Rambler's Top100

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


УЧИТЕЛЯМ
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СКАЧАТЬ ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ (690 kb)
СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛЫ ЛЕКЦИЙ ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ (1,47 mb)
СКАЧАТЬ ПЛАН ЗАНЯТИЙ (58 kb)
СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ ЗАНЯТИЙ (330 kb)
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ (3 мб)
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ (83 кб)
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ (140 кб)
РЕЗУЛЬТАТЫ АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
КОНЦЕПЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ

 

ЦЕНТР ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

 

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

“РАЗРАБОТКА РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ  ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ”

 

Москва 2003

 

Наркотики ломают жизнь людей, подрывают

                                                            устойчивое развитие человека и порождают

                                                преступность. ..... злоупотребление наркотиками

                                                наносит ущерб свободе и развитию молодежи -

                                                наиболее ценного мирового достояния.

                                                            (Политическая декларация специальной сессии

                                                            Генеральной Ассамблеи ООН, 8-10 июня 1998 г.)

 

 

Разработку базовой профилактической образовательной программы необходимо рассматривать в контексте основных задач реализации федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 – 2004 годы» и «Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде Министерства образования Российской Федерации».

Общая формула профилактики злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) давно известна: снижение спроса + снижение предложения. При этом снижение предложения должно несколько опережать снижение спроса, как бы ориентируя в нужном направлении.

Если использовать традиционную типологию этапов реагирования на социальную проблему (злоупотребление несовершеннолетних наркотиками и другими ПАВ), то в нашей стране позади остались такие этапы, как отрицание проблемы, панические реакции, и сейчас мы находимся на этапе разрозненных инициатив, постепенно приближаясь к этапу скоординированного системного ответа.

Формирующаяся Минобразованием России система профилактики злоупотребления наркотиками и другими ПАВ в организационном отношении включает программы нескольких уровней.

Федеральный уровень:

-         координация всей профилактической деятельности,

-         выделение ресурсов,

-         разработка нормативно-правовых актов,

-         определение минимального стандарта профилактических и реабилитационных мероприятий,

-         супервизия, экспертиза и контроль хода реализации региональных профилактических программ.

 

Региональный (местный) уровень:

-         привлечение местных ресурсов,

-         разработка стратегии реализации региональной профилактической программы с опорой на кадровый потенциал специалистов, осуществляющих профилактическую деятельность,

-         практическая реализация профилактической программы,

-         учет специфики региональных условий (климато-географических, демографических, социально-экономических, культуральных и др.),

-         учет предшествующего позитивного и негативного опыта профилактической работы, установок и ожиданий,

-         экспертиза и контроль хода реализации региональной программы.

 

Уровень отдельных социальных групп:

-         включение в профилактическую деятельность всех значимых других лиц (ЗДЛ) несовершеннолетних «группы риска» или имеющих опыт приема ПАВ,

-         одновременное решение проблем самих ЗДЛ.

 

Оптимальная базовая (т.н. федеральная) модель должна быть реализована на региональном (местном) уровне с учетом его специфики. Преимущества такого подхода:

1.      Сочетание федеральных и собственных профессиональных и материальных ресурсов, которые могут быть привлечены к реализации профилактической программы.

2.      Инициирующее действие команды (создание прецедентов регионального уровня).

3.      Формирование актива из целевых групп.

4.      Реальная поддержка местной общественности и формирование реального волонтерского движения на региональном уровне.

5.      Возможность координации усилий разных ведомств, расположенных на данной территории.

 

При этом одновременно проводятся:

1)      мероприятия по снижению предложения ПАВ (деятельность силовых структур);

2)      мероприятия по снижению спроса на ПАВ;

3)      ресурсно-информационная и организационно-методическая поддержка (федеральная и региональная администрация, научные центры, ВУЗЫ, ССУЗЫ, ППМС-центры, психологическая служба образования, наркологическая служба и др.).

 

Федеральный компонент базовой модели профилактики опирается на следующие принципы:

· координация профилактической работы в регионе;

· системная и дифференцированная работа со всеми контингентами (не имеющими опыта приема ПАВ, «экспериментаторами», проблемными потребителями ПАВ) и во всех сферах профилактической деятельности  с охватом всех основных значимых других лиц;

· сочетание инициирующих и поддерживающих интервенций;

· обучающие циклы («тренинг тренеров», «равные – равным»;

· саморазвитие и формирование актива во всех целевых группах;

· циклическое расширение охвата участников профилактической программы;

· оценка (мониторинг) ситуации  и мониторинг эффективности профилактической программы

 

Координация профилактической программы в регионе

Для координации профилактической программы в регионе целесообразно создание координационной группы (КГ), которая включает специалистов разного профиля и работающая по принципу команды. Профилактическая деятельность - основное занятие. Необходимы продуманная мотивации и разнообразная стимуляция работы членов КГ.

Работе КГ должны сопутствовать общая идеология, разделяемая всеми членами КГ концепция и программа профилактики в регионе.

Для достижения взаимопонимания внутри команды желательно совместное прохождения подготовки или тренинга. КГ – «первый тренер» в регионе. Ею инициируются последующие тренинги  “тренеров”.

 

            Основу профилактической деятельности в каждой сфере составляют обучающие циклы.

 

УЧЕБНАЯ СФЕРА

А. Формирование актива, стимуляция и поддержка саморазвивающегося движения (тренинг тренеров).

Б. Повторяющиеся обучающие циклы с увеличением охвата (равный равному).

В. Работа с отдельными группами (группы повышенного риска, группы с проблемным потреблением ПАВ).

Минимум базового обучающего цикла:

1. Информационный блок

2. Ассертивность, включая техники отказа; тренинг разрешения проблем; коммуникативный тренинг 

3. Психическая саморегуляция; работа с чувствами.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СФЕРА

А. Формирование актива, стимуляция и поддержка саморазвивающегося движения (тренинг тренеров).

Б. Включение профилактических тем в предметное образование

Г. Профилактический спецкурс

В. Работа с проблемами (педагог как ролевая модель).

Минимум базового обучающего цикла:

1. Информационный блок

2. Ассертивность, включая техники отказа; тренинг разрешения проблем; коммуникативный тренинг 

3. Психическая саморегуляция; работа с чувствами.

 

СЕМЕЙНАЯ СФЕРА

А. Формирование актива, стимуляция и поддержка саморазвивающегося движения – Ассоциация родителей (тренинг тренеров).

Б. Консультирование и элементы тренинга: повторяющиеся обучающие циклы с увеличением охвата (равный равному).

В. Работа с отдельными группами (неблагополучные семьи, группы с проблемным потреблением ПАВ).

Минимум базового обучающего цикла:

1. Информационный блок.

2. Коррекция партнерских взаимоотношений; коррекция детско-родительских взаимоотношений.

3. Тренинг ассертивности; психическая саморегуляция; работа с чувствами.

 

ДОСУГОВАЯ СФЕРА

А. Формирование актива, стимуляция, поддержка и вовлечение в саморазвивающееся движение.

Б. Стимуляция и поддержка иных разрядочных форм деятельности.

В. Работа с отдельными лидерами (позитивно -  и негативно – ориентированными)

При этом используются профилактические интервенции нескольких типов инициирующие и поддерживающие.

 

            Еще одна сфера профилактики организуется с учетом возможностей региона и заключается в работе через ИНТЕРНЕТ.

            Важная особенность предлагаемой модели – обеспечение саморазвития профилактической программы. Оно осуществляется за счет различных форм стимулирования и поддержки участников программы, меняющегося статуса участника по мере его прогрессирования. Саморазвитие обеспечивается также за счет формирования волонтерского движения и использования принципов «от равных – равным» и «тренинг тренеров».  При этом достигается циклическое расширение охвата, позволяющее в течение 3-4 лет вовлечь в профилактическую программу более половины основной целевой группы – несовершеннолетних и тем самым обеспечить влияние на ситуацию с употреблением ПАВ в целом.

            Решение профилактических задач невозможно без объективной оценки и мониторинга ситуации с употреблением ПАВ в регионе. Необходимо также с самого начала опираться не реальные инструменты мониторинга и оценки эффективности профилактической программы.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

            Еще одна особенность рассматриваемой базовой профилактической модели заключается в том, что один из основных ее компонентов составляет система непрерывной подготовки кадров, осуществляющих профилактическую программу. Образовательная программа предназначена для формирующейся команды специалистов, занимающихся профилактикой злоупотребления ПАВ среди детей и молодежи в регионе и желающих включиться в процесс внедрения базовой профилактической модели. Роль образовательной программы особенно велика на начальном этапе работы, когда необходимо сформировать некий профилактический стандарт, который будет поддерживаться в регионе.

 

Цель образовательной программы - профессиональная подготовка специалистов, способных организовывать комплексные мероприятия по построению региональной системы профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде.

Задачи программы:

обучить

            1) Специалистов различных социальных практик технологиям проведения профилактической работы с детьми и молодежью.

            2) Технологиям инициации, разработки  и внедрения программ и проектов по профилактике злоупотребления ПАВ среди детей и молодежи в различных сферах: учебной, педагогической, семейной и сфере  досуга.

3) Технологиям наращивания кадрового, организационного, технологического, информационного, политического потенциала проекта и  укрепления структуры его управления:

·        привлечение волонтеров;

·        создание  попечительских советов;

·        взаимодействие с фондами и организациями, осуществляющих поддержку работ по профилактике злоупотребления ПАВ;

·        освоение технологий проектной деятельности;

·        освоение передовых психолого-педагогических и социальных технологий по профилактике злоупотребления  ПАВ детьми и молодежью;

·        разработка стратегий  работы  со СМИ.

Представленная образовательная программа предназначена для формирующейся команды специалистов, занимающихся профилактикой злоупотребления психоактивными веществами среди детей и молодежи в регионе и желающих включиться в процесс внедрения базовой профилактической модели.

 

Содержание  программы.

Программа  состоит из 3-х образовательно-тематических модулей и предполагает обучение в  3 этапа:

 

Образовательно-тематические модули:

 1-й модуль: ИНФОРМАЦИОННЫЙ – содержит информацию о Концептуальных теоретических знаниях ведения профилактической антинаркотической работы из мирового и отечественного опыта.

Главная цель модуля: дать наиболее достоверную и разноплановую информацию, представленную различными государственными ведомствами, учреждениями и профильными институтами.

 

2-й модуль: ИНТЕРАКТИВНЫЙ (интерактивные методы обучения психолого-педагогическим технологиям ведения профилактической работы  в подростковой и молодежной среде)представлен различными интерактивными психолого-педагогического технологиями.

Главная цель модуля: обучение участников программы интерактивным психолого-педагогическим технологиям ведения профилактической работы с различными целевыми группами (детьми, молодежью, их родителями, педагогами, специалистами, государственными и общественными организациями) и носят методическую направленность.

 

3-й модуль: ПРОЕКТНЫЙ (технология проектной деятельности при разработке региональных систем профилактики злоупотребления ПАВ детьми и молодежью).  Представлен работой в проблемно-проектных группах.

Цель данного модуля: обучение участников семинара культуре проектной деятельности при внедрении и разработке региональных систем по профилактике злоупотребления ПАВ детьми и молодежью.

 

Этапы образовательной программы:

I-этап – Базовый._ (Обучение проводится по очной форме).

(Объем 72 часа).

Предлагаемая образовательная программа является стартовым звеном в комплексе мероприятий, направленных на построение региональной системы  профилактики злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) детьми и молодежью.

Цель: 

-         формирование профессиональной позиции по отношению к проблеме злоупотребления ПАВ;

-         знакомство с психолого-педагогическими технологиями и практическое освоение основных техник, обеспечивающих создание, функционирование и развитие системы профилактики злоупотребления ПАВ в детской и молодежной среде;

 - овладение основами проектной деятельности по формированию и внедрению  моделей профилактики с учетом регионального компонента.

 

II-этап. Дистанционный.

(Объем 72часа).

Предлагаемая образовательная программа является продолжением в комплексе мероприятий, направленных на построение и научно-методическое сопровождение региональной системы  профилактики злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) детьми и молодежью.

            Цели программы:

        Полипрофессиональная экспертиза проектов и программ, направленных на организацию комплексных мероприятий по построению региональной системы профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде.

        Научно-методическая и консультативно-информационная поддержка региональных инициатив в области построения региональной системы профилактики.

        Мобилизация региональных ресурсов входящих в проект. Формирование региональной стратегии (определение основных действующих субъектов, создание организационных структур и организация их деятельности и др.);.

-  Научно-организационное и методическое сопровождение развивающейся региональной системы.

В процессе обучения осуществляется запуск профилактических мероприятий.

 

III-этап. Наращивание профессионального потенциала региональной системы профилактики злоупотребления ПАВ.

Осуществляется в форме мастер-классов.  (Объем каждого мастер класса 72 часа).

Данный этап реализуется на средства субъектов Российской Федерации.

Цель:

-         Обучение специалистов по ведению профилактической антинаркотической работы с детьми и молодежью в рамках их профессиональной деятельности.

-         Проведение образовательных курсов для специалистов системы образования и социальной сферы (руководителей профилактических служб при администрации региона, зам. директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, психологов, социальных педагогов, классных руководителей, социальных работников, специалистов по работе с молодежью, специалистов ППМС-центров, специалистов учреждений дополнительного образования, волонтеров и др.).

 

Супервизия региональных образовательных программ.

(В течение года).

Цель:

1. Выявление наличного профессионального и организационного потенциала педагогических и руководящих кадров в  рамках образовательной профилактической программы.

2. Определение путей профессионального развития участников образовательной профилактической программы.

3. Наращивание и эффективное использование информационных, технологических, научных, организационных  ресурсов; развитие системы социального партнерства (с использованием телекоммуникационных сетей и Интернет).

4. Осуществление мониторинговых исследований по определению эффективности реализуемых мероприятий в рамках региональной образовательной программы.

            Супервизия будет способствовать:

·        развитию профессиональной культуры разработчиков региональной системы профилактики;

·        ориентации участников образовательной программы на освоение современных психолого-педагогических, информационных и проектных технологий;

·        апробации инновационных образовательных технологий;

·        реализации профессионально-личностного потенциала участников образовательной программы.

·        отработка отдельных компонентов профилактической программы в соответствии с запросами региона.

 

 

ПРИНЦИПЫ ОТБОРА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМАНДЫ

 

1.      Опыт участия в профилактической программе.

2.      Мотивация занятия данной деятельностью.

3.      Наличие профессиональных качеств.

4.      Опыт преподавательской или общественной деятельности.

 

 

СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ КОМАНДЫ

 

1.      Профессорско-преподавательский состав ИПК, ВУЗов;

2.      Психологическая служба (ППМС-Центры, Методические Центры) – психологи с опытом тренинговой работы;

3.      Наркологическая служба;

4.      Социальные педагоги;

5.      Специалисты учреждений дополнительного образования и сферы досуга;

6.      Управление (департамент) по молодежной политике и спорту;

7.      Представители общественных организаций:

1)      Родительские;

2)      Студенческие;

8. Региональные молодежные лидеры.

 

 

Резюмируя основные концептуальные идеи программы, необходимо подчеркнуть, что образовательная программа «Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью» по форме является программой дополнительного профессионального образования, а по сути – программой профессионального развития.

 

Показателями эффективности этой образовательной программы в регионе будет:

1) Снижение процессов злоупотребления наркотическими и другими психоактивными веществами среди детей и молодежи;

2) Построение активной социальной, в том числе, и образовательной среды региона, обеспечивающей формирование позитивных установок и ценностей здорового образа жизни.

 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ К ДЕТСКОМУ ВРАЧУ-ПСИХОТЕРАПЕВТУ д.м.н. ПЕРЕЖОГИНУ Л. О. 8-495-695-0229 (регистратура)