Rambler's Top100

АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СМИ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ > АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СМИ


ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В СМИ И ИНТЕРНЕТ
РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
ГЛАВА 2
ГЛАВА 3
ГЛАВА 4
ГЛАВА 5
ГЛАВА 6
ПРИЛОЖЕНИЯ (ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ТЕСТОВЫЕ МЕТОДИКИ, ТРЕНИНГ)
ИЛЛЮСТРАЦИИ (COREL DRAW)
 

ГЛАВА 1

Глава 1. Концептуальные основы антинаркотической профилактики

Начиная с конца восьмидесятых годов, в отечественной литературе сформулировано понятие «аддиктивное поведение», под которым понимается период злоупотребления различными психоактивными веществами, включая алкоголь и никотин, изменяющими психическое состояние, до того как от них сформируется зависимость. По определению Ц. П. Короленко (1990), «аддиктивное поведение (АП) начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает противодействия аддикции». В качестве синонимов АП до настоящего времени используются такие термины, как «наркотизм» и «наркоманическое поведение», что повлекло за собой включение в это понятие начальных признаков зависимости.

Отдельными специалистами понятие стало рассматриваться в качестве одной из форм саморазрушающего поведения (Амбрумова А. Г., Трайнина Е. Г, 1991; Короленко Ц. П., 1991; Попов Ю. В., 1991). По мнению Ц. П. Короленко аддиктивное поведение (АП) - это одна из форм отклоняющегося (девиантного) поведения со стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема психоактивных веществ или фиксации внимания на определенных видах деятельности. В связи с этим увлечение экстремальными видами спорта, компьютерными играми, систематическое и глубокое погружение в виртуальное пространство Интернета и даже «трудоголизм» могут быть отнесены к АП (Короленко Ц. П., 1993).

Лица с аддиктивным поведением рассматриваются большинством специалистов как группа риска с точки зрения готовности к формированию состояний зависимости и перехода в болезнь.

Изучение научной литературы показывает, что в характеристике аддиктивного поведения несовершеннолетних одним из определяющих признаков является критерий частоты «употребления – злоупотребления». Критерий частоты используется, прежде всего, для характеристики аддиктивного поведения с приемом алкоголя и других психоактивных веществ (наркотиков):

1- отсутствие проб,

2- единичные пробы,

3- эпизодическое употребление (1 раз в месяц в течение последнего года),

4- систематическое (1 раз в неделю и чаще).

Применительно к наркотикам к аддиктивному поведению относится даже однократное употребление наркотика или прием токсических веществ (клея «Момент», других летучих органических растворителей) и медицинских психотропных средств 1-2 раза в месяц.

Отдельные исследователи к группе риска относят детей и подростков, эпизодически употребляющих психоактивные вещества, включая алкоголь, которые задерживались работниками милиции в состоянии опьянения и ставились на учет в инспекции по делам несовершеннолетних.

Распространенность злоупотребления психоактивными веществами

Сведения о распространенности употребления алкоголя и других ПАВ представлены в большом числе научных работ. К числу первых монографий, начиная с 80-х годов, следует отнести работу Б. С. Братуся и П. И. Сидорова (1984), дающую подробный анализ распространенности потребления алкоголя среди молодежи в разных странах. С этого периода число исследований стало прогрессивно увеличиваться.

Исследование Е. С. Скворцовой, проведенное в 1989 г. (опрос 2000 старшеклассников 8, 9, 10 классов промышленного города), показало, что пробовали хотя бы раз спиртные напитки 68% мальчиков и 74% девочек. Доля употребляющих спиртное чаще одного раза в месяц составила в 8-9 классе около 5%, а в 10 классе 11%. Повторное массовое анкетирование в 1990-1992гг. 30 тысяч подростков в 11 регионах России (Скворцова Е. С., 1992, 1994) показало, что уровень алкоголизации среди мальчиков-выпускников составил 72-92%, среди девочек - 80-94%. В то же время число подростков-мальчиков, употребляющих алкоголь 2 раза в месяц и чаще (группа риска), составляет от 11,3% в Ижевске до 37,7% в Ставрополе, а в среднем – 25%. Среди девочек этот показатель – 17%.

Е. А. Кошкина и др. (1994) при обследовании учащихся старших классов и студентов выявили, что употребляют спиртные напитки 80,75% мальчиков и 71,6% девочек, при этом группа риска составила соответственно 33,3% и 12,4%. В 1999 году еженедельные выпивки были характерны для 34% подростков в возрасте 15-16 лет (Кошкина Е. А., Вышинский К. В., 2000). Еще шире представлена группа риска среди учащихся ПТУ: не менее 40% юношей и 30% девушек (Скворцова Е. С., Кутина Л. С., Ушакова Г. И., 1995) . На большую вовлеченность в употребление алкоголя учащихся ПТУ и техникумов по сравнению со школьниками указывает большинство специалистов наркологов. При этом отмечается также широкий разрыв в числе наблюдаемых наркологами подростков между территориями (Кошкина Е. А. и др., 1998).

Исследования, проведенные за рубежом, показывают аналогичную картину с высокой степенью вовлеченности подростков в употребление алкоголя - до 90% старшеклассников в США; группа риска в средней школе составляет 54% (Guo J., Collins L. M., Hill K., Hawkins J. D., 2000). Аналогичные данные получены при опросе старшеклассников в Монреале (Гадириан А. М., 2000.), при этом 20% опрошенных подростков признались, что пьют от 2 до 10 раз в неделю, в т.ч. 6,3% - более 10 раз.

Впервые о проблеме детско-подростковой наркомании и токсикомании в отечественной научной литературе заговорили в начале восьмидесятых годов в связи с распространением употребления летучими органическими веществами (ЛОВ). По времени оно совпало с оценками первых результатов антиалкогольной кампании 1985 года. С середины восьмидесятых годов, после снятия запрета на открытые публикации по наркоманиям и токсикоманиям среди несовершеннолетних, их число как в научной, так и в массовой печати, стало прогрессивно умножаться.

Массовое обследование в 1991 г. (Кошкина Е. А. и др., 1994; Кошкина Е. А., 1995) показало, что 12% населения в возрасте до 16 лет однократно пробовали наркотики (с учетом токсических веществ этот показатель возрастает до 18,9%), а около 0,9% принимали их регулярно, т.е. реальное число лиц, страдающих в России наркоманией, достигает 1 млн. человек. Установлено преимущественное употребление конопли – 65%; 10,1% мальчиков вдыхали пары бензина, а 15,4% девочек – клей, ацетон и аэрозоли.

Анонимный опрос учащихся 15-16 лет г. Москвы в конце 90-х годов (в этот период происходило постепенное «замещение» ненаркотических веществ на наркотики) показал, что пробовали наркотики 24% опрошенных, в основном препараты конопли (22,4%). Близкие данные получены при анкетировании молодежи С.-Петербурга, Уфы: до 1/4 учащихся старших классов и училищ имеют опыт употребления наркотиков и токсических веществ (преимущественно каннабис), в том числе 3% употребляли их регулярно. Соотношение мужчин и женщин составило 1,5:1.

Массовый опрос молодежи Санкт-Петербурга в возрасте до 20 лет (средний возраст – 16,5 лет) показал, что 36,6% хотя бы однократно употребляли наркотические вещества (Шабанов П. Д., 2002). Данные о распространенности употребления наркотиков зависят от опрашиваемого контингента: так, при опросе в школе в их употреблении признались 14%, а при опросе на улице – 46%.

С конца 90-х годов в структуре злоуоптребления психоактивными веществами отмечается сдвиг в сторону распространения «тяжелых» наркотиков: среди детей и подростков, госпитализированных в наркологические больницы, страдали опийной наркоманией 63,9%, 8,3% злоупотребляли каннабиоидами, 12,3% употребляли токсические вещества, 16,4% – злоупотребляли алкоголем.

По эпидемиологическим оценкам на одного зарегистрированного больного наркоманией приходится от 7 до 9-10 незарегистрированных потребителей.

Известно, что в популяции потребление наркотиков имеет тенденцию к волнообразному изменению. В США за период 1975-1990 гг. прошло три «эпидемии» наркомании. В последние годы в развитых странах потребление наркотиков молодежью стабилизировалось (Zickler Р., 1999).

Одной из причин глобального увеличения уровня наркотизации отечественные специалисты видят в приобщении досуга российской молодежи к распространенным в мире модным культуральным течениям, включающим в качестве системного элемента потребление наркотиков, а также доминирование гедонистического мировоззрения в молодежной среде. Общественноле мнение считате, что определенные структуры (наркомафия), заинтересованные в расширении влияния пронаркотической субкультуры и оказывают давление на различные круги власти, с целью не допустить принятия мер, противодействующих незаконному обороту наркотиков. Играют роль также миграционные процессы, ведущие к отрыву от традиционной культуры и родного языка. Другими факторами являются стрессогенность социальной, экономической и психологической ситуации в стране, влекущие за собой маргинализацию и ухудшение состояния здоровья несовершеннолетних (повышенная невротизация). В такой ситуации психоактивные вещества выступают социальными адаптогенами (Валентик Ю.В. и др., 1997).

Возраст первой пробы и обстоятельства приобщения к ПАВ

Возраст алкогольной инициации у детей и подростков приходится на 13-14 лет: до 10 лет – 33,9%, 11-15 лет – 34%, 16 и старше – 4,0%, нет указаний – 28,8% и основную роль в формировании алкогольных установок и в алкогольной инициации играет семья.

Приобщение к нарко-токсическим веществам по сравнению с алкоголем происходит, как правило, в более позднем возрасте (в 11-14 лет - к токсическим и в 15-16 лет - к наркотическим) и в компании сверстников (Сирота Н.А., Ялтонский В.М. и др., 1998; Коновалов С.Г., Кошкина Е.А., Вышинский К.В., 2000; Иванец Н.Н. и Винникова М.А., 2000). При этом девочки втягиваются в употребление наркотиков чаще в компании мальчиков, чем подруг (Найденов В.О., 1992). По данным Б.М. Левина и М.Б. Левина (1991), начало употребления наркотиков происходило в 12 лет и раньше – у 5,6%, в 13-14 лет – у 15,2%, 15-16 лет – у 31,6%, 17-18 лет – у 20,3%. Первым наркотиком были анаша и гашиш у 97,1%, а к моменту опроса они были основным наркотиком у 39,3%. Первый раз наркотик предложили: друг, товарищ – 33,7%, одноклассники– 7,5%, случайный знакомый – 11,9%. Родственники были инициаторами очень редко. Многие из наркоманов сами соблазняли «новеньких», но признались в этом лишь 7,9% опрошенных, а 44,6% не ответили на вопрос. В дальнейшем источником наркотиков являются знакомые (27,1%), а 23,6% изготовляют их сами. Исследования, проведенные в 1997-1998 г. в С.-Петербурге (Шабанов П.Д., 2002), показали, что приобщение к наркотикам происходит в равной мере в возрасте 11-14 (41,2%) и 15-17 лет (51,0%), что свидетельствует о тех же тенденциях, что и с первыми пробами алкоголя.

Мотивация приобщения к ПАВ

Изучение мотивов – важнейшая предпосылка для разработки мер профилактики зависимостей, поэтому большинство работ не обходится без их изучения. Большинство исследователей различают мотивацию инициальную (запускающую прием) и болезненную, когда основой приема является влечение. При объяснении мотивов, как правило, наблюдается преувеличение влияния внешних причин и стремление подростков скрыть истинную мотивацию приема.

Выделяет следующие мотивы приема ПАВ у подростков:

- желание быть принятым в группу (конформность),

- гедонизм,

- неосознанное любопытство или протестное поведение.

В качестве мотивировки у детей чаще рассматривается любопытство.

Отдельные исследователи анализируют мотивацию с позиций психологической защиты и подчеркивают значение двух форм: экспериментирование и восполнение собственной дефицитарности. Другие исследователи выделяют три триады мотивов.

Социально-психологические: традиционная мотивация чаще связанная с семейным окружением, субмиссивная (давление значимого окружения – референтной группы), псевдокультурная.

Личностные, персонально значимые факторы: гедонистическая, атарактическая (снятие напряжения, тревоги), гиперактивация поведения для преодоления проблем общения и внутренней скованности.

Патологические мотивы: аддиктивные (психическое влечение), похмельные (физическое влечение), самоповреждение (назло кому-либо).

Наиболее неблагоприятна с точки зрения формирования зависимости личностная гедонистическая мотивация. Стремление получить эйфорию является мотивом у 71% подростков-аддиктов. К гедонистическому мотиву относится и влияние фактора «поиска новых и острых впечатлений». Эта форма гедонистического мотива в последние годы стала доминирующей, в отличие от прежней коммуникативной мотивации, что было характерно для «эпохи хиппи». По мнению главного детского нарколога Минздрава России А. В. Надеждина в юношеской и молодежной среде также распространяется «идеологизированное» потребление наркотических веществ с целью «расширения сознания» и «получения трансцедентного метафизического опыта». Определенный вклад в этот мотив вносят латентные (скрытые) патологические отклонения личности и характера, некоторые пограничные психические расстройства.

По мере учащения случаев приема в числе мотивировок все чаще называется объяснение «просто так». При этом считатеся, что недостаточная мотивированность употребления больше свойственна подросткам с девиантным поведением. Обращает на себя внимание также тот факт, что большая часть опрашиваемых подростков, употребляющих наркотические и токсические вещества (от 60% до 94%), не смогли или не захотели сообщить мотивы их употребления.

По сведениям отдельных авторов число мотивов среди эпизодически употребляющих алкоголь подростков меньше, чем среди употребляющих систематически (в среднем 1,3 против 1,8), при этом во второй группе по сравнению с первой чаще присутствовали такие мотивы, как желание изменить настроение, избавиться от скуки и самоутверждение.

В литературе вполне обосновано подразделяются такие понятия, как первая проба психоактивного вещества, первое опьянение и начало регулярного употребления. Известно, что первая проба, например, когда речь идет об алкоголе или о гашише не всегда приводит к опьянению. Она может быть случайной и не сыграет существенной роли в последующем отношении ребенка к потреблению ПАВ. Известно, что прогностически неблагоприятным признаком в отношении развития зависимости является субъективная приятность первого употребления ПАВ (Матвеев В. Ф., 1987; Ariza-Cardenal C., Nebot-Adell M., 2000). Среди молодых женщин, страдающих алкоголизмом, эйфорию при первом употреблении испытали 82%. Аналогичная картина отмечается и при употреблении наркотиков. Первое употребление вызвало приятные ощущения у 40% больных наркоманией, чего не было в группе эпизодически употребляющих: у 57% состояние не изменилось и у 40% отмечались неприятные ощущения.

Сочетание алкоголизации и употребления других ПАВ

К настоящему времени доказан общий патогенетический механизм формирования различных зависимостей. В отношении средств, их формирующих, в литературе укоренился термин “психоактивные вещества” (ПАВ). Большинство исследований указывают на склонность подростков к одновременному злоупотреблению алкоголем и другими ПАВ, в том числе к курению, при этом отмечается, что к моменту приобщения к наркотикам у большинства уже имелись признаки бытового пьянства, а иногда и хронического алкоголизма. Как правило, наблюдается следующая последовательность: пиво, алкоголь, марихуана, другие наркотики (Kandel D.B., 1988). При обследовании несовершеннолетних, лечившихся в наркологическом стационаре, комбинированное применение токсических средств и алкоголя выявлено у 82%, поскольку молодежь не пренебрегает любым способом получения «кайфа». Только 22,8% «наркоманов» в подростково-молодежной среде совсем не принимают алкоголь, остальные его употребляют, в том числе одновременно - 6,0%, иногда совмещают - 27,0%.

Известно, что курение также часто является предвестником употребления других ПАВ и мотивы курильщиков те же, что и у потребителей других ПАВ: поиск приятных ощущений, любопытство, нежелание слыть “белой вороной”, стремление ощутить чувство взрослости и влияние товарищей. По мере взросления увеличивается число мотивов приобщения к курению.

Семья

Роль семьи в формировании аддиктивного поведения обсуждалась преимущественно при оценке ранней алкоголизации детей и подростков. Показано, что у 60% подростков, злоупотребляющих алкоголем, родители страдали алкоголизмом. Установлена прямая связь между количеством потребляемого алкоголя школьниками и питейными традициями в их семьях. Семейная отягощенность алкоголизмом имеет значение не только как генетический фактор, но и как психологический - влияние примера, когда пьющие подростки повторяют жизненный сценарий родителей и прежде всего отца, а также как фактор неблагоприятной психологической обстановки

В других исследованиях подчеркивается, что начало потребления ПАВ не зависит от семейной отягощенности, которая влияла, однако, на интенсивность потребления и асоциальное поведение. Можно считать, что употребление алкоголя имеет психосоциальную основу, а превращение его в алкоголизм - генетическую.

При оценке роли семьи имеет значение и фактор неполной или конфликтной семьи, а также утраты родителей в доподростковом возрасте или проживания отдельно от них. Имеются данные о том, что нежеланные дети чаще вовлекаются в употребление ПАВ. Неблагополучная семья реализует свое влияние через воспитание и формирование личностных отклонений, что более значимо для девочек.

Воспитание

Нарушение характера воспитания в семьях подростков, злоупотребляющих ПАВ, отмечают практически все исследователи. К числу особенностей семейного воспитания подростков с аддиктивным поведением относятся: жесткий контроль, недоверие к подростку, противоречивое отношение к его самостоятельности, требование уважать родителей и отказ в уважении к нему, а также неустойчивый тип воспитания.

Повышенный риск развития зависимости отмечается в асоциальных семьях, при воспитании по типу гипоопеки и эмоционального отвержения. В то же время среди подростков с аддиктивным поведением наиболее часто встречается воспитание по типу гиперопеки. По степени тяжести и психотравмирующему влиянию на подростка расположение значимости факторов выглядит следующим образом: эмоциональная депривация; потеря родителей или одного из них; жестокие отношения в семье; отсутствие эмоциональной теплоты и заинтересованности в ребенке; психологический дискомфорт. отсутствию взаимопонимания с родителями как фактор, способствующий приобщению к алкоголю.

Ряд исследователей особенное внимание уделяют отсутствию взаимопонимания с родителями и особо подчеркиваю авторитарность отношений в семьях, в которых воспитываются подростки, злоупотребляющие психоактивными веществами. Причем данный стиль взаимоотношений чаще встречался в пьянствующих семьях и в семьях, где родители страдают какими-либо формами зависимости.

Другие факторы, способствующие приобщению к ПАВ

Существует традиционное мнение, что к употреблению ПАВ предрасполагает «проблема свободного времени». Проблема досуга в большей степени связана не с отсутствием условий для его проведения, а с неспособностью его организовать и низкой общественно-полезной занятостью подростков, употребляющих ПАВ.

Социально-экономический статус и такие факторы как: самостоятельный заработок подростка; наличие денег на «карманные расходы», экономическое неблагополучие семьи не имеют устойчивой связи с приобщениемзлоупотреблению ПАВ.

В отличии от этих факторов, миграция и нахождение в иной культурной среде повышают риск злоупотребления ПАВ

Роль средств массовой информации в формировании жизненных стереотипов несомненна, однако не так прямолинейна и непосредственна, как это кажется на первый взгляд. Установки прежних специалистов по антиалкогольной профилактике исключать эпизоды с демонстрацией алкогольных традиций в советских фильмах, сегодня на фоне массивной рекламы спиртного (пиво) в СМИ, а также атрибутов криминального образа жизни на ТВ и в кино уже не воспринимаются столь однозначно, как необходимое социальное требование.

В целом результаты социально-медицинских исследований о влиянии рекламы на курение, на потребление алкоголя не дают оснований сделать однозначный вывод «за» или «против». Доказано, что средства СМИ более явно действуют на молодежь, чем на лиц среднего, зрелого возраста, и постепенно формируют ее взгляды и установки, которые при этом могут принимать проалкогольный и пронаркотический характер. Для формирования пронакротических установок большее значение имеет не прямое, а косвенное воздействие. Например, доказано, что постоянное подчеркивание отрицательных примеров и провозглашение, связанных с ними, запретительных мер, всегда вызывало и вызвает «эффект обратного действия»

Роль личности и других психологических факторов

Личностно-характерологические особенности преобладают над средовыми факторами в генезе аддиктивного поведения у подростков. Исследование доболезненной личности подростков, злоупотребляющих ПАВ, показало, что среди них по сравнению с контрольной группой чаще встречались такие патологические отклонения, как задержка психического развития, врожденные формы слабоумия, невротические реакции, патологические расстройства поведения, остаточные явления травм головного мозга. Цифры этих отклонений по различным публикациям колеблются от 45% в гроппах риска до 80% у подростков, находящихся на обследовании и лечении в наркологических стационарах.

При оценке патологических черт характера у наркотизирующихся подростков мужского пола по сравнению со взрослыми больными чаще диагностируется неустойчивый тип личности. Подчеркивается также особая роль психопатических черт возбудимого круга в формировании алкогольной зависимости у подростков. Этот же патохарактерологический тип выявляется в преморбиде большинства больных гашишной наркоманией (как и в целом среди потребителей ПАВ). Несколько реже выявлены такие типы личности, как патологически замкнутые, шизоидный, и истероидный типы. В целом потребители наркотических и токсических веществ чаще, по сравнению с контрольной группой, характеризуются акцентуациями характера – соответственно 93% и 60% (установлено наличие акцентуации у 93% юношей – гашишных наркоманов и у 73% потребителей без зависимости, при среднепопуляционном уровне акцентуаций - 63%). При этом отмечено относительное преобладание неустойчивого, шизоидного и эпилептоидного типов. Установлено наличие акцентуации у 93% юношей – гашишных наркоманов и у 73% потребителей без зависимости, при среднепопуляционном уровне акцентуаций - 63%. Однако наиболее распространенной формой в обеих группах (наркоманы и потребители) оказались эпилептоидная и истероидная формы акцентуации, а неустойчивая и конформная встречались реже, чем в популяции. Среди наркоманов достоверно чаще встречался лабильный и психастенический тип по сравнению с популяцией, а также эпилептоидный и неустойчивый по сравнению с потребителями. Преобладание эпилептоидов (вязкий аффект, злопамятность и жестокость) среди больных зависимостями некоторые авторы объясняют более высокой распространенностью среди них органических поражений головного мозга. Этот тип личности считается и наиболее неблагоприятным для течения наркомании, вторично определяя ее злокачественность.

По данным некоторых исследователей определенное значение в предпочтительности тойо или иной формы акцентуации имеет поло-возрастной фактор. Например, ранней алкоголизации больше подвержены дети и подростки гипертимного типа личности, раннему употреблению наркотиков – лица истероидного типа; среди подростков, злоупотребляющих алкоголем и токсическими веществами (с зависимостью и без нее), преобладают у юношей гипертимный и неустойчивый типы личности, а у девушек – неустойчивый и истероидный. Существует точка зрения и о бесполезности поисков специфичных признаков «проалкогольной и пронаркотической личности» (Социальные и психопатологические предпосылки (сб.), 1998).

Разнообразие мнений относительно роли ведущего типа личности при злоупотреблении ПАВ объясняется рядом обстоятельств. В частности, существует точка зрения, что разные типы акцентуаций предрасполагают к употреблению разных ПАВ: истероидная чаще у потребителей стимуляторов и опиатов, эпилептоидная – среди употребляющих ингалянты и опиаты, гипертимные подростки чаще встречаются среди употребляющих галлюциногены, а неустойчивые равномерно распределяются среди всех групп. На эти соотношения определенное влияние оказывают и макросоциальные факторы. Например, уменьшение в популяции больных наркоманией лиц с возбудимыми, истеро-возбудимыми чертами и увеличение доли лиц неустойчивого типа объясняется изменением социальных условий, когда употребление наркотиков становится уже не протестом, а следованием традициям микросреды.

Гораздо большее сходство мнений обнаруживается при оценке аддиктивной личности с позиций описательной психологии.

Обследование студентов, не употребляющих ПАВ, показало, что в целом они отличаются лучшим психическим и физическим состоянием, чем остальная популяция. Подростки-трезвенники, в отличие от своих пьющих сверстников, по своим характерологическим особенностям приближаются к взрослым, в частности, по доминированию рационального начала. Подчеркивается, что у подростков, злоупотребляющих ПАВ, преобладает внешний локус контроля и неспецифические реакции детского возраста в виде реакций оппозиции, протеста, отказа, имитации, что косвенно свидетельствует об их личностной и социальной незрелости. В целом подростки с АП характеризуются несформированностью психологической защиты и психической напряженностью. Основными стратегиями их поведения, преодолевающего трудности, являются избегание и запрос на социальную поддержк;у в то же время они плохо воспринимают родительский контроль. У подростков, страдающих зависимостью, отмечается недифференцировность и слабость развития потребностей, которые определяют в совокупности высокий уровень притязаний и мотивацию достижения, а также низкое значение показателей биологических потребностей: пищевых и сексуальных. В результате на первый план выступает потребность в новых ощущениях. Феномен «жажды острых ощущений» у аддиктивной личности отмечают практически все исследователи, что в психологическом плане сближает подростков с аддиктивным поведением и подростков, увлекающихся экстремальными ситуациями, играми и видами спорта

Исследователи считают, что социально-психологическими чертами личности подростков с аддиктивным поведением, которые могут явиться «мишенями психопрофилактики», являются: незрелость, «аффективная логика», легкость возникновения состояний фрустрации и обвинение других в своих неудачах, снижение самооценки и страх оценок, внутренняя тревожность и неуверенность, блокирование потребности в защищенности и самоутверждении, повышенная потребность в одобрении, эгоцентризм, избегание проблем. Кроме того, у таких подростков блокирована потребность в безопасности и материнской любви, способность планировать долгосрочное будущее

Существенно изменены и ценностные ориентации. Не употребляющие алкоголь подростки ценят выше здоровье и семью, а употребляющие - материальное положение. Изначально для подростков с АП характерно пассивное времяпрепровождение, круг их интересов сужен, среди них в 3 раза меньше тех, кто занимается спортом, творчеством, посещает организованные мероприятия. По мере углубления аддикции эти свойства усиливаются.

Экспериментально-психологические исследования потребителей ПАВ с зависимостью и без нее подтвердили высокую частоту акцентуаций характера, склонность к эмансипации от старших, делинквентному поведению и алкоголизации, а также легкую провоцируемость алкогольных ассоциаций при снижении скорости мыслительных процессов; отсутствие адекватного временного сознания; неспособность к построению жизненной перспективы, преувеличение своих прав и нивелирование обязанностей.

По личностным тестам: низкие показатели социальной активности, высокий показатель неустойчивости, определенную склонность к жестокости.

Исследование соотношения черт «мужественности» и «женственности» у алкоголизирующихся выявляет сдвиг в сторону маскулинизации у всех пьющих подростков, особенно с алкоголизмом (огрубление личности); подростки, страдающие зависимостью от ПАВ, характеризуются также диссоциацией подсознательных и сознательно декларируемых потребностей.

В большинстве случаев потребители ПАВ характеризуются явлением эмоционально-когнитивного диссонанса, проявляющегося негативным отношением к стереотипу “наркоман” и “токсикоман” с одновременным непониманием реальной угрозы “экспериментирования” с токсико-наркотическими средствами

Исследование школьной успеваемости показало, что у подростков, злоупотребляющих алкоголем, она ниже, чем в соответствующем возрасте у взрослых больных алкоголизмом, при этом самые низкие результаты показали подростки со сформировавшейся зависимостью, что указывает на вторичное снижение успеваемости.

Система взаимоотношений

Система отношений является одним из важнейших факторов, влияющих как на приобщение подростков к ПАВ, так и оказывающих профилактическое действие. Подростки, употребляющие ПАВ, характеризуются нарушением системы отношений. Нарушение их коммуникативных функций обусловлены позицией «Я – хороший, вы – плохие». Наиболее интенсивное влияние на подростков, употребляющих наркотики, оказывают (в порядке убывания): друзья по наркоманической группе, остальные друзья, семья, класс, тогда как на подростков, не вовлеченных в употребление ПАВ, – друзья и семья. В целом, у больных наркоманией отмечается:

«увеличение дистанции непонимания с окружающими»;

укорочение дистанции общения с наиболее значимыми представителями окружения по мере углубления зависимости с нарушением способности дифференцировать круг близких друзей;

нарастание конфликтности, что отражает неосознанный призыв о помощи. Конфликтными сферами у наркотизирующихся подростков являются следующие:

сфера «Я» (чувство вины, страхи и опасения, нарушенная самооценка, усугубляющиеся по мере формирования наркомании),

сфера отношений с отцом и мужчинами,

сфера конфликтов с матерью, семейными ценностями и семьей,

сфера прошлого и будущего.

В целом же подростки – потребители наркотиков оказались неспособны дифференцировать круг близких друзей (Сирота Н. А., 1987).

Значительные нарушения у подростков с аддиктивным поведением выявлены в эмоциональном общении с родителями, выражающиеся в ригидных и конфликтных способах функционально-ролевого взаимодействия, обоюдного снижения потребности в общении. Большинство их не удовлетворено взаимоотношениями с родителями. Однако, несмотря на это, наиболее устойчивой из социально приемлемых остается связь с родителями, выступающая в качестве основного канала восстановления социально здоровых отношений. Только у 11% подростков, злоупотребляющих алкоголем, отношения в семье нормальные; у подростков-мальчиков, потребляющих гашиш, конфликтные отношения в семье отмечены в 48%, в коллективе – в 50%, с педагогами и администрацией – у 67%.

Отдалением от эмоционально значимых окружающих можно объяснить низкую осведомленность (менее половины случаев) родителей и друзей о приеме наркотиков. Во взаимоотношениях с родителями старшие подростки, страдающие наркоманией, застревают на инфантильных формах реагирования в виде реакций эмансипации. Затруднен поиск референтной группы сверстников, способствующей становлению личности. Последнее особенно значимо, поскольку поддержка подростка друзьями смягчает негативное действие дистресса и способствует адаптации, а семейная поддержка аналогичного влияния не оказывает. По мнению подростков, помощь их сверстнику, имеющему зависимость, могут оказать (в порядке значимости): сверстники, родители и наркологи, “сам себе”, милиция.

Сходные данные получены при обследовании подростков из Монреаля, употребляющих ПАВ. Оказалось, что они наиболее часто обращаются за помощью к друзьям (68%), матери (45%), отцу (25%) и гораздо реже – к учителю (1%), священнику (0,5%), социальному работнику (0,5%), не обращаются ни к кому - 19%

Нарушение взаимоотношений с учителями совпадает со снижением успеваемости по мере вовлечения в употребление ПАВ и особенно выражено у девочек.

Ранняя половая жизнь может рассматриваться с двух позиций: как форма взаимоотношений с окружающими и как девиантное поведение. Всеми исследователями отмечается параллелизм двух явлений - наркотизации и ранней половой жизни со склонностью с промискуитету (групповые половые отношения).

Исследователи показывают различные цифры распространенности ранней половой жизни (до 14 лет). Она регистрируется у 81,6% девочек и 60,7% мальчиков против 19-20% в контрольной группе. Во всех случаях отмечаются множественные половые контакты при отсутствии истинного полового чувства и вступление в половые отношения в состояниях алкогольного или токсико-наркотического опьянения.

Отклоняющееся (девиантное) поведение

Согласно И. С. Кону, девиантное поведение – это система поступков, не соответствующих общепринятым и подразумеваемым нормам, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

В отличии от девиантного делинквентное поведение понимается как поведение с психологической тенденцией к правонарушениям.

С этих позиций употребление ПАВ подростками рассматривается как форма девиантного поведения. Из числа подростков– потребителей токсических и наркотических веществ около половины характеризовались делинквентным поведением и состояли на учете в ИДН, имели судимости от 14,1% в том числе до 47%, почти исключительно за корыстные преступления. Наблюдается параллелизм вовлеченности в употребление алкоголя и токсических веществ с другими формами девиантного и делинквентного (противоправного) поведения: так, криминальное поведение наблюдалось у 27,3% подростков с аддиктивным поведением и у 38,2% страдающих начальными стадиями алкоголизма и токсикомании, высока частота аутоагрессивного поведения (более 20% в обеих группах) и сексуальных девиаций (соответственно 9,1% и 20,6%). В связи с этим медико-социальным фактом рост молодежной преступности связывается с ростом потребителей наркотиков. Как правило, девиантное поведение предшествует началу употребления ПАВ, которое в дальнейшем его усиливает; криминальное поведение сохраняется в 70% случаев после прекращения наркотизации. Подростки, употребляющие наркотики в 8 раз чаще, чем их сверстники из популяции, прибегают к незаконной добыче денежных средств. Кроме этого ранняя алкоголизация и наркотизация выступают атрибутом социально-средовых факторов.

Клинике наркомании у подростков в общепопулярной литерате посвящено немало работ и большинство из них связано преимущественно с появлением новых видов ПАВ, главным образом новых наркотических веществ, относящихся к средствам со стимулирующим действием, а также синтетическим производным опиатов (героин).

Несколько меньше информации посвящается признакам развивающейся органопатологии у потребителей наркотиков: описывается патология печени, нервной, иммуной системы , обсуждаются различные аспекты СПИДа.

С учетом данной структуры направлений профилактики должна вестись работа и в рамках СМИ и интернета.

Данные многочисленных исследований убедительно показывают, что основными потребителями психоактивных веществ (ПАВ) являются подростки и молодежь в возрасте до 25 лет. Профилактика злоупотребления ПАВ в данной возрастной группе неизбежно наталкивается на ряд объективных препятствий: подростки и молодые люди редко получают информацию через традиционные информационные каналы (книги, печатные СМИ, телевидение) предпочитая им современные средства коммуникации, в частности – интернет.

Целью нашего пилотного проекта (руководитель – д. м. н., профессор Н. В. Вострокнутов, координатор – к. м. н. Л. О. Пережогин) явилась разработка концепции эффективной профилактики злоупотребления ПАВ в рамках сетевого ресурса. Для реализации указанной цели был создан сервер «Трудные дети» (www.otrok.ru). Работа выполнялась в рамках федеральной программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы», тема: «Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и интернет».

Структура сервера подразумевает дифференцированное предложение материалов различным категориям пользователей. Выделены специальные разделы, адресованные врачам, педагогам, подросткам и их родителям. Между разделами имеются многочисленные перекрестные ссылки. Основные четыре раздела содержат общую информацию о психологии молодежи и подростков, аналитические материалы, ответы на вопросы пользователей, научные и научно-популярные статьи и книги, справочную информацию. В процессе чтения этих материалов посетитель сервера сталкивается и с проблемой злоупотребления ПАВ: при описании основных психологических особенностей молодежи ей отводится соответствующее место. В ходе обсуждения злоупотребления ПАВ пользователь имеет возможность путем гипертекстовых ссылок и локальных баннеров перейти к специализированным разделам: медицинской библиотеке и к собственно, профилактическому разделу.

Материалы внутри специализированных разделов сгруппированы по социальному и профессиональному признакам, адресованы преимущественно педагогам и подросткам. При поверхностном взгляде на заголовки подразделов у подростков создается впечатление, что материалы адресованы исключительно учителям, носят официальный характер и более того, содержат рекомендации, направленные на ущемление «свободы» молодежи. Это сделано намеренно с целью подтолкнуть молодых пользователей к знакомству с «запрещенными» материалами. Подростковый менталитет в первую очередь строится на внутренней оппозиции «взрослому миру» и подростки, в частности, склонны считать, что когда им сообщают сведения об опасности ПАВ, их намеренно запугивают, скрывают от них правду, которая известна врачам и учителям, но которую последние сознательно не доносят до подростковой аудитории. Искушение познакомиться с «реальным» положением вещей толкает молодых пользователей на чтение профилактических материалов, написанных понятным, доступным языком. Например, знакомясь с содержанием тренинговых занятий, подростки читают инструкции для тренера, содержащие указания быть предельно откровенным, уважать мнение участников, что в свою очередь, позволяет им преодолеть навязчивый образ «обманутых» взрослыми.

За первый год своего существования проект «Трудные дети» собрал около 50 тысяч посетителей, которые просмотрели в общей сложности более 100 тысяч страниц, в том числе – 20 тысяч страниц профилактических материалов (данные каталога RAX). Подобные масштабы ставят проект на уровень оффлайнового издания, выходящего тиражом 3-4 тысячи экземпляров в месяц. За второй год существования ресурса ежемесячный объем просмотра страниц составляет в среднем 18000, т.е. около 300 тысяч страниц в год при посещаемости 80000 пользователей. Преимущество интернет-проекта в данном случае очевидны: низкая стоимость, возможность накопления материалов, регулярного обновления и перегруппировки содержания ресурса, доступность для всех русскоязычных пользователей, и главное – ориентированность на молодежную аудиторию, для которой интернет является зачастую ведущим каналом поступления информации. Нигде, как в сети, подросток и молодой человек не может оперативно получить консультацию специалиста на условиях полной анонимности, что определяет направление дальнейшего развития ресурса в сторону дистанционного консультирования подростков, родителей и педагогов.

Среди первоочередных планов проекта «Трудные дети» - создание интерактивной системы ТАКСА (Тестовый автоматизированный комплекс стратегий адаптации) назначение которой – определение путей и способов социальной адаптации, исходя из персональных социологических данных.

Проект «Трудные дети» готов предоставить дисковое пространство для публикации материалов специалистов: педагогов, врачей, психологов и трудов научных коллективов. Контактируйте с нами по электронной почте: drlev@online.ru

Данный материал включен в программу дистанционного обучения педагогов и школьных психологов МО РФ. Его разрешено копировать и использовать в некоммерческих целях. При перепечатке текста или его фрагментов ссылка на авторов и источник обязательна. Вы можете стать участником программы дистанционного обучения педагогов, зарегистрировавшись на сервере www.antipav.ru


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ К ДЕТСКОМУ ВРАЧУ-ПСИХОТЕРАПЕВТУ д.м.н. ПЕРЕЖОГИНУ Л. О. 8-495-695-0229 (регистратура)