ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сервера Напишите нам | ||
АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СМИ | |||
| Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
| Глава 4Глава
4. Аддикция и преступность несовершеннолетних. Статистический и криминологический анализ преступности за
2000-2003 гг., проведенный в МВД РФ, убедительно продемонстрировал, что в то
время, как общие показатели преступности в России имеют устойчивую тенденцию к
снижению, преступность несовершеннолетних растет в среднем на 15% ежегодно.
Сегодня каждое десятое преступление в России совершается несовершеннолетними
либо с участием несовершеннолетних (Долгова А. И., 2004). Целью нашего исследования явился анализ социальных факторов,
приводящих к росту числа преступлений в подростковой и молодежной среде, выявление
социальных закономерностей и внутренних связей, обеспечивающих рост числа
правонарушений, совершенных лицами, не достигшими 18 лет. Исследование было проведено на базе ГНЦ ССП им. В. П. Сербского. В
исследовании анализировались данные 198 несовершеннолетних правонарушителей, из
которых 53 человека являлись воспитанниками специальной школы для подростков с
девиантным поведением г. Анна Воронежской области, 24 – несовершеннолетние
правонарушители, осужденные судами г. Москвы к различным срокам заключения
(условно), обследованные в рамках программы «Педагог на допросе
несовершеннолетнего», 99 – воспитанники Центра временной изоляции
несовершеннолетних правонарушителей ГУВД г. Москвы, 22 – подростки, проходящие
реабилитационную программу в АНО РЦКП «Сломанный цветок» (г. Москва). Контрольную
группу (116 человек) составили школьники сопоставимого возраста, не совершавшие
правонарушений (кроме административных). Использовались
клинико-психопатологический, клинико-социологический, статистический,
криминологический методы. Статистическая обработка материала осуществлялась в
два этапа. На первом этапе осуществлялся сбор информации, ее кодирование,
составлялась база данных. На втором этапе проводилась статистическая обработка
данных с использованием батареи стандартных статистических методик в соответствии
с ГОСТ 11.004-74 и ГОСТ 11.006-74. Для
статистического анализа ведущим был выбран возрастной фактор, что позволило
оценить динамику развития факторов, провоцирующих криминальное поведение. В соответствии
с возрастом несовершеннолетние правонарушители были разделены на три группы: в
первую группу вошли несовершеннолетние, возраст которых составил от 10 до 12 лет
(40 человек, далее – группа 1), во вторую – от 13 до 14 лет (108 человек, далее
– группа 2), в третью – старше 14 лет (50 человек, далее – группа 3). Группы
сравнения, сформированные по тому же принципу, составили 47, 43 и 26 подростков
соответственно. Средний
возраст по группам составил 11,6, 13,5 и 15,5 лет (в группах сравнения – 11,6,
13,5, 15,4 лет соответственно). Преобладали мальчики (100%, 96,3%, 83,3% по
группам соответственно, в группах сравнения – 89,4%, 90,7%, 96,2%, различия не
достоверны). Большинство подростков проживали в городах (доля сельских жителей
составила по группам 12,5%, 15,7%, 16,7%). Среди подростков-правонарушителей
высоким был показатель сиротства (9,4%, 21,3%, 16,7% по группам 1-3). Состав
семей несовершеннолетних по группам отражен в таблице 1. Обращает
на себя внимание наибольшее социальное неблагополучие в семьях несовершеннолетних
правонарушителей групп 1 и 2, т.е. среди подростков в возрасте до 14 лет. В
основном это подростки из многодетных семей, как правило, средние и младшие
дети. Не исключено, что в данном случае мы имеем дело с деградацией семьи, как
таковой, когда изначально социально адаптированная семья разрушается, что
сказывается прежде всего на средних, и в меньшей степени – младших детях. В
подобных семьях старшие дети успевают вырасти в условиях относительного
благополучия, средние рождаются и воспитываются в условиях семейного кризиса,
младшие рождаются непосредственно перед распадом семьи, как социальной
структуры, часто заботу об их воспитании берет на себя государство. Таблица 1. Состав семей несовершеннолетних правонарушителей.
* - достоверное отличие от группы сравнения (t ³ 2, P £ 0,05) Отношения
с членами семей у подростков, проживающих в семьях, носили, как правило,
негативный характер. Хорошие отношения с отцом имели 25,0%, 30,5%, 36,1% несовершеннолетних
правонарушителей (по группам 1-3 соответственно), в то время как во всех
контрольных группах сравнения этот показатель составил около 50%. На хорошие
отношения с матерью указывали 50,1%, 40,7%, 58,3% подростков в группах 1-3, в
контрольной группе этот показатель составил 76,6%, 90,7%, 80,8% (различия
статистически достоверны, t ³ 2, P £ 0,05). Плохие, нетерпимые
отношения со всеми без исключения членами семьи устанавливались в группах 1-3 у
37,5%, 37,0%, 22,2% соответственно, в контрольной группе данный феномен не
отмечался. Характер воспитания в семьях отражен в таблице 2. Обращает на себя
внимание преобладание в контрольных группах обычного, очень строгого воспитания
и гиперопеки, а в семьях несовершеннолетних правонарушителей – гипоопеки и
отвержения. Таблица 2. Характер воспитания в семьях несовершеннолетних (в процентах).
* - достоверное отличие от группы сравнения (t ³ 2, P £ 0,05)
Большинство
несовершеннолетних правонарушителей подвергались в семье и вне семьи различным
формам насилия. Парадоксальной является ситуация, что вне семьи, в условиях
проживания на улице, на вокзале, в полукриминальных молодежных сообществах
многие из несовершеннолетних сталкивались с более низким уровнем насилия.
Вероятно, именно поэтому часть из них убегали из дома, бродяжничали,
зарабатывали себе на жизнь попрошайничеством и воровством. Особенно это
проявилось среди самых младших несовершеннолетних правонарушителей в группе 1.
Высокий уровень физического насилия в семье в контрольной группе вызван широкой
практикой физических наказаний. Высокий уровень сексуального насилия вне семьи
в старших группах несовершеннолетних правонарушителей – результат занятия
проституцией. Таблица 3. Насилие над несовершеннолетними (в процентах).
* - достоверное отличие от группы сравнения (t ³ 2, P £ 0,05) ** - достоверное отличие семейного и внесемейного насилия (t ³ 2, P £ 0,05) Уровень образования в
группах несовершеннолетних правонарушителей был значительно ниже, чем в
контрольных группах, в которых все подростки имели образование, соответствующее
возрасту. Многие подростки, формально имевшие образование, соответствующее
возрасту, на самом деле имели запас школьных знаний на уровне 1-2 класса. Налицо
(см. таблицу 4) ухудшение ситуации с образованием в младших группах 1 и 2 в сравнении
с группой 3. Отмечается тенденция к получению несовершеннолетними только начального
образования (навыки чтения, счета, письма). Таблица 4. Уровень образования несовершеннолетних правонарушителей (в процентах).
При сравнении показателей образования и других показателей
социального статуса, проведенных методами корреляционного и кластерного
анализа, выявлен ряд закономерностей в ходе получения образования подростками
различных возрастных групп. Из распределения данных при кластерном анализе
следует, что образовательный процесс проходит через три этапа: успеваемости,
кризиса, обрыва. Их динамика по группам 1-3 отражена на схеме (рисунок 1). Подростки, наблюдавшиеся нами в возрасте 15-16 лет в
основном успешно обучались в школе в младших классах, их успеваемость начинала
снижаться к 5-6 классу, в 7-8 классе они продолжали числиться среди учащихся,
хотя реально многие вовсе не посещали школу, после 9 класса они получали
аттестат о неполном среднем образовании. Реально их уровень школьных знаний
соответствовал 4-5 классу. Подростки, наблюдавшиеся в возрасте 13-14 лет, в
6,5% не посещали школу совсем. Большинство из них успешно обучались в начальной
школе, однако их успеваемость резко снижалась уже в 3-4 классах, а в 5-6 классе
они бросали учебу. Их уровень школьных знаний приблизительно соответствовал 3
классу. Подростки, наблюдавшиеся в возрасте 10-12 лет, в
12,5% не посещали школу совсем. Большинство из них формально закончили 3-4
класса, затем бросили школу. Уровень школьных знаний у них ограничивался
элементарными навыками чтения, счета, письма.
Как следствие подобного развития событий в семье и
школе среди подростков-правонарушителей отмечался рост криминального поведения.
Лишь незначительная часть несовершеннолетних добывали себе средства к существованию
трудом, большинство – попрошайничеством и криминалом. Источники доходов
несовершеннолетних в группах 1-3 отражены в таблице 5. Таблица 5. Источники доходов несовершеннолетних правонарушителей (в процентах).
* - достоверно отличается от других источников дохода (t ³ 2, P £ 0,05) Также высокий уровень
алкоголизма родителей в семьях несовершеннолетних прямо коррелировал с
возрастом начала употребления алкоголя
и других психоактивных веществ (прежде всего – клея, бензина, растворителей).
Пренатальные и ранние постнатальные факторы в совокупности с интоксикациями,
травмами, социальными факторами обусловливали формирование у несовершеннолетних
психических расстройств, прежде всего – личностной патологии, органических
поражений головного мозга, расстройств адаптации. В результате формировался
своего рода «порочный круг», который включал в себя социальное неблагополучие в
семье и школе, что влекло за собой уход из школы и семьи, криминализацию,
формирование алкогольной (токсической) зависимости, развитие психических расстройств,
личную (индивидуальную) дезадаптацию. Упрощенная схема этого «порочного круга»
представлена на рисунке 2. В зарубежной и отечественной литературе многократно указывается на
необходимость воспитательной, профилактической и коррекционной работы с
несовершеннолетними правонарушителями (Попов Ю. В., 1991, 1998, Ремшмидт Х.,
1996, 1998, 2001, Гурьева В. А., 1996, 2000, Вострокнутов Н. В., 1998, 2000,
2002 и многие другие). Это положение закреплено в России и законодательно
(Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних», 1999). В качестве выводов из изложенного материала, учитывая данные
других исследователей, можно сформулировать следующие положения: Противоправное поведение подростков является
специфическим этапом социальной дезадаптации. По мере взросления
делинквентность закрепляется в качестве поведенческого паттерна и продолжается
во взрослой жизни в форме криминальной активности. Формирование делинквентного
поведения обусловлено фактором ранней десоциализации (в основном за счет
семейной депривации и влияния асоциального окружения). В основе формирования
делинквентного поведения лежат механизмы депривации, конфликтно-стрессового
вытеснения (отторжение от школы, социализированных сверстников) и идентификации
с подражанием и фиксацией стереотипов асоциального поведения. Для комплексной
оценки делинквентного поведения необходимо учитывать: социальную ситуацию и
десоциализирующие факторы, механизм формирования делинквентного поведения, клинические
факторы, клинико-психопатологические факторы, включая возрастной и динамический
аспекты, социальный прогноз. С учетом комплекса выявленных факторов необходимо
проводить реабилитационные мероприятия. Реабилитационные мероприятия должны
проводиться в рамках учреждений не медицинского профиля, а социального при
участии врачей-психиатров в качестве консультантов. Среди
современных реабилитационных программ можно условно выделить 5 типов (Ремшмидт
Х., 1996). Они весьма удачно соответствуют социальным типам, наблюдаемым среди
подростков с асоциальным поведением. (1) Программы творческой реализации. Их задача
– демонстрация подросткам их индивидуальности и ценности для общества через творческую
реализацию. Эти программы хороши для детей с сохранным интеллектом и без
выраженных нарушений внутрисемейных отношений. Эти программы направлены на подростков
из благополучных семей. (2) Программы трудовой реализации. В рамках этих программ
основной упор делается на приобретение подростками трудовых и профессиональных
навыков. Они более всего подходят для подростков со сниженным интеллектом и с
выраженной органической церебральной патологией. При этом социальная работа с
подростками требует вмешательства со стороны психиатра, который должен вести
лечебную работу параллельно с программой социальной реабилитации. (3) Программы
социальной реализации. Они наиболее оптимальны для подростков, составляющих
группу риска по совершению криминальных актов. Эти подростки нуждаются в
вовлечении в социальные мероприятия на уровне школы, клубов по интересам, спортивных
клубов и т.д. (4) Программы ресоциализации. Включают в себя 2 этапа. На первом
этапе решаются в основном педагогические и медицинские задачи, на втором –
задачи в рамках программ 1 и 2. В программы ресоциализации целесообразно
включать подростков с нарушениями семейных отношений, грубой педагогической запущенностью
и стойкой криминальной активностью. Следует включать в эти программы
несовершеннолетних с поведенческими нарушениями, вызванными психическим
расстройством. На первом этапе подростки получают лечение и приобретают навыки
обучения. На втором этапе в отношении подростков с личностной патологией
личности реализуется программа творческой реализации, в отношении подростков с
интеллектуальной недостаточностью – программа трудовой реализации. (5) Комплексные
программы ресоциализации. Используются в отношении подростков, страдающих
наркоманиями и алкоголизмом, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание
и т.д. Данный материал включен в программу дистанционного обучения педагогов и школьных психологов МО РФ. Его разрешено копировать и использовать в некоммерческих целях. При перепечатке текста или его фрагментов ссылка на авторов и источник обязательна. Вы можете стать участником программы дистанционного обучения педагогов, зарегистрировавшись на сервере www.antipav.ru |