе на фоне низких показателей всех видов агрессии отмечался относительно высокий уровень чувства вины (но существенно ниже, чем в группе 2 и 4). Четвертую группу отличал высокий уровень чувства вины и вербальной агрессии, профиль пятой группы был низким по всем показателям.

            При анализе показателей по Нормированной шкале диагностики волевых расстройств (НШДВР) отмечались следующие особенности профилей: наиболее благополучная картина наблюдалась, как и предполагалось, в 5 группе; наименее благополучная – в 1 и 2 группах, где наблюдались расстройства преднамеренной регуляции, высокий уровень автоматизмов. В то же время в 1 группе прогностические функции были относительно сохранны, в то время как во второй – нарушены. Во второй группе страдала способность к осуществлению волевых действий. Третья и четвертая группы обнаруживали более низкие показатели, показатели четвертой группы практически не отличались от группы 5 и контроля.

            Таким образом, обобщая признаки, характеризующие психологию подростков-правонарушителей в различных группах, можно нарисовать следующие групповые портреты несовершеннолетних.

            Группа 1. Несовершеннолетние правонарушители с диссоциальным расстройством личности. Им свойственно: завышенная самооценка, выраженная личностная незрелость, склонность к демонстративному поведению, эгоизм, выраженное желание доминировать в группе, высокая агрессивность, в особенности – физическая, вербальная агрессия и негативизм, высокий уровень моторных автоматизмов.

            Группа 2. Несовершеннолетние правонарушители с другими формами расстройств личности. У них отмечается субдепрессивная реакция на ситуацию задержания, привлечения к ответственности, что сказывается на работоспособности и продуктивности продолжительное время, выражена личностная незрелость, демонстративность, раздражительность. Они также склонны доминировать, делают все возможное для самоутверждения, готовы отстаивать свое мнение, убеждение, трудно переносят субъективно сложные ситуации. У них высокий уровень агрессивности, но выражено чувство вины.

            Группа 3. Несовершеннолетние правонарушители с умственной отсталостью. Они являются трудным объектом для исследования, поскольку часто не усваивают инструкций экспериментатора. У них снижена память, отмечается неадекватность в поведении и в процессе эксперимента, очень низкая самооценка.

            Группа 4. Несовершеннолетние правонарушители с органическим поражением головного мозга. Специфических признаков для этой группы не выявлено.

            Группа 5. Здоровые несовершеннолетние правонарушители. Им свойственны ровное настроение, хорошее внимание, личностная зрелость (по крайней мере – соответствие возрасту), отсутствие противопоставления себя обществу, согласие в общем плане с общественными стандартами, низкий уровень агрессивности, отсутствие внешнеобвиняющих установок, способность к альтруистическим поступкам.

 

ПОДРОСТКОВЫЙ ПСИХИАТР НА ДОМ 773-93-06 БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ONLINE - ПИШИТЕ!


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ К ДЕТСКОМУ ВРАЧУ-ПСИХОТЕРАПЕВТУ д.м.н. ПЕРЕЖОГИНУ Л. О. 8-495-695-0229 (регистратура)