Rambler's Top100

АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СМИ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ > АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СМИ


ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В СМИ И ИНТЕРНЕТ
РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
ГЛАВА 2
ГЛАВА 3
ГЛАВА 4
ГЛАВА 5
ГЛАВА 6
ПРИЛОЖЕНИЯ (ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ТЕСТОВЫЕ МЕТОДИКИ, ТРЕНИНГ)
ИЛЛЮСТРАЦИИ (COREL DRAW)
 

ВВЕДЕНИЕ

В современном постиндустриальном обществе информационные технологии занимают ведущую позицию в осуществлении коммуникации. Не будет преувеличением сказать, что благодаря информационным технологиям фактор расстояния перестал играть существенную роль в процессе коммуникативной деятельности человека. Возникнув и заняв одно из ведущих мест в жизни общества, информационные технологии продолжают свою экспансию, создавая все новые возможности, и как следствие, новые проблемы. Как и следовало ожидать, наибольших успехов в освоении современной информационной среды добиваются представители молодого поколения. Нередка ситуация, когда дети ориентированы в современных технологиях лучше, чем родители, что нарушает традиционные представления о преемственности поколений. Но, несмотря на возникший парадокс, следует понимать, что использование новых технологий позволяет в корне перестроить и сделать более эффективными и доступными методы взаимодействия с молодежью, реализовать такие формы взаимодействия, которые позволяют оказывать помощь и поддержку самой широкой аудитории.

Цель настоящего руководства заключается в оценке возможностей Интернета (как глобальной коммуникационной системы) для недирективного формирования позитивных установок в среде несовершеннолетних и молодежи, пользующихся сетью, в отношении употребления ими психоактивных веществ, а также в оценке первичного опыта применения дистанционного консультирования по различным проблемам активной антинаркотической профилактической помощи как специалистами, так и лицами, интересующимся отдельными вопросами антинаркотической профилактической работы.

Мы можем назвать этот опыт попыткой осмыслить ряд положений, проистекающих, в первую очередь, из индивидуального опыта пользователя сетью для отдельных задач антинаркотической профилактики.

В этом аспекте представляется важным поставить вопрос в широкой формулировке: является ли сеть качественно иной формой взаимодействия индивидуума с окружающей средой, (понимая среду как в целом, так и в узком информационном аспекте), и если да, то какие новые аспекты в сфере профилактики употребления психоактивных веществ при этом возникают.

В соответствии с экспертными оценками в России в настоящее время около 9 миллионов активных пользователей Интернета и число их постоянно растет. По характеру запроса со стороны пользователей необходимо выделять целевые группы информационного взаимодействия и информационной поддержки. Уровень оказываемой информационной поддержки для отдельных групп определяет социальную значимость и эффективность любого целевого проекта, создаваемого внутри информационной среды. В первую очередь значимой является группа специалистов, которые проявляют интерес к специфическим формам специальной информации. В связи с задачами активной антинаркотической профилактической работы, ориентированной на сферу информационного взаимодействия, целесообразна предварительная идентификация следующих групп, для которых создается система: ¦

профессионалы - специалисты различных социальных практик, осуществляющие антинаркотическую профилактическую работу как в учреждениях образовательной среды, так и в социально-реабилитационных учреждениях различных ведомств; ¦

профессионалы - специалисты различных социальных практик, осуществляющие психолого-педагогическое и медико-профилактическое сопровождение детей с проблемами развития и поведения, склонных к употреблению психоактивных веществ; ¦

профессиональные группы специалистов, сотрудничающих со специалистами 1-й и 2-й групп и занимающихся различными проблемами социально-правовой помощи и защиты детей с отклонениями в развитии и в поведении (адвокаты, работники органов судопроизводства, специалисты, занимающиеся социально-профилактической работой, журналисты); ¦

родители и члены семей детей с проблемами развития и поведения, которых интересуют различные аспекты воспитания, коррекционной помощи несовершеннолетним, проявляющим склонность к экспериментированию с психоактивными веществами или к их систематическому употреблению; ¦

несовершеннолетние.

Представляется необходимым делать расчет не только на выделенные целевые группы, но и на население в целом: увы, но уровень общемедицинской культуры, а тем более, специфических знаний в области формирования зависимости от ПАВ в России чрезвычайно низок. Неоднократно приходилось слышать (и отвечать на форуме на вопросы посетителей) такие суждения, что регулярное употребление наркотиков не грозит формированием зависимости, что алкоголизм – удел только небольшой группы людей, имеющих особую предрасположенность к употреблению алкоголя, детерминированную на генетическом уровне, и даже совершенно абсурдные утверждения, растиражированные, к сожалению, многими некомпетентными источниками, что употребление ПАВ – шаг к «раскрытию возможностей разума».

Для каждой группы информационная поддержка должна носить дифференцированный характер. Для первой, второй и третьей групп - информация является специальной. Примеры ее структуризации и вариантов использования приведены по тексту книги. Данная информация с учетом своего специального характера, на наш взгляд, должна размещаться в сети в архивных файлах. Во вторых, должна быть систематизирована по ключевым, профессионально значимым проблемам. В третьих, должна содержать примеры или модельные ситуации, при разборе которых выделяется и формируется алгоритм действий специалиста с соответствующим справочным материалом.

Для четвертой и пятой группы информация носит мало профессиональный и преимущественно информационный, научно-популярный характер. Информация, предназначенная для родителей, является более подробной, чем для подростков. Средний родитель, не отягощенный психологическими знаниями, преимущественно обращается к фактам и описаниям ситуаций, а не к обсуждению социально-психологических и медико-психологических феноменов. Поэтому ему помогает помещение его ситуации в ряд схожих, что позволяет воспринимать ее не как уникальную и не имеющую аналогов разрешения. Это большая проблема, требующая особого обсуждения. Большинство родителей, столкнувшись с употреблением ПАВ их детьми, ищут выход из сложившейся ситуации путем перебора аналогичных случаев, освященных в прессе или научно-популярной литературе, пытаясь подогнать ситуацию, в которой находится их семья, под один из алгоритмов. Часто они недооценивают сложившиеся обстоятельства, либо, оценив ситуацию весьма объективно, пытаются найти нетрадиционное решение, которое в большинстве случаев оказывается ложным. Так приходилось давать пояснения о лечении наркомании «по фотографии», путем дистанционного, анонимного «парапсихологического» и магического воздействия. Важным обстоятельством, осложняющим работу с родителями несовершеннолетних группы риска, является их ориентация на коммерческую составляющую лечебно-профилактических процедур (они заранее уверены, что за все надо платить и сомневаются в своей платежеспособности). Очень существенным препятствием в работе с родителями несовершеннолетних является их убеждение в бессилии и жестокости официальной медицины (не раз приходилось доказывать, что в психиатрических и наркологических клиниках не используют физических наказаний как метода воздействия на пациентов).

Информация для несовершеннолетних, также как информация для родителей и других эмоционально значимых для ребенка лиц может структурироваться по результатам диагностики. Идея такого способа состоит в том, чтобы к информации определенного рода человек мог получить доступ, если он последовательным образом ответит на ряд вопросов. Такой подход одновременно является тестирующим.

Кроме определения значимых групп для информационного взаимодействия необходимо обсудить целый ряд факторов, присущих функционированию Интернета как информационному полю, охватывающему практически всю планету. Эти факторы неотделимы от самой информационной составляющей сети.

1-й фактор: Интернет – сеть.

Интернет, являясь сетью, в которой существуют четкая иерархия компьютеров и пользователей, автономные и вполне независимые отдельные сегменты сети, несмотря на свой всеобъемлющий и всемирный характер, не имеет единого центра, через который проходили бы все сигналы, т.е. – это сетевая структура без центра. В Сети нет не только единого Центра, но и нет четких границ, что делает практически невозможным установление над информацией, циркулирующей в Сети, жесткого контроля. Это является серьезным преимуществом Сети перед остальными средствами коммуникации и определяет рамки, одновременно особенности организации определенных форм работы, как, например, антинаркотической профилактической работы через Интернет-сеть или пронаркотической рекламы, а также предоставление информации, формирующей пронаркотические мифы молодежной субкультуры.

2-й фактор: Интернет - система открытого доступа к информации.

Важная особенность Интернета обусловлена открытостью доступа в ней к информации. При этом следует подчеркнуть, что информационные ресурсы, доступные пользователям Интернета, поистине безграничны. Каждый пользователь может найти для себя в сети необходимую ему информацию, представленную в любой из технически существующих форм – текстовом, аудио, видео и других форматах. Информация может носить сугубо частный, научный, общественный характер. Не составляет исключения и информация как медико-профилактического, так и психолого-педагогического профилактического направления. Она может относиться к особенностям физического, соматического, психического состояния лиц, имеющих склонность к употреблению психоактивных веществ, по результатам анонимного тестирования, по уровню определенных показателей. Она может носить характер социологического, психологического, медицинского научного сообщения, обсуждения в режиме конференции реальной проблемы, связанной с организацией или обеспечением антинаркотической профилактической работы или быть формой использования информационного канала как справочного пособия для специалиста по отдельным вопросам.

Одной из основных проблем информационного обеспечения в Интернета (как и в других информационных системах) является достоверность информации и возможность оценки пользователем степени этой достоверности. Данное положение является существенным, так как у большинства источников информации в сети пока нет той репутации, которая сложилась у offline источников (газет, телевидения, издательств, радиоканалов) за долгий период их существования.

Отчасти это компенсируется экспансией уже существующих систем доступа к информации в сеть, созданием избирательных online версий, отчасти – работой администраторов поисковых систем, но в большей степени ложится на плечи самого пользователя.

Несомненным достоинством Интернета является потенциальная возможность каждого пользователя размещать в сети и делать доступной для неограниченного числа других пользователей собственную информацию. Важнейшим фактором, определяющим экспоненциальный рост информационных ресурсов сети, является отсутствие необходимости привлекать для решения задач представления информации значительные материальные средства. Сеть следует считать самым демократичным средством массовой информации, не требующим существенных капиталовложений и доступным каждому.

Следующим важным достоинством информационных ресурсов сети является возможность обратной (часто – не отсроченной во времени) связи между пользователем и субъектом, предоставляющим информацию. При этом пользователю предоставляется возможность заявить о себе, сообщить необходимые, с его точки зрения, сведения частного, профессионального, общественного характера. Колоссальный объем информационных ресурсов оборачивается, в конечном итоге, проблемой выбора пользователем достаточно информативных и достоверных ресурсов.

3-й фактор - Интернет как коммуникативное средство.

Интернет является самым массовым, оперативным средством общения и коммуникации. Свое представительство в форме собственной WWW- странички в сети сегодня имеет каждая крупная организация, фирма, через сеть вещают сотни радиостанций и телекомпаний, в Интернете расположены электронные варианты тысяч газет и журналов. Следует сказать, что сегодня каждая сфера общественной и человеческой деятельности представлена в Интернете сотнями и тысячами «страничек». Ежедневно пользователи Сети отправляют друг другу миллионы электронных посланий, общаются друг с другом по ICQ, все более распространенными становятся услуги Интернет-телефонии и видеоконференций. Особенностью общения в режиме реального времени является возможность одновременно поддерживать связь сразу с несколькими собеседниками, общедоступность этого контакта, возможность выбора аудитории и тем для дискуссии.

Одновременно Интернет является самым универсальным средством коммуникации, сочетающим возможность пересылки текста (графики, звука, видео) в форме электронной почты, фактически соответствующей возможностям обычных почтовых пересылок, форумов, досок объявлений, в том числе, снабженных поисковыми системами, и общения в режиме реального времени (например, чаты, ICQ).

Важным элементом общения online является анонимность и возможность выступать в роли, невозможной при обычном общении в реальной среде. Опыт (в том числе нашего ресурса) показывает, что большинство чатов и форумов имеют довольно постоянную аудиторию, являясь своего рода online-клубами по интересам. При этом совершенно исчезает фактор расстояния, общение не требует личного знакомства, и, как правило, не предполагает его возникновения вне сети, что снимает целый ряд психологических барьеров, позволяет высказываться в соответствии со своими взглядами, дает неограниченную возможность самовыражения в диалоге.

4-й фактор - Интернет как метаперсонифицирующая среда.

Online коммуникация обладает известным деперсонифицирующим потенциалом. Именно, она предоставляет возможность присутствовать при диалоге других, не вмешиваясь в него и оставаясь незамеченным, оставляя возможность вмешательства за пользователем. Коммуникация в режиме реального времени создает условия индивидууму для изменения свой роли. Пользователь, входя в аудиторию под разными именами при создании различных виртуальных образов несомненно отрабатывает новые коммуникационные навыки и коммуникационные стратегии. Обратной стороной этого процесса является фактор деперсонификации, вернее – подмены собственных аутоидентифицирующих признаков сконструированными виртуальными чертами. Особенно значима эта позиция в аспекте индивидуального консультирования.

Анонимность и фактическая невозможность проверки предоставляемой о себе информации, возможность соединения в виртуальном образе реальных, желаемых и целиком вымышленных признаков, медико-социальных данных, личностно-характерологических и иных особенностей ограничивают объективную достаточность результатов индивидуального консультирования в режиме online-консультирования.

Это связано с тем, что при реальном общении с пациентом непосредственный контакт всегда резко проявляет несоответствие между реальными и декларируемыми качествами. Это обстоятельство исключено при коммуникации в пределах сети. В большинстве случаев общение в рамках сети не обязательно предполагает в последующем переноса отношений в реальный мир, что оставляет за пользователями полную свободу действий и выборов.

Интернет, как никакое другое информационное пространство, предоставляет возможность пользователю оставаться анонимным. Однако, как и в любой системе, проблема идентификации пользователя должна быть решена. Поэтому пользователю предоставлено право выбирать себе имя (имена) по собственному усмотрению и создавать, в ходе работы, свой неповторимый виртуальный образ, соответствующий имени. Этот образ будет восприниматься другими пользователями как исходная данность, в то время как они осведомлены о вероятном несоответствии сконструированного виртуального образа реальному лицу, создавшему его. Так, например, никто не может воспрепятствовать представиться незримому собеседнику, находящемуся (возможно) в другом городе, регионе, на другом конце страны, другим именем, возрастом, полом, представить иные профессиональные и социальные детали, совокупность которых сформирует совершенно далекий от действительности виртуальный образ.

Образ, как это свойственно образам литературных героев, начинает жить и развиваться, преломляясь через сознание воспринимающих его лиц. Существенное отличие «виртуального образа» в Интернете от литературного или театрального образов – его принципиально неограниченная протяженность во времени, динамичность, незавершенность. Достоинством и определенной привлекательностью данного процесса является ничем не ограниченная возможность самоконструирования, не требующая существенных затрат каких-либо ресурсов.

С другой стороны, возможно параллельное существование нескольких виртуальных образов, порой абсолютно несхожих, соответствующих одному реальному пользователю, и по разному раскрывающих грани его “Я”. Фактически их число ограничено только осями аутоидентификации субъекта, по каждой из которых он вправе выбирать любую из точек континуума идентифицирующих параметров.

5-й фактор - Интернет как социальная среда и субкультура.

Как и любая сфера деятельности, включающая профессиональные и частные интересы, Интернет является своеобразной средой функционирования индивидуума, обладающей своими законами формирования внутренних отношений и собственным, уникальным набором факторов, воздействующих на личность.

На современном этапе развития Интернета представляется возможным говорить о формировании интернет-субкультуры, обладающей практически полным набором следующих, необходимых признаков: ·

собственный язык, ·

внутренняя иерархия, ·

набор устоявшихся идей, составляющих мировоззренческую позицию участников «Интернет-сообщества», ·

определенные этические нормы, ·

достаточное количество «формальных», признаваемых всем сообществом пользователей, и «неформальных лидеров» (здесь разграничение между формальными и неформальными лидерами чисто условное, скорее – по их авторитету в сети), формирующих вокруг себя устойчивые сообщества пользователей и осуществляющих в них определенное предводительство.

Как всякая субкультура, Интернет объединяет большие группы заинтересованных лиц, формирует круг интересов и общения, в том числе профессионального, стимулирует развитие межличностных отношений и имеет свои положительные и отрицательные факторы влияния на индивидуальные аспекты деятельности своих членов.

Среди условно отрицательных факторов влияния интернет-культуры на личность, необходимо назвать, в первую очередь, деперсонифицирующее воздействие с переносом полюса коммуникативной активности из реальных условий социума в сеть.

Таким образом, используя данные факторы, можно добиться целой совокупности важных в практическом плане обстоятельств, делающих профилактическую работу в сети полезным и высокоэффективным мероприятием. Работа в сети дает возможность доступа к ресурсу неограниченного числа пользователей и неограниченного временем и местом сотрудничества с другими профилактическими ресурсами (например, такое сотрудничество осуществляется между нашим ресурсом otrok.ru и сервером antipav.ru) при минимуме материальных затрат. Работа в сети позволяет избежать негативных черт образа нарколога, психиатра, психолога, педагога и вести откровенный разговор с пользователем (метаперсонификация создателя ресурса), становясь часть субкультуры, внедряясь в святая святых: интернет-сообщество.

Данный материал включен в программу дистанционного обучения педагогов и школьных психологов МО РФ. Его разрешено копировать и использовать в некоммерческих целях. При перепечатке текста или его фрагментов ссылка на авторов и источник обязательна. Вы можете стать участником программы дистанционного обучения педагогов, зарегистрировавшись на сервере www.antipav.ru


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ К ДЕТСКОМУ ВРАЧУ-ПСИХОТЕРАПЕВТУ д.м.н. ПЕРЕЖОГИНУ Л. О. 8-495-695-0229 (регистратура)