ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сервера Напишите нам | ||
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | |||
| Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
| КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И
РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
“РАЗРАБОТКА РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ
ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ” Москва 2003 Наркотики ломают жизнь людей, подрывают
устойчивое развитие человека и порождают преступность. ..... злоупотребление
наркотиками наносит ущерб свободе и развитию
молодежи - наиболее ценного мирового достояния. (Политическая декларация
специальной сессии Генеральной
Ассамблеи ООН, 8-10 июня 1998 г.) Разработку базовой
профилактической образовательной программы необходимо рассматривать в контексте
основных задач реализации федеральной целевой программы «Комплексные меры
противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 –
2004 годы» и «Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами
в образовательной среде Министерства образования Российской Федерации». Общая формула профилактики
злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) давно известна: снижение спроса
+ снижение предложения. При этом снижение предложения должно несколько
опережать снижение спроса, как бы ориентируя в нужном направлении. Если использовать
традиционную типологию этапов реагирования на социальную проблему
(злоупотребление несовершеннолетних наркотиками и другими ПАВ), то в нашей
стране позади остались такие этапы, как отрицание проблемы, панические реакции,
и сейчас мы находимся на этапе разрозненных инициатив, постепенно приближаясь к
этапу скоординированного системного ответа. Формирующаяся
Минобразованием России система профилактики злоупотребления наркотиками и
другими ПАВ в организационном отношении включает программы нескольких уровней. Федеральный уровень: -
координация
всей профилактической деятельности, -
выделение
ресурсов, -
разработка
нормативно-правовых актов, -
определение
минимального стандарта профилактических и реабилитационных мероприятий, -
супервизия,
экспертиза и контроль хода реализации региональных профилактических программ. Региональный (местный) уровень: -
привлечение
местных ресурсов, -
разработка
стратегии реализации региональной профилактической программы с опорой на
кадровый потенциал специалистов, осуществляющих профилактическую деятельность, -
практическая
реализация профилактической программы, -
учет
специфики региональных условий (климато-географических, демографических,
социально-экономических, культуральных и др.), -
учет
предшествующего позитивного и негативного опыта профилактической работы,
установок и ожиданий, -
экспертиза
и контроль хода реализации региональной программы. Уровень отдельных социальных групп: -
включение
в профилактическую деятельность всех значимых других лиц (ЗДЛ)
несовершеннолетних «группы риска» или имеющих опыт приема ПАВ, -
одновременное
решение проблем самих ЗДЛ. Оптимальная базовая (т.н.
федеральная) модель должна быть реализована на региональном (местном) уровне с
учетом его специфики. Преимущества такого подхода: 1.
Сочетание
федеральных и собственных профессиональных и материальных ресурсов, которые
могут быть привлечены к реализации профилактической программы. 2.
Инициирующее
действие команды (создание прецедентов регионального уровня). 3.
Формирование
актива из целевых групп. 4.
Реальная
поддержка местной общественности и формирование реального волонтерского
движения на региональном уровне. 5.
Возможность
координации усилий разных ведомств, расположенных на данной территории. При этом одновременно
проводятся: 1)
мероприятия
по снижению предложения ПАВ (деятельность силовых структур); 2)
мероприятия
по снижению спроса на ПАВ; 3)
ресурсно-информационная
и организационно-методическая поддержка (федеральная и региональная
администрация, научные центры, ВУЗЫ, ССУЗЫ, ППМС-центры, психологическая служба
образования, наркологическая служба и др.). Федеральный компонент
базовой модели профилактики опирается на следующие принципы: · координация профилактической работы в
регионе; · системная и дифференцированная работа со
всеми контингентами (не имеющими опыта приема ПАВ, «экспериментаторами»,
проблемными потребителями ПАВ) и во всех сферах профилактической
деятельности с охватом всех основных значимых
других лиц; · сочетание
инициирующих и поддерживающих интервенций; · обучающие
циклы («тренинг тренеров», «равные – равным»; · саморазвитие
и формирование актива во всех целевых группах; · циклическое
расширение охвата участников профилактической программы; · оценка
(мониторинг) ситуации и мониторинг
эффективности профилактической программы Координация профилактической
программы в регионе Для
координации профилактической программы в регионе целесообразно создание
координационной группы (КГ), которая включает специалистов разного профиля и
работающая по принципу команды. Профилактическая деятельность - основное
занятие. Необходимы продуманная мотивации и разнообразная стимуляция работы
членов КГ. Работе
КГ должны сопутствовать общая идеология, разделяемая всеми членами КГ концепция
и программа профилактики в регионе. Для
достижения взаимопонимания внутри команды желательно совместное прохождения
подготовки или тренинга. КГ – «первый тренер» в регионе. Ею инициируются последующие
тренинги “тренеров”. Основу профилактической деятельности
в каждой сфере составляют обучающие циклы. УЧЕБНАЯ СФЕРА А.
Формирование актива, стимуляция и поддержка саморазвивающегося движения (тренинг
тренеров). Б.
Повторяющиеся обучающие циклы с увеличением охвата (равный равному). В.
Работа с отдельными группами (группы повышенного риска, группы с проблемным
потреблением ПАВ). Минимум базового
обучающего цикла: 1.
Информационный блок 2.
Ассертивность, включая техники отказа; тренинг разрешения проблем; коммуникативный
тренинг 3. Психическая
саморегуляция; работа с чувствами. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СФЕРА А. Формирование
актива, стимуляция и поддержка саморазвивающегося движения (тренинг тренеров). Б. Включение
профилактических тем в предметное образование Г. Профилактический
спецкурс В. Работа с проблемами
(педагог как ролевая модель). Минимум
базового обучающего цикла: 1. Информационный блок 2. Ассертивность,
включая техники отказа; тренинг разрешения проблем; коммуникативный
тренинг 3. Психическая
саморегуляция; работа с чувствами. СЕМЕЙНАЯ СФЕРА А.
Формирование актива, стимуляция и поддержка саморазвивающегося движения – Ассоциация
родителей (тренинг тренеров). Б.
Консультирование и элементы тренинга: повторяющиеся обучающие циклы с увеличением
охвата (равный равному). В.
Работа с отдельными группами (неблагополучные семьи, группы с проблемным потреблением
ПАВ). Минимум
базового обучающего цикла: 1.
Информационный блок. 2.
Коррекция партнерских взаимоотношений; коррекция детско-родительских взаимоотношений.
3.
Тренинг ассертивности; психическая саморегуляция; работа с чувствами. ДОСУГОВАЯ СФЕРА А.
Формирование актива, стимуляция, поддержка и вовлечение в саморазвивающееся
движение. Б.
Стимуляция и поддержка иных разрядочных форм деятельности. В.
Работа с отдельными лидерами (позитивно -
и негативно – ориентированными) При этом используются профилактические интервенции нескольких типов инициирующие и поддерживающие. Еще одна сфера профилактики организуется с учетом возможностей региона и заключается в работе через ИНТЕРНЕТ. Важная особенность предлагаемой модели – обеспечение саморазвития профилактической программы. Оно осуществляется за счет различных форм стимулирования и поддержки участников программы, меняющегося статуса участника по мере его прогрессирования. Саморазвитие обеспечивается также за счет формирования волонтерского движения и использования принципов «от равных – равным» и «тренинг тренеров». При этом достигается циклическое расширение охвата, позволяющее в течение 3-4 лет вовлечь в профилактическую программу более половины основной целевой группы – несовершеннолетних и тем самым обеспечить влияние на ситуацию с употреблением ПАВ в целом. Решение профилактических задач невозможно без объективной оценки и мониторинга ситуации с употреблением ПАВ в регионе. Необходимо также с самого начала опираться не реальные инструменты мониторинга и оценки эффективности профилактической программы. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Еще одна особенность рассматриваемой базовой профилактической модели заключается в том, что один из основных ее компонентов составляет система непрерывной подготовки кадров, осуществляющих профилактическую программу. Образовательная программа предназначена для формирующейся команды специалистов, занимающихся профилактикой злоупотребления ПАВ среди детей и молодежи в регионе и желающих включиться в процесс внедрения базовой профилактической модели. Роль образовательной программы особенно велика на начальном этапе работы, когда необходимо сформировать некий профилактический стандарт, который будет поддерживаться в регионе. Цель образовательной программы -
профессиональная подготовка специалистов, способных организовывать комплексные
мероприятия по построению региональной системы профилактики злоупотребления ПАВ
в образовательной среде.
Задачи программы: обучить 1) Специалистов различных социальных
практик технологиям проведения профилактической работы с детьми и молодежью. 2)
Технологиям инициации, разработки и
внедрения программ и проектов по профилактике злоупотребления ПАВ среди детей и
молодежи в различных сферах: учебной, педагогической, семейной и сфере досуга. 3) Технологиям наращивания
кадрового, организационного, технологического, информационного, политического
потенциала проекта и укрепления
структуры его управления: ·
привлечение
волонтеров; ·
создание попечительских советов; ·
взаимодействие
с фондами и организациями, осуществляющих поддержку работ по профилактике
злоупотребления ПАВ; ·
освоение
технологий проектной деятельности; ·
освоение
передовых психолого-педагогических и социальных технологий по профилактике
злоупотребления ПАВ детьми и молодежью; ·
разработка
стратегий работы со СМИ. Представленная образовательная программа предназначена для формирующейся команды специалистов, занимающихся профилактикой злоупотребления психоактивными веществами среди детей и молодежи в регионе и желающих включиться в процесс внедрения базовой профилактической модели. Содержание программы. Программа состоит из 3-х образовательно-тематических
модулей и предполагает обучение в 3
этапа: Образовательно-тематические модули: 1-й модуль:
ИНФОРМАЦИОННЫЙ – содержит информацию о Концептуальных теоретических
знаниях ведения профилактической антинаркотической работы из мирового и
отечественного опыта. Главная цель модуля: дать наиболее достоверную и разноплановую
информацию, представленную различными государственными ведомствами,
учреждениями и профильными институтами. 2-й модуль: ИНТЕРАКТИВНЫЙ (интерактивные методы
обучения психолого-педагогическим технологиям ведения профилактической
работы в подростковой и молодежной
среде) – представлен различными
интерактивными психолого-педагогического технологиями. Главная цель модуля: обучение участников программы интерактивным
психолого-педагогическим технологиям ведения профилактической работы с
различными целевыми группами (детьми, молодежью, их родителями, педагогами,
специалистами, государственными и общественными организациями) и носят методическую
направленность. 3-й модуль: ПРОЕКТНЫЙ (технология проектной
деятельности при разработке региональных систем профилактики злоупотребления
ПАВ детьми и молодежью). Представлен
работой в проблемно-проектных группах. Цель данного модуля: обучение участников семинара культуре проектной
деятельности при внедрении и разработке региональных систем по профилактике
злоупотребления ПАВ детьми и молодежью. Этапы образовательной программы: I-этап – Базовый._ (Обучение
проводится по очной форме). (Объем 72
часа). Предлагаемая
образовательная программа является стартовым звеном в комплексе мероприятий,
направленных на построение региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ)
детьми и молодежью. Цель: -
формирование
профессиональной позиции по отношению к проблеме злоупотребления ПАВ; -
знакомство
с психолого-педагогическими технологиями и практическое освоение основных
техник, обеспечивающих создание, функционирование и развитие системы
профилактики злоупотребления ПАВ в детской и молодежной среде; - овладение основами проектной деятельности по формированию и
внедрению моделей профилактики с учетом
регионального компонента. II-этап. Дистанционный. (Объем 72часа). Предлагаемая
образовательная программа является продолжением в комплексе мероприятий,
направленных на построение и научно-методическое сопровождение региональной
системы профилактики злоупотребления
психоактивными веществами (ПАВ) детьми и молодежью. Цели программы: –
Полипрофессиональная экспертиза проектов и программ, направленных
на организацию комплексных мероприятий по построению региональной системы
профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде. –
Научно-методическая и консультативно-информационная поддержка
региональных инициатив в области построения региональной системы профилактики. –
Мобилизация региональных ресурсов входящих в проект. Формирование региональной
стратегии (определение основных действующих субъектов, создание организационных
структур и организация их деятельности и др.);. - Научно-организационное и методическое
сопровождение развивающейся региональной системы. В процессе
обучения осуществляется запуск профилактических мероприятий. III-этап. Наращивание профессионального потенциала
региональной системы профилактики злоупотребления ПАВ. Осуществляется в форме мастер-классов. (Объем каждого мастер класса 72 часа). Данный этап реализуется на
средства субъектов Российской Федерации. Цель: -
Обучение
специалистов по ведению профилактической антинаркотической работы с детьми и
молодежью в рамках их профессиональной деятельности. -
Проведение
образовательных курсов для специалистов системы образования и социальной сферы
(руководителей профилактических служб при администрации региона, зам.
директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, психологов,
социальных педагогов, классных руководителей, социальных работников,
специалистов по работе с молодежью, специалистов ППМС-центров, специалистов
учреждений дополнительного образования, волонтеров и др.). Супервизия региональных образовательных программ. (В течение года). Цель: 1. Выявление наличного профессионального и организационного потенциала педагогических и руководящих кадров в рамках образовательной профилактической программы. 2. Определение путей профессионального развития участников образовательной профилактической программы. 3. Наращивание и эффективное использование информационных, технологических, научных, организационных ресурсов; развитие системы социального партнерства (с использованием телекоммуникационных сетей и Интернет). 4. Осуществление мониторинговых исследований по определению эффективности реализуемых мероприятий в рамках региональной образовательной программы. Супервизия будет способствовать: · развитию профессиональной культуры разработчиков региональной системы профилактики; · ориентации участников образовательной программы на освоение современных психолого-педагогических, информационных и проектных технологий; · апробации инновационных образовательных технологий; ·
реализации
профессионально-личностного потенциала участников образовательной программы. ·
отработка
отдельных компонентов профилактической программы в соответствии с запросами
региона. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМАНДЫ 1. Опыт участия в профилактической программе. 2. Мотивация занятия данной деятельностью. 3. Наличие профессиональных качеств. 4. Опыт преподавательской или общественной деятельности. СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ КОМАНДЫ 1.
Профессорско-преподавательский
состав ИПК, ВУЗов; 2.
Психологическая
служба (ППМС-Центры, Методические Центры) – психологи с опытом тренинговой работы; 3.
Наркологическая
служба; 4.
Социальные
педагоги; 5.
Специалисты
учреждений дополнительного образования и сферы досуга; 6.
Управление
(департамент) по молодежной политике и спорту; 7.
Представители
общественных организаций: 1)
Родительские; 2)
Студенческие; 8. Региональные молодежные лидеры. Резюмируя основные
концептуальные идеи программы, необходимо подчеркнуть, что образовательная
программа «Разработка региональной системы профилактики злоупотребления
психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью» по форме является
программой дополнительного профессионального образования, а по сути –
программой профессионального развития. Показателями эффективности этой образовательной программы в регионе
будет: 1) Снижение процессов
злоупотребления наркотическими и другими психоактивными веществами среди детей
и молодежи; 2) Построение активной социальной, в том числе, и образовательной среды региона, обеспечивающей формирование позитивных установок и ценностей здорового образа жизни. |