ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сервера Напишите нам | ||
АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СМИ | |||
| Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
| Глава 5.Глава 5. Фактор
семьи в формировании аддикции. Социальная
психиатрия детского возраста характеризуется, как известно, рядом специфических
особенностей: (1) за точку отсчета она берет ребенка в контексте социальной ситуации
развития, т.е. такой системы социальных отношений, в которой ребенок находится
с рождения до достижения зрелости, и которая меняется как в ответ на стечение обстоятельств,
так и по мере взросления; (2) она использует многоосевой подход, оперируя как
клиническими, так и социальными факторами, подразумевая, что здоровье ребенка
определяется совокупностью этих факторов; (3) она уделяет особое внимание
личностному развитию ребенка (Вострокнутов Н. В., 2003). К ключевым понятиям
социальной психиатрии детского возраста относятся «социализация» или
усвоение ребенком правил, ролей, норм поведения, которые позволяют ему
становиться членом общества, занимать в нем свое место, и «социальная ситуация развития» («отношение
ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность
самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря
переживаниям ребенка» (Выготский Л. С., 1984). Следовательно, совокупность
социальных факторов (семейных, школьных, микроокружения, общественных в целом)
оказывает существенное (возможно – определяющее) влияние на развитие и
психическое состояние ребенка, его социальную активность. Можно с уверенностью
говорить, что социальные факторы определяют и характер социальной активности –
ее положительную или отрицательную направленность. В зависимости от диспозиции
этих факторов лечебное, коррекционное и педагогическое реабилитационное
воздействие приобретает различное значение и играет разные роли: от ведущей до
факультативных (Ремшмидт Х., 1996). К факторам риска
нарушений социализации ребенка относятся: алкоголизм, асоциальная личностная
деформация и криминальность родных; психопатические черты у родителей в виде
психической ригидности с повышенной аффективной возбудимостью, а также их
незрелость и изолированность, неустойчивая самооценка, снижение толерантности к
стрессам и личностные проблемы: потребность родителей установить жесткий
контроль над ребенком; амбивалентные отношения; одиночество и плохое здоровье
матери. Эмоциональное отвержение ребенка и плохое обращение более вероятны,
когда существует совпадающее влияние деструктивных факторов: психологические
(психопатологические) особенности родителей (опекунов), конфликтные
внутрисемейные отношения, негативное влияние других членов семьи и асоциального
окружения, безразличное отношение общества к фактам плохого обращения с
ребенком (Вострокнутов Н. В., 2003). В подростковом и
юношеском периодах десоциализация проявляется преимущественно на личностном
уровне и выражается в социально-психологической деформации личности с
формированием антиобщественных ценностных установок. Таким образом, у части
несовершеннолетних (от 40 до 55%) переход от стадии делинквентности к устойчивому
криминальному поведению сопровождается аккумуляцией негативных,
десоциализирующих влияний и закреплением антиобщественных ценностных
ориентаций; у другой части несовершеннолетних асоциальное поведение обусловлено
не дефектами правосознания, а нарушениями психического развития и отклонениями
в эмоционально-волевой, интеллектуальной сферах с чертами задержанного
психического дизонтогенеза, личностной незрелости, «детской» мотивации
проступков. Таким образом, у
безнадзорных детей, так называемых «детей улицы», у детей, лишенных
родительского попечения, и детей, которые росли в условиях плохого обращения,
полиморфизм отклонений возрастного развития и психических расстройств
определяется сочетанным взаимодействием дизонтогенетического, психогенного
депривационного и личностного факторов. Депривационный личностный
симптомокомплекс не является аналогией «психопатоподобных» нарушений с
радикалами аффективно-волевых аномальных личностных свойств. Он имеет свою
специфику и включает базисные нарушения «Я-концепции» и социальных
взаимодействий. Для него характерен преимущественно пассивно-зависимый тип приспособления
в микросоциальной среде; ограниченность и бедность эмоционального сопереживания
и эмпатии; низкий уровень побуждений и самосознания; выраженные расхождения
между реальным и идеальным «Я»; низкий уровень самоконтроля и рентная
ориентация на социальную поддержку. Это определяет особенности средовой
психической дезадапации детей с депривационными расстройствами. Согласно
статистическим данным число семей с хроническими конфликтными отношениями, а
также дезорганизованных, асоциальных семей составляет большую социальную группу
и она является областью повышенного риска насилия по отношению к детям,
эмоционального отвержения детей, не обеспечения их условиями для реализации жизненно
необходимых потребностей, включая потребности в защите и уходе. Эти семьи
являются и областью повышенного риска формирования у детей безнадзорности,
делинквентного и криминального поведения. Поэтому необходимым аспектом
социально-психиатрического исследования является изучение влияния нарушений
адаптации в условиях семьи и школы на социальные отношения и формирование
антисоциального поведения несовершеннолетних. Для реализации такого подхода адекватным
следует считать использование понятия о «группах риска». Это дети, у которых
нарушения социализации связаны с негативным влиянием семьи, условий обучения,
микросоциального окружения. Воздействие указанных факторов сопровождается у
детей в этих группах отклонениями личностного развития, нарушениями социального
функционирования, поведенческими и психическими расстройствами (Беличева В. С.,
1994; Тростанецкая Г. Н., Шипицына Л. М., 1995). Социальная значимость проблемы
определяет необходимость разработки критериев для выделения групп «риска», что
особенно важно в тех случаях, когда психическая и средовая дезадаптация
протекают с криминальной активностью и сопутствующей психической патологией. К детям
социального риска дезадаптации следует относить следующие группы: дети,
лишенные родительского попечения (сироты); дети с криминальной активностью, не
достигшие возраста уголовной ответственности (14 лет); дети и подростки,
находящиеся в связи с антисоциальным поведением в специальных воспитательных и
исправительных учреждениях (специальные школы, ПТУ, воспитательные колонии). Эти группы детей
«социального риска» существенно различаются характером десоциализации. В каждой
из групп детей прямые и косвенные десоциализирующие воздействия могут быть
связаны с семейной депривацией, острым или хроническим психосоциальным
дистрессом, асоциальным влиянием неформальных подростковых групп. Социально-психиатрические
исследования показывают, что нарушения социализации у детей групп «риска» сопровождаются
нервно-психическими расстройствами широкого спектра: задержка эмоционального и
личностного развития с симптомами регресса; аффективные, психосоматические
нарушения и психогенные личностные реакции; стойкие аномально-личностные
развития и состояния. Отдельные варианты нарушений, реализующиеся через
асоциальную личностную деформацию, имеют ведущее значение в делинквентности и
криминальной активности; другие типы расстройств выступают как фактор
«патологической почвы». Следовательно,
разработка проблем оказания социально-психиатрической помощи несовершеннолетним
с нарушениями развития и поведения является социально значимой в связи с
широкой распространенностью явлений семейной, школьной и социальной
дезадаптации в детско-подростковой среде, а также тяжестью ее последствий в
виде безнадзорности и повышенной криминальной активности детей и подростков. До
настоящего времени отсутствует системная, комплексная оценка психических
расстройств и расстройств поведения у ребенка с безнадзорностью и
противоправным поведением. Это обусловлено особенностями возрастного
психического развития детей и подростков из групп «социального риска», которые
характеризуется: (1) незрелостью и мозаичностью личностных свойств; (2)
трудностью выделения ведущих факторов риска, определяющих психические
отклонения; (3) характером сопутствующих, чаще всего рудиментарных психических
расстройств; (4) значительным влиянием нарушений социализации и отклонений
возрастного психического развития на формирование безнадзорности и повышенной
криминальной активности несовершеннолетних. До настоящего
времени не проводился сравнительный анализ по отдельным социальным группам
детей с общими сходными признаками нарушений ранней социализации - социальное
сиротство, хроническая психогенная ситуация с семейной жестокостью, стойкая
внутрисемейная конфликтность. Недостаточно исследованы те формы десоциализации,
которые протекают на докриминальном уровне, но определяют выраженную
психическую дезадаптацию, как это наблюдается при безнадзорности и
беспризорности. Анализу проблем
профилактики и реабилитации несовершеннолетних с психическими расстройствами и
асоциальным поведением должна предшествовать оценка этапов возрастного
психического развития с учетом ведущих факторов социализации, а также
обоснование социально-психологических и медицинских критериев выделения из
общей детско-подростковой популяции детей групп социального риска развития
психических расстройств, сопровождающихся криминальной активностью, тем более
что статистический и криминологический анализ преступности за 2000-2003 гг.,
проведенный в МВД РФ, убедительно продемонстрировал, что в то время, как общие
показатели преступности в России имеют устойчивую тенденцию к снижению,
преступность несовершеннолетних растет в среднем на 15% ежегодно. Сегодня
каждое десятое преступление в России совершается несовершеннолетними либо с
участием несовершеннолетних (Долгова А. И., 2004). Целью нашего исследования явился сравнительный анализ
социальных и клинических факторов, выявление социальных закономерностей и
внутренних связей, обусловливающих социальную дезадаптацию и криминальную активность
несовершеннолетних. В качестве базовой модели была выбрана концепция семейной
депривации. Исследование было проведено на базе ГНЦ ССП им. В. П. Сербского. В
исследовании анализировались данные 176 несовершеннолетних правонарушителей, из
которых 53 человека являлись воспитанниками специальной школы для подростков с
девиантным поведением г. Анна Воронежской области, 99 – воспитанники Центра
временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей ГУВД г. Москвы, 24 –
подростки, проходящие реабилитационную программу в АНО РЦКП «Сломанный цветок»
(г. Москва). Все несовершеннолетние правонарушители были разделены на 2 группы:
в первую группу (108 человек) включались подростки из неполных семей,
безнадзорные, воспитанники социальных приютов и детских домов; во вторую группу
вошли 68 подростков, воспитывавшихся в полных семьях (см. таблицу 1). Использовались
клинико-психопатологический, клинико-социологический, статистический,
криминологический методы. Статистическая обработка материала осуществлялась в
два этапа. На первом этапе осуществлялся сбор информации, ее кодирование, составлялась
база данных. На втором этапе проводилась статистическая обработка данных с
использованием батареи стандартных статистических методик в соответствии с ГОСТ
11.004-74 и ГОСТ 11.006-74. Достоверным считалось различие между группами,
удовлетворяющее показателю P £ 0,05. Расчет и определение
причинно-следственных связей между коррелирующими признаками производился
методом мультифакторного корреляционного анализа. Учитывались корреляции,
превышающие по модулю 0,5. Таблица 1. Состав и основные характеристики групп.
* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами В условиях семейной депривации, неполной семьи ярко проявились факторы риска, определяющие долгосрочное социальное функционирование подростков. Многие из подростков первой группы не посещали школу, либо посещение школы носило формальный характер: являясь номинально учениками 5-7 классов, эти дети с трудом могли вспомнить таблицу умножения, не могли назвать столицу России, не знали имени ни одного русского поэта, имели минимальные познания в физике, химии, биологии и др. предметах, изучаемых в средней школе. Наряду со школьной неуспеваемостью в этой группе обнаруживались феномены асоциального поведения: попрошайничество, регулярное совершение противоправных действий с целью «заработка», занятие проституцией (см. таблицу 2). Таблица 2. Образование и трудовая деятельность подростков.
* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами В первой группе отчетливо прослеживалось влияние семейной патологии: на первый план выходил алкоголизм у родителей и других членов семей несовершеннолетних, значительное влияние оказывали, по видимому, и другие психические расстройства у членов семьи подростков. Этот фактор являлся, вероятно, одним из определяющих распад семей, и, как следствие, высокий уровень семейной и социальной депривации в группе (см. таблицу 3). В то же время необходимо отметить, что влияние фактора алкоголизма родителей сказывалось и в полных семьях, что провоцировало криминальное поведение подростков и являлось важным пренатальным и ранним постнатальным фактором, определяющим развитие психических расстройств, поведенческих расстройств и общей социальной дезадаптации несовершеннолетних правонарушителей. С другой стороны, сохранность семьи оказывала существенное положительное влияние на состояние подростков в целом. Таблица 3. Семейная патология.
* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами В этой связи ожидаемыми оказались отношения внутри семьи и характер воспитания в семьях в группах 1 и 2. У подростков из полных семей в большинстве случаев сохранялись хорошие отношения с родителями и другими родственниками. В большинстве случаев здесь не реализовывались личностно-деструктивные типы воспитания (гипоопека, отвержение), в то время как в неполных семьях гипоопека являлась доминирующим воспитательным типом (61,1% случаев) (см. таблицу 4). Таблица 4. Отношения в семье и воспитание подростков.
* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами Уровень насилия над несовершеннолетними в неполных и полных семьях в целом был выше в первой группе, где практически все формы насилия встречались чаще, чем в группе сравнения, и отмечался феномен внутрисемейного сексуального насилия (отсутствовало во 2 группе). Высокий уровень насилия внутри семей коррелировал с еще более высоким уровнем насилия вне семьи (см. таблицу 5). Таблица 5. Насилие над несовершеннолетними в семье и вне семьи.
* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами В ряде случаев
мы могли отметить два противоположных феномена: ряд подростков, совершивших
побег из дома, бродяжничающих, перебивающихся случайными и криминальными заработками,
отмечали, что даже в жестоких условиях криминальной группы их существование
было куда лучше, чем в родительском доме, где они подвергались побоям и
унижениям; другие подростки из неполных семей, оказавшись в детском доме или
социальном приюте, совершали побеги домой, утверждая, что им лучше в семьях,
чем в детских учреждениях, причем они вовсе не были склонны идеализировать свои
семейные отношения. Вероятно это можно объяснить тем, что за долгие годы
воспитания в асоциальных семьях у подростков вырабатывается своего рода
«толерантность» к асоциальным условиям, они вырабатывают свои (тоже,
разумеется, асоциальные по сути) стереотипы реагирования на асоциальную среду,
которые оказываются неприемлемы в условиях детского учреждения. В связи с этим
целесообразно было бы разработать специальную программу реабилитации для
подростков, помещаемых в приюты и детские дома. Отношения подростков в группе сверстников иллюстрирует
таблица 6. Обращает на себя внимание факт, что подростки из полных семей чаще занимали
в группе сверстников лидирующее положение или выступали на равных с другими
детьми, они охотнее вовлекались в игровую деятельность, чаще принимались в игру
старшими детьми, их игра носила продуктивный характер, в то время как в первой
группе отмечался высокий удельный вес игр с деструктивным характером (46,3%
случаев). Таблица 6. Отношения с другими детьми и игровая деятельность.
* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами Противоправные поступки несовершеннолетних первой группы также отличались большим числом, часто совершались с особой жестокостью. Таблица 7. Мотивация противоправной деятельности.
* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами Нередко встречались однородные преступления, что свидетельствует о выработке «криминальных предпочтений», своего рода «профессионального почерка». Значительно чаще совершались групповые преступления, носившие характер спланированных и тщательно организованных криминальных действий. Многие несовершеннолетние, увидев угрозу своим планам, прекращали совершения преступления, корректировали преступный план. Налицо была изощренность в совершении деликтов, изобретательность, холодный расчет. Сотрудники правоохранительных органов, работавшие с несовершеннолетними, отмечали, что имеют дело по большей части со сформировавшимися преступниками, имеющими свою философию, внутренние правила поведения, строгую иерархию (см. таблицы 7,8). Таблица 8. Характер противоправной деятельности.
* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами В обеих группах был высок показатель употребления ПАВ. В то же время по косвенным показателям (в частности – по характеру употребляемого алкоголя, доле подростков, употребляющих наркотические вещества) можно говорить о значительном преобладании употребления ПАВ в первой группе. В обоих случаях особенную озабоченность вызывает употребление токсических веществ, в частности – летучих органических растворителей и клея (см. таблицу 9). Таблица 9. Употребление ПАВ подростками.
* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами Вероятно, сочетание ранней пренатальной, постнатальной (см. таблицу 10) патологии, употребления ПАВ и экзогенного травматического фактора обусловили высокий уровень органической церебральной патологии в обеих группах. В ряде случаев органическая патология ограничивалась церебрастенической симптоматикой, а иногда достигал степени выраженности психоорганического синдрома (см. таблицу 11). Высокая роль раннего органического поражения головного мозга подтверждается частотой встречаемости ночного энуреза и пароксизмальной симптоматики. Таблица 10. Течение беременности и родов у матерей несовершеннолетних.
* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами Таблица 11. Органическая патология у подростков.
* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами Наряду с органической патологией ведущие позиции в клинике занимала аффективная патология. Расстройства аффективного круга встречались практически у всех несовершеннолетних в первой группе и более, чем у половины, - во второй. Доминировали депрессивные, тревожно-депрессивные, дисфорические состояния. В ряде случаев аффективные расстройства являлись симптомами органических, в ряде – невротических расстройств (в частности – фобические расстройства), а во многих случаях (более 60% в группе 1) – расстройств адаптации (прежде всего – расстройств поведения) (см. таблицы 12-13). Во многих случаях был необходим дифференциальный диагноз между расстройствами поведения и формирующимися расстройствами личности на органической почве. Таблица 12. Аффективная патология у подростков.
* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами
В первой группе достоверно чаще отмечались акты аутоагрессии и суицидальные попытки (см. таблицу 13). Таблица 13. Расстройства адаптации у подростков.
* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами Особое место среди прочих патологических состояний занимали интеллектуальные расстройства и нарушения возрастного развития (см. таблицу 14). Преобладали пограничные формы умственной отсталости, психический инфантилизм, специфические расстройства речи и школьных навыков. Все формы расстройств интеллекта и возрастного развития преобладали в первой группе. Не подтвердилось предположение, что помещение ребенка в социальный приют или детский дом могут изменить ситуацию в лучшую сторону. В нескольких случаях наблюдалась картина, когда за 2-3 года нахождения в детском доме дети теряли ранее приобретенные социальные навыки, степень отставания в психическом развитии увеличивалась. Таблица 14. Интеллектуальные расстройства и нарушения возрастного развития.
* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами В первой группе особенно часто встречалась неврологическая патология ЦНС, патология желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, кожи и репродуктивной системы. В 44% случаев отмечалась общая задержка соматического развития (см. таблицу 15). Таблица 15. Соматическая патология у подростков (по данным медицинской документации).
* - достоверное (t ³ 2, P £ 0,05) различие между группами
Мультифакторный корреляционный анализ позволил установить устойчивые связи между значимыми социальными и клиническими параметрами (рисунок 1). Анализ причинно-следственных связей между факторами риска (см. рисунок
2) дал следующие результаты: (1)
Неполная
семья обусловливает рост внесемейного насилия над несовершеннолетними, раннее
вовлечение несовершеннолетних в криминальную деятельность, которая становится
вскоре образом жизни ребенка, является фактором риска в формировании ПАВ,
личностных расстройств, расстройств адаптации и нарушений возрастного развития;
схожие проблемы влечет за собой и социальное сиротство. Наиболее частым
предиктором неполной семьи является алкоголизм родителей. (2)
Алкоголизм
родителей (как в полной, так и в неполной семье) провоцирует рост
внутрисемейного и внесемейного насилия в отношении несовершеннолетних, а также
влечет все те факторы, которые обусловлены неполной семьей. (3)
Органическая
и личностная патология стимулируют агрессивное поведение, криминализацию несовершеннолетних,
которые становятся активными участниками криминальной среды; интеллектуальная
патология и нарушение возрастного психического развития делают
несовершеннолетних объектами насилия в семье, вне семьи, в детских коллективах. (4)
Нахождение
несовершеннолетних в детских домах и социальных приютах менее благоприятно, чем
воспитание в приемной семье. Наилучший «социальный потенциал» сохраняется у
физических сирот, взятых на воспитание в приемные семьи. В то же время для всех
несовершеннолетних из неполных семей необходимы реабилитационные программы. Данные анализа подтверждаются и интегративным сравнением параметров
подростков из полных и неполных семей по многоосевой классификации психических
расстройств в детском и подростковом возрасте (ВОЗ, 1996). Для неполной семьи профиль группы по многоосевой классификации выглядит
следующим образом (см. рисунок 3): наиболее выражены негативные изменения по 1,
4, 5 и 6 осям (здесь оси обозначают: 1 – клинические психопатологические
синдромы, 2 – специфические расстройства развития, 3 – интеллект, 4 –
соматическая патология, 5 – аномальные психосоциальные ситуации, 6 – социальное
функционирование). В то же время в условиях полной семьи профиль претерпевает существенные
изменения (см. рисунок 4): сохраняется высоким уровень патологии по первой оси,
но значительно лучше положение по 4, 5 и 6 осям. В зарубежной и отечественной литературе многократно указывается на
необходимость воспитательной, профилактической и коррекционной работы с
несовершеннолетними правонарушителями (Попов Ю. В., 1991, 1998, Ремшмидт Х.,
1996, 1998, 2001, Гурьева В. А., 1996, 2000, Вострокнутов Н. В., 1998, 2000,
2002 и многие другие). Это положение закреплено в России и законодательно (Закон
РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних», 1999). В качестве выводов из изложенного материала, учитывая данные
других исследователей, можно сформулировать следующие положения: Противоправное и аддиктивное поведение
подростков является специфическим этапом социальной дезадаптации. По мере
взросления делинквентность закрепляется в качестве поведенческого паттерна и
продолжается во взрослой жизни в форме криминальной активности. Формирование
делинквентного поведения обусловлено фактором ранней десоциализации (в основном
за счет семейной депривации и влияния асоциального окружения). В основе
формирования делинквентного поведения и аддикции лежат механизмы депривации,
конфликтно-стрессового вытеснения (отторжение от школы, социализированных
сверстников) и идентификации с подражанием и фиксацией стереотипов асоциального
поведения. Для комплексной оценки делинквентного поведения и аддикции
необходимо учитывать: социальную ситуацию и десоциализирующие факторы, механизм
формирования делинквентного поведения, клинические факторы, клинико-психопатологические
факторы, включая возрастной и динамический аспекты, социальный прогноз. С
учетом комплекса выявленных факторов необходимо проводить реабилитационные
мероприятия. Реабилитационные мероприятия должны проводиться в рамках
учреждений не медицинского профиля, а социального при участии врачей-психиатров
в качестве консультантов. |
Данный материал включен в программу дистанционного обучения педагогов и школьных психологов МО РФ. Его разрешено копировать и использовать в некоммерческих целях. При перепечатке текста или его фрагментов ссылка на авторов и источник обязательна. Вы можете стать участником программы дистанционного обучения педагогов, зарегистрировавшись на сервере www.antipav.ru