Rambler's Top100

АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СМИ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ > АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СМИ


ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В СМИ И ИНТЕРНЕТ
РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
ГЛАВА 2
ГЛАВА 3
ГЛАВА 4
ГЛАВА 5
ГЛАВА 6
ПРИЛОЖЕНИЯ (ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ТЕСТОВЫЕ МЕТОДИКИ, ТРЕНИНГ)
ИЛЛЮСТРАЦИИ (COREL DRAW)
 

Глава 5.

Глава 5. Фактор семьи в формировании аддикции.

 

Социальная психиатрия детского возраста характеризуется, как известно, рядом специфических особенностей: (1) за точку отсчета она берет ребенка в контексте социальной ситуации развития, т.е. такой системы социальных отношений, в которой ребенок находится с рождения до достижения зрелости, и которая меняется как в ответ на стечение обстоятельств, так и по мере взросления; (2) она использует многоосевой подход, оперируя как клиническими, так и социальными факторами, подразумевая, что здоровье ребенка определяется совокупностью этих факторов; (3) она уделяет особое внимание личностному развитию ребенка (Вострокнутов Н. В., 2003). К ключевым понятиям социальной психиатрии детского возраста относятся «социализация» или усвоение ребенком правил, ролей, норм поведения, которые позволяют ему становиться членом общества, занимать в нем свое место, и «социальная ситуация развития» («отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживаниям ребенка» (Выготский Л. С., 1984). Следовательно, совокупность социальных факторов (семейных, школьных, микроокружения, общественных в целом) оказывает существенное (возможно – определяющее) влияние на развитие и психическое состояние ребенка, его социальную активность. Можно с уверенностью говорить, что социальные факторы определяют и характер социальной активности – ее положительную или отрицательную направленность. В зависимости от диспозиции этих факторов лечебное, коррекционное и педагогическое реабилитационное воздействие приобретает различное значение и играет разные роли: от ведущей до факультативных (Ремшмидт Х., 1996).

К факторам риска нарушений социализации ребенка относятся: алкоголизм, асоциальная личностная деформация и криминальность родных; психопатические черты у родителей в виде психической ригидности с повышенной аффективной возбудимостью, а также их незрелость и изолированность, неустойчивая самооценка, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы: потребность родителей установить жесткий контроль над ребенком; амбивалентные отношения; одиночество и плохое здоровье матери. Эмоциональное отвержение ребенка и плохое обращение более вероятны, когда существует совпадающее влияние деструктивных факторов: психологические (психопатологические) особенности родителей (опекунов), конфликтные внутрисемейные отношения, негативное влияние других членов семьи и асоциального окружения, безразличное отношение общества к фактам плохого обращения с ребенком (Вострокнутов Н. В., 2003).

В подростковом и юношеском периодах десоциализация проявляется преимущественно на личностном уровне и выражается в социально-психологической деформации личности с формированием антиобщественных ценностных установок. Таким образом, у части несовершеннолетних (от 40 до 55%) переход от стадии делинквентности к устойчивому криминальному поведению сопровождается аккумуляцией негативных, десоциализирующих влияний и закреплением антиобщественных ценностных ориентаций; у другой части несовершеннолетних асоциальное поведение обусловлено не дефектами правосознания, а нарушениями психического развития и отклонениями в эмоционально-волевой, интеллектуальной сферах с чертами задержанного психического дизонтогенеза, личностной незрелости, «детской» мотивации проступков.

Таким образом, у безнадзорных детей, так называемых «детей улицы», у детей, лишенных родительского попечения, и детей, которые росли в условиях плохого обращения, полиморфизм отклонений возрастного развития и психических расстройств определяется сочетанным взаимодействием дизонтогенетического, психогенного депривационного и личностного факторов. Депривационный личностный симптомокомплекс не является аналогией «психопатоподобных» нарушений с радикалами аффективно-волевых аномальных личностных свойств. Он имеет свою специфику и включает базисные нарушения «Я-концепции» и социальных взаимодействий. Для него характерен преимущественно пассивно-зависимый тип приспособления в микросоциальной среде; ограниченность и бедность эмоционального сопереживания и эмпатии; низкий уровень побуждений и самосознания; выраженные расхождения между реальным и идеальным «Я»; низкий уровень самоконтроля и рентная ориентация на социальную поддержку. Это определяет особенности средовой психической дезадапации детей с депривационными расстройствами.

Согласно статистическим данным число семей с хроническими конфликтными отношениями, а также дезорганизованных, асоциальных семей составляет большую социальную группу и она является областью повышенного риска насилия по отношению к детям, эмоционального отвержения детей, не обеспечения их условиями для реализации жизненно необходимых потребностей, включая потребности в защите и уходе. Эти семьи являются и областью повышенного риска формирования у детей безнадзорности, делинквентного и криминального поведения. Поэтому необходимым аспектом социально-психиатрического исследования является изучение влияния нарушений адаптации в условиях семьи и школы на социальные отношения и формирование антисоциального поведения несовершеннолетних.

Для реализации такого подхода адекватным следует считать использование понятия о «группах риска». Это дети, у которых нарушения социализации связаны с негативным влиянием семьи, условий обучения, микросоциального окружения. Воздействие указанных факторов сопровождается у детей в этих группах отклонениями личностного развития, нарушениями социального функционирования, поведенческими и психическими расстройствами (Беличева В. С., 1994; Тростанецкая Г. Н., Шипицына Л. М., 1995). Социальная значимость проблемы определяет необходимость разработки критериев для выделения групп «риска», что особенно важно в тех случаях, когда психическая и средовая дезадаптация протекают с криминальной активностью и сопутствующей психической патологией.

К детям социального риска дезадаптации следует относить следующие группы: дети, лишенные родительского попечения (сироты); дети с криминальной активностью, не достигшие возраста уголовной ответственности (14 лет); дети и подростки, находящиеся в связи с антисоциальным поведением в специальных воспитательных и исправительных учреждениях (специальные школы, ПТУ, воспитательные колонии).

Эти группы детей «социального риска» существенно различаются характером десоциализации. В каждой из групп детей прямые и косвенные десоциализирующие воздействия могут быть связаны с семейной депривацией, острым или хроническим психосоциальным дистрессом, асоциальным влиянием неформальных подростковых групп.

Социально-психиатрические исследования показывают, что нарушения социализации у детей групп «риска» сопровождаются нервно-психическими расстройствами широкого спектра: задержка эмоционального и личностного развития с симптомами регресса; аффективные, психосоматические нарушения и психогенные личностные реакции; стойкие аномально-личностные развития и состояния. Отдельные варианты нарушений, реализующиеся через асоциальную личностную деформацию, имеют ведущее значение в делинквентности и криминальной активности; другие типы расстройств выступают как фактор «патологической почвы».

Следовательно, разработка проблем оказания социально-психиатрической помощи несовершеннолетним с нарушениями развития и поведения является социально значимой в связи с широкой распространенностью явлений семейной, школьной и социальной дезадаптации в детско-подростковой среде, а также тяжестью ее последствий в виде безнадзорности и повышенной криминальной активности детей и подростков.

До настоящего времени отсутствует системная, комплексная оценка психических расстройств и расстройств поведения у ребенка с безнадзорностью и противоправным поведением. Это обусловлено особенностями возрастного психического развития детей и подростков из групп «социального риска», которые характеризуется: (1) незрелостью и мозаичностью личностных свойств; (2) трудностью выделения ведущих факторов риска, определяющих психические отклонения; (3) характером сопутствующих, чаще всего рудиментарных психических расстройств; (4) значительным влиянием нарушений социализации и отклонений возрастного психического развития на формирование безнадзорности и повышенной криминальной активности несовершеннолетних.

До настоящего времени не проводился сравнительный анализ по отдельным социальным группам детей с общими сходными признаками нарушений ранней социализации - социальное сиротство, хроническая психогенная ситуация с семейной жестокостью, стойкая внутрисемейная конфликтность. Недостаточно исследованы те формы десоциализации, которые протекают на докриминальном уровне, но определяют выраженную психическую дезадаптацию, как это наблюдается при безнадзорности и беспризорности.

Анализу проблем профилактики и реабилитации несовершеннолетних с психическими расстройствами и асоциальным поведением должна предшествовать оценка этапов возрастного психического развития с учетом ведущих факторов социализации, а также обоснование социально-психологических и медицинских критериев выделения из общей детско-подростковой популяции детей групп социального риска развития психических расстройств, сопровождающихся криминальной активностью, тем более что статистический и криминологический анализ преступности за 2000-2003 гг., проведенный в МВД РФ, убедительно продемонстрировал, что в то время, как общие показатели преступности в России имеют устойчивую тенденцию к снижению, преступность несовершеннолетних растет в среднем на 15% ежегодно. Сегодня каждое десятое преступление в России совершается несовершеннолетними либо с участием несовершеннолетних (Долгова А. И., 2004).

         Целью нашего исследования явился сравнительный анализ социальных и клинических факторов, выявление социальных закономерностей и внутренних связей, обусловливающих социальную дезадаптацию и криминальную активность несовершеннолетних. В качестве базовой модели была выбрана концепция семейной депривации.

Исследование было проведено на базе ГНЦ ССП им. В. П. Сербского. В исследовании анализировались данные 176 несовершеннолетних правонарушителей, из которых 53 человека являлись воспитанниками специальной школы для подростков с девиантным поведением г. Анна Воронежской области, 99 – воспитанники Центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей ГУВД г. Москвы, 24 – подростки, проходящие реабилитационную программу в АНО РЦКП «Сломанный цветок» (г. Москва). Все несовершеннолетние правонарушители были разделены на 2 группы: в первую группу (108 человек) включались подростки из неполных семей, безнадзорные, воспитанники социальных приютов и детских домов; во вторую группу вошли 68 подростков, воспитывавшихся в полных семьях (см. таблицу 1).

Использовались клинико-психопатологический, клинико-социологический, статистический, криминологический методы. Статистическая обработка материала осуществлялась в два этапа. На первом этапе осуществлялся сбор информации, ее кодирование, составлялась база данных. На втором этапе проводилась статистическая обработка данных с использованием батареи стандартных статистических методик в соответствии с ГОСТ 11.004-74 и ГОСТ 11.006-74. Достоверным считалось различие между группами, удовлетворяющее показателю P £ 0,05. Расчет и определение причинно-следственных связей между коррелирующими признаками производился методом мультифакторного корреляционного анализа. Учитывались корреляции, превышающие по модулю 0,5.

 

Таблица 1. Состав и основные характеристики групп.

 

Характеристики групп

Группа 1 (неполная семья)

Группа 2 (полная семья)

Количество детей

108

68

Средний возраст, лет

13,5

13,6

Жители Москвы

23 (21,3%)

29 (42,6%)*

Жители других городов

70 (64,8%)*

25 (36,8%)

Сельские жители

13 (12,0%)

14 (20,6%)

Детей на семью (среднее)

1,99

2,01

Воспитывались без отца

106 (98,1%)*

-

Воспитывались без матери

37 (34,3%)*

-

Приемная семья

16 (14,9%)*

-

Детский дом

19 (17,6%)*

-

* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами

 

         В условиях семейной депривации, неполной семьи ярко проявились факторы риска, определяющие долгосрочное социальное функционирование подростков. Многие из подростков первой группы не посещали школу, либо посещение школы носило формальный характер: являясь номинально учениками 5-7 классов, эти дети с трудом могли вспомнить таблицу умножения, не могли назвать столицу России, не знали имени ни одного русского поэта, имели минимальные познания в физике, химии, биологии и др. предметах, изучаемых в средней школе. Наряду со школьной неуспеваемостью в этой группе обнаруживались феномены асоциального поведения: попрошайничество, регулярное совершение противоправных действий с целью «заработка», занятие проституцией (см. таблицу 2).

 

Таблица 2. Образование и трудовая деятельность подростков.

 

Характеристики групп

Группа 1 (неполная семья)

Группа 2 (полная семья)

Не посещал школу

8 (7,4%)

3 (4,4%)

Вспомогательная школа

8 (7,4%)

4 (5,9%)

Начальное образование

73 (67,6%)

50 (73,5%)

Неполное среднее

22 (20,4%)

14 (20,6%)

Запас знаний равен образов.

19 (17,6%)

30 (44,1%)*

Работает

15 (13,9%)

15 (22,0%)

Занимается попрошайнич.

45 (41,7%)*

13 (19,1%)

Криминальный заработок

61 (56,5%)*

25 (36,8%)

Проституция

3 (2,8%)

-

* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами

 

         В первой группе отчетливо прослеживалось влияние семейной патологии: на первый план выходил алкоголизм у родителей и других членов семей несовершеннолетних, значительное влияние оказывали, по видимому, и другие психические расстройства у членов семьи подростков. Этот фактор являлся, вероятно, одним из определяющих распад семей, и, как следствие, высокий уровень семейной и социальной депривации в группе (см. таблицу 3). В то же время необходимо отметить, что влияние фактора алкоголизма родителей сказывалось и в полных семьях, что провоцировало криминальное поведение подростков и являлось важным пренатальным и ранним постнатальным фактором, определяющим развитие психических расстройств, поведенческих расстройств и общей социальной дезадаптации несовершеннолетних правонарушителей. С другой стороны, сохранность семьи оказывала существенное положительное влияние на состояние подростков в целом.

 

Таблица 3. Семейная патология.

 

Характеристики групп

Группа 1 (неполная семья)

Группа 2 (полная семья)

Алкоголизм у отца

67 (62,1%)*

18 (26,5%)

Другие психич. р-ва у отца

8 (7,4%)

3 (4,4%)

Алкоголизм у матери

53 (49,1%)*

14 (20,6%)

Другие психич. р-ва у матери

10 (9,3%)*

1 (1,5%)

Алкоголизм у др. родственн.

24 (22,2%)*

3 (4,4%)

Другие психич. р-ва

23 (21,3%)*

4 (5,9%)

* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами

 

         В этой связи ожидаемыми оказались отношения внутри семьи и характер воспитания в семьях в группах 1 и 2. У подростков из полных семей в большинстве случаев сохранялись хорошие отношения с родителями и другими родственниками. В большинстве случаев здесь не реализовывались личностно-деструктивные типы воспитания (гипоопека, отвержение), в то время как в неполных семьях гипоопека являлась доминирующим воспитательным типом (61,1% случаев) (см. таблицу 4).

 

Таблица 4. Отношения в семье и воспитание подростков.

 

Характеристики групп

Группа 1 (неполная семья)

Группа 2 (полная семья)

Хорошие отношения с отцом

7 (6,5%)

47 (69,1%)*

Хорошие отнош. с матерью

32 (29,6%)

49 (72,1%)*

С другими родственниками

40 (37,0%)

50 (73,5%)*

Плохие со всеми

50 (46,3%)*

10 (14,7%)

Воспитание - гипоопека

66 (61,1%)*

19 (27,9%)

Воспитание - гиперопека

4 (3,7%)

5 (7,4%)

Отвержение

13 (12,0%)

4 (5,9%)

Крайняя строгость

3 (2,8%)

4 (5,9%)

* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами

 

         Уровень насилия над несовершеннолетними в неполных и полных семьях в целом был выше в первой группе, где практически все формы насилия встречались чаще, чем в группе сравнения, и отмечался феномен внутрисемейного сексуального насилия (отсутствовало во 2 группе). Высокий уровень насилия внутри семей коррелировал с еще более высоким уровнем насилия вне семьи (см. таблицу 5).

 

Таблица 5. Насилие над несовершеннолетними в семье и вне семьи.

 

Характеристики групп

Группа 1 (неполная семья)

Группа 2 (полная семья)

Физические наказания

34 (31,5%)

27 (39,7%)

Моральное унижение

11 (10,2%)

5 (7,4%)

Сексуальное насилие

3 (2,8%)

-

Физическое насилие

36 (33,3%)

26 (38,2%)

Моральное унижение

21 (19,4%)

8 (11,8%)

Сексуальное насилие

12 (11,1%)*

1 (1,5%)

* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами

 

В ряде случаев мы могли отметить два противоположных феномена: ряд подростков, совершивших побег из дома, бродяжничающих, перебивающихся случайными и криминальными заработками, отмечали, что даже в жестоких условиях криминальной группы их существование было куда лучше, чем в родительском доме, где они подвергались побоям и унижениям; другие подростки из неполных семей, оказавшись в детском доме или социальном приюте, совершали побеги домой, утверждая, что им лучше в семьях, чем в детских учреждениях, причем они вовсе не были склонны идеализировать свои семейные отношения. Вероятно это можно объяснить тем, что за долгие годы воспитания в асоциальных семьях у подростков вырабатывается своего рода «толерантность» к асоциальным условиям, они вырабатывают свои (тоже, разумеется, асоциальные по сути) стереотипы реагирования на асоциальную среду, которые оказываются неприемлемы в условиях детского учреждения. В связи с этим целесообразно было бы разработать специальную программу реабилитации для подростков, помещаемых в приюты и детские дома.

         Отношения подростков в группе сверстников иллюстрирует таблица 6. Обращает на себя внимание факт, что подростки из полных семей чаще занимали в группе сверстников лидирующее положение или выступали на равных с другими детьми, они охотнее вовлекались в игровую деятельность, чаще принимались в игру старшими детьми, их игра носила продуктивный характер, в то время как в первой группе отмечался высокий удельный вес игр с деструктивным характером (46,3% случаев).

 

Таблица 6. Отношения с другими детьми и игровая деятельность.

 

Характеристики групп

Группа 1 (неполная семья)

Группа 2 (полная семья)

Избегал игр

21 (19,4%)*

5 (7,4%)

Играл с младшими детьми

43 (39,8%)

26 (38,2%)

Играл со сверстниками

77 (71,3%)

54 (79,4%)

Играл со старшими

28 (25,9%)

30 (44,1%)*

Игра с деструкт. характером

50 (46,3%)*

10 (14,7%)

Отношения в группе равные

67 (62,0%)

45 (66,2%)

Лидер в группе

8 (7,4%)

13 (19,1%)*

Подчиненный в группе

23 (21,3%)

9 (13,2%)

Отверженный в группе

14 (13,0%)

4 (5,9%)

Избегал общения

15 (13,9%)

5 (7,4%)

* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами

 

         Противоправные поступки несовершеннолетних первой группы также отличались большим числом, часто совершались с особой жестокостью.

 

Таблица 7. Мотивация противоправной деятельности.

 

Характеристики групп

Группа 1 (неполная семья)

Группа 2 (полная семья)

Корыстные мотивы

85 (78,7%)

50 (73,5%)

Удовлетворение влечения

13 (12,0%)*

2 (2,9%)

Личные отношения, условие

9 (8,3%)

7 (10,3%)

Личная неприязнь

13 (12,0%)

11 (16,2%)

Аффектогенные

33 (30,6%)

19 (27,9%)

Самоактуализация

47 (43,5%)

24 (35,3%)

Подчиняемость

22 (20,4%)

15 (22,1%)

Предварительно планировал

68 (63,0%)*

29 (42,6%)

Не доводил до конца

24 (22,2%)

9 (13,2%)

Корректировал план

54 (50,0%)*

19 (27,9%)

* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами

 

Нередко встречались однородные преступления, что свидетельствует о выработке «криминальных предпочтений», своего рода «профессионального почерка». Значительно чаще совершались групповые преступления, носившие характер спланированных и тщательно организованных криминальных действий. Многие несовершеннолетние, увидев угрозу своим планам, прекращали совершения преступления, корректировали преступный план. Налицо была изощренность в совершении деликтов, изобретательность, холодный расчет. Сотрудники правоохранительных органов, работавшие с несовершеннолетними, отмечали, что имеют дело по большей части со сформировавшимися преступниками, имеющими свою философию, внутренние правила поведения, строгую иерархию (см. таблицы 7,8).

 

Таблица 8. Характер противоправной деятельности.

 

Характеристики групп

Группа 1 (неполная семья)

Группа 2 (полная семья)

Против жизни и здоровья

15 (13,9%)

8 (11,8%)

Против половой неприкосн.

5 (4,6%)

-

Против собственности

92 (85,2%)

56 (82,4%)

Против общ. безопасности

15 (13,9%)

10 (14,7%)

Однородные преступления

70 (64,8%)*

31 (45,6%)

Насильственные преступлен.

24 (22,2%)*

13 (19,1%)

Потерпевшие знаком., родст.

40 (37,0%)

32 (47,1%)

Случайные знакомые

23 (21,3%)

13 (19,1%)

Незнакомые

70 (64,8%)*

32 (47,1%)

Не физические лица

48 (44,4%)

26 (38,2%)

Преступление в группе

72 (66,7%)*

32 (47,1%)

Пьян во время преступления

45 (41,7%)

22 (32,6%)

Среднее число преступлений

4,37*

3,11

* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами

 

         В обеих группах был высок показатель употребления ПАВ. В то же время по косвенным показателям (в частности – по характеру употребляемого алкоголя, доле подростков, употребляющих наркотические вещества) можно говорить о значительном преобладании употребления ПАВ в первой группе. В обоих случаях особенную озабоченность вызывает употребление токсических веществ, в частности – летучих органических растворителей и клея (см. таблицу 9).

 

Таблица 9. Употребление ПАВ подростками.

 

Характеристики групп

Группа 1 (неполная семья)

Группа 2 (полная семья)

Алкоголь

67 (62,0%)

43 (63,2%)

Слабые напитки (пиво, вино)

66 (61,1%)*

32 (47,1%)

Крепкие напитки (водка)

67 (62,0%)*

24 (35,3%)

Из них - эпизодически

13 (12,0%)

11 (16,2%)

Наркотики

16 (14,8%)

5 (7,4%)

Наркозависимые

5 (4,6%)

-

Токсические вещества

66 (61,1%)*

29 (42,6%)

Из них - эпизодически

9 (8,3%)

5 (7,4%)

* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами

 

         Вероятно, сочетание ранней пренатальной, постнатальной (см. таблицу 10) патологии, употребления ПАВ и экзогенного травматического фактора обусловили высокий уровень органической церебральной патологии в обеих группах. В ряде случаев органическая патология ограничивалась церебрастенической симптоматикой, а иногда достигал степени выраженности психоорганического синдрома (см. таблицу 11). Высокая роль раннего органического поражения головного мозга подтверждается частотой встречаемости ночного энуреза и пароксизмальной симптоматики.

 

Таблица 10. Течение беременности и родов у матерей несовершеннолетних.

 

Характеристики групп

Группа 1 (неполная семья)

Группа 2 (полная семья)

С токсикозом

18 (16,7%)

21 (30,9%)

С инфекц. заболеваниями

5 (4,6%)

4 (5,9%)

С физическими травмами

4 (3,7%)

3 (4,4%)

С психогениями

6 (5,6%)

3 (4,4%)

С иными нарушениями

8 (7,4%)

3 (4,4%)

Роды с асфиксией

17 (15,7%)

22 (32,4%)

С родовой травмой

6 (5,6%)

8 (11,8%)

Кесарево сечение

3 (2,8%)

3 (4,4%)

Другая патология

4 (3,7%)

7 (10,3%)

Постнатальная патология

38 (35,2%)

28 (41,2%)

* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами

 

Таблица 11. Органическая патология у подростков.

 

Характеристики групп

Группа 1 (неполная семья)

Группа 2 (полная семья)

Судорожные припадки

20 (18,5%)

7 (10,3%)

Абсансы

9 (8,3%)

7 (10,3%)

Церебрастения

100 (92,6%)

56 (82,4%)

Энурез ночной

55 (50,9%)*

24 (35,3%)

Эмоционально-волевые р-ва

93 (86,1%)

58 (85,3%)

Мнестические расстройства

23 (21,3%)*

4 (5,9%)

Психоорганический синдром

15 (13,9%)*

2 (2,9%)

* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами

 

         Наряду с органической патологией ведущие позиции в клинике занимала аффективная патология. Расстройства аффективного круга встречались практически у всех несовершеннолетних в первой группе и более, чем у половины, - во второй. Доминировали депрессивные, тревожно-депрессивные, дисфорические состояния. В ряде случаев аффективные расстройства являлись симптомами органических, в ряде – невротических расстройств (в частности – фобические расстройства), а во многих случаях (более 60% в группе 1) – расстройств адаптации (прежде всего – расстройств поведения) (см. таблицы 12-13). Во многих случаях был необходим дифференциальный диагноз между расстройствами поведения и формирующимися расстройствами личности на органической почве.

 

Таблица 12. Аффективная патология у подростков.

 

Характеристики групп

Группа 1 (неполная семья)

Группа 2 (полная семья)

Депрессивные эпизоды

82 (75,9%)

47 (69,1%)

Тревога

55 (50,9%)

32 (47,1%)

Дисфорические состояния

79 (73,1%)

42 (61,8%)

Фобические расстройства

52 (48,1%)

29 (42,6%)

Другие аффективные р-ва

20 (18,5%)

11 (16,2%)

* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами

           

В первой группе достоверно чаще отмечались акты аутоагрессии и суицидальные попытки (см. таблицу 13).

 

Таблица 13. Расстройства адаптации у подростков.

 

Характеристики групп

Группа 1 (неполная семья)

Группа 2 (полная семья)

Невротические расстройства

66 (61,1%)*

30 (44,1%)

Реакции утраты

35 (32,4%)*

7 (10,3%)

Остр. р-ва адаптации (1 мес.)

67 (62,0%)*

7 (10,3%)

Пролонг. р-ва адаптации

47 (43,5%)*

4 (5,9%)

Рецид. р-ва адаптации

33 (30,6%)

-

Аутоагрессия

30 (27,8%)

15 (22,1%)

Суицидальные попытки

17 (15,7%)*

3 (4,4%)

* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами

 

         Особое место среди прочих патологических состояний занимали интеллектуальные расстройства и нарушения возрастного развития (см. таблицу 14). Преобладали пограничные формы умственной отсталости, психический инфантилизм, специфические расстройства речи и школьных навыков. Все формы расстройств интеллекта и возрастного развития преобладали в первой группе. Не подтвердилось предположение, что помещение ребенка в социальный приют или детский дом могут изменить ситуацию в лучшую сторону. В нескольких случаях наблюдалась картина, когда за 2-3 года нахождения в детском доме дети теряли ранее приобретенные социальные навыки, степень отставания в психическом развитии увеличивалась.

 

Таблица 14. Интеллектуальные расстройства и нарушения возрастного развития.

 

Характеристики групп

Группа 1 (неполная семья)

Группа 2 (полная семья)

Снижение интеллекта

22 (20,4%)*

6 (8,8%)

Инфантилизм (психич.)

41 (38,0%)*

9 (13,2%)

Расстройства речи и др.

24 (22,2%)*

4 (5,9%)

Другие расстройства

11 (10,2%)*

2 (2,9%)

* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами

 

         В первой группе особенно часто встречалась неврологическая патология ЦНС, патология желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, кожи и репродуктивной системы. В 44% случаев отмечалась общая задержка соматического развития (см. таблицу 15).

 

Таблица 15. Соматическая патология у подростков (по данным медицинской документации).

 

Характеристики групп

Группа 1 (неполная семья)

Группа 2 (полная семья)

Патология ЦНС (неврол.)

66 (61,1%)*

15 (22,1%)

Патология ЖКТ (вкл. гепат.)

55 (50,9%)*

11 (16,2%)

Патология ДС

85 (78,7%)*

32 (47,1%)

Патология ССС

15 (13,9%)

7 (10,3%)

Патология МВС

33 (30,6%)

24 (35,3%)

Патология ОДС

22 (20,4%)

11 (16,2%)

Патология кожи и прид.

52 (48,1%)*

4 (5,9%)

Патология РС (вкл. венерол.)

22 (20,4%)*

5 (7,4%)

Задержка сомат. развития

48 (44,4%)*

19 (27,9%)

* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами

           

Мультифакторный корреляционный анализ позволил установить устойчивые связи между значимыми социальными и клиническими параметрами (рисунок 1).

 

Анализ причинно-следственных связей между факторами риска (см. рисунок 2) дал следующие результаты:

(1)                         Неполная семья обусловливает рост внесемейного насилия над несовершеннолетними, раннее вовлечение несовершеннолетних в криминальную деятельность, которая становится вскоре образом жизни ребенка, является фактором риска в формировании ПАВ, личностных расстройств, расстройств адаптации и нарушений возрастного развития; схожие проблемы влечет за собой и социальное сиротство. Наиболее частым предиктором неполной семьи является алкоголизм родителей.

(2)                         Алкоголизм родителей (как в полной, так и в неполной семье) провоцирует рост внутрисемейного и внесемейного насилия в отношении несовершеннолетних, а также влечет все те факторы, которые обусловлены неполной семьей.

(3)                         Органическая и личностная патология стимулируют агрессивное поведение, криминализацию несовершеннолетних, которые становятся активными участниками криминальной среды; интеллектуальная патология и нарушение возрастного психического развития делают несовершеннолетних объектами насилия в семье, вне семьи, в детских коллективах.

(4)                         Нахождение несовершеннолетних в детских домах и социальных приютах менее благоприятно, чем воспитание в приемной семье. Наилучший «социальный потенциал» сохраняется у физических сирот, взятых на воспитание в приемные семьи. В то же время для всех несовершеннолетних из неполных семей необходимы реабилитационные программы.

Данные анализа подтверждаются и интегративным сравнением параметров подростков из полных и неполных семей по многоосевой классификации психических расстройств в детском и подростковом возрасте (ВОЗ, 1996).

Для неполной семьи профиль группы по многоосевой классификации выглядит следующим образом (см. рисунок 3): наиболее выражены негативные изменения по 1, 4, 5 и 6 осям (здесь оси обозначают: 1 – клинические психопатологические синдромы, 2 – специфические расстройства развития, 3 – интеллект, 4 – соматическая патология, 5 – аномальные психосоциальные ситуации, 6 – социальное функционирование).

 

В то же время в условиях полной семьи профиль претерпевает существенные изменения (см. рисунок 4): сохраняется высоким уровень патологии по первой оси, но значительно лучше положение по 4, 5 и 6 осям.

 

В зарубежной и отечественной литературе многократно указывается на необходимость воспитательной, профилактической и коррекционной работы с несовершеннолетними правонарушителями (Попов Ю. В., 1991, 1998, Ремшмидт Х., 1996, 1998, 2001, Гурьева В. А., 1996, 2000, Вострокнутов Н. В., 1998, 2000, 2002 и многие другие). Это положение закреплено в России и законодательно (Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999).

         В качестве выводов из изложенного материала, учитывая данные других исследователей, можно сформулировать следующие положения:

Противоправное и аддиктивное поведение подростков является специфическим этапом социальной дезадаптации. По мере взросления делинквентность закрепляется в качестве поведенческого паттерна и продолжается во взрослой жизни в форме криминальной активности. Формирование делинквентного поведения обусловлено фактором ранней десоциализации (в основном за счет семейной депривации и влияния асоциального окружения). В основе формирования делинквентного поведения и аддикции лежат механизмы депривации, конфликтно-стрессового вытеснения (отторжение от школы, социализированных сверстников) и идентификации с подражанием и фиксацией стереотипов асоциального поведения. Для комплексной оценки делинквентного поведения и аддикции необходимо учитывать: социальную ситуацию и десоциализирующие факторы, механизм формирования делинквентного поведения, клинические факторы, клинико-психопатологические факторы, включая возрастной и динамический аспекты, социальный прогноз. С учетом комплекса выявленных факторов необходимо проводить реабилитационные мероприятия. Реабилитационные мероприятия должны проводиться в рамках учреждений не медицинского профиля, а социального при участии врачей-психиатров в качестве консультантов.

 

 

Данный материал включен в программу дистанционного обучения педагогов и школьных психологов МО РФ. Его разрешено копировать и использовать в некоммерческих целях. При перепечатке текста или его фрагментов ссылка на авторов и источник обязательна. Вы можете стать участником программы дистанционного обучения педагогов, зарегистрировавшись на сервере www.antipav.ru


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ К ДЕТСКОМУ ВРАЧУ-ПСИХОТЕРАПЕВТУ д.м.н. ПЕРЕЖОГИНУ Л. О. 8-495-695-0229 (регистратура)