ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сервера Напишите нам | ||
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ | |||
| Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
| СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СО ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИЕЙО.Е.Хабарова
Постановка проблемы. Каждый случай школьной дезадаптации уникален и требует от специалистов длительной и тщательной процедуры диагностики. В диагностической процедуре основное внимание уделяется оценке индивидуальных психофизических, личностных свойств, а первичная среда пребывания ребенка, по отношению к которой он проявил дизадаптивное поведение, не подвергается тщательному исследованию. Коррекционные процедуры также всегда направлены на индивида-дизадаптанта и редко на среду, в которой было порождено явление дизадаптации: изначально предполагается что она (среда) всегда нормативна. В настоящее время фактически отсутствуют методические приемы и средства, которые позволяют количественно выразить те средовые элементы и факторы, которые вызывали протест со стороны ребенка и делали невозможным для него выработку соответствующих способов поведения, адекватных для данной среды. Отсутствие диагностических средств выявления количественных показателей среды пребывания ребенка-дизадаптанта не позволяет эффективно работать с ней - осуществлять ее перепроектировку. Специалисты в области коррекционой педагогики при возвращении ребенка в массовую среду после системы коррекционных мероприятий могут лишь рекомендовать педагогам-"преемникам" следовать тем или иным предписаниям по отношению к их "бывшему" дизадаптанту, но не имеют возможности осуществлять контроль за выполнением их рекомендаций и координировать действия специалистов в массовой образовательной среде. Следствием такого положения дел чаще всего является воспроизведение ребенком дизадаптивного поведения и сведение к нулю всех усилий педагогов-коррекционистов. Работая над проблемой дезадаптации, мы попытались принципиально изменить методологическую позицию и анализировать это явление не через призму индивидуальных особенностей личности социально дезадаптированного ребенка, а через параметры образовательной среды, в которой он находится. При этом необходимо ответить на следующие вопросы: что из себя представляет среда, в которой возникли факты дезадаптации?; в каких средах их больше, а в каких меньше?; существуют ли среды, не порождающие дезадаптацию при любых соотношениях индивидуальных особенностей взаимодействующих в них субъектов? Взяв за объект анализа образовательную среду, где феномен дезадаптации впервые проявляется, становясь фактом, и впервые является сознанию исследователей, педагогов, родителей и самого ребенка, мы получили расширение проблемного поля, что вызвало потребность в новых методах работы. Вместе с этим возникла необходимость введения новых рабочих понятий, описывающих среду пребывания дезадаптанта. В поисках метода, адекватного по сложности новому объекту анализа, мы вышли на модель компьютерной системы мониторинга образовательной среды, позволяющей отслеживать движение каждого ребенка в образовательном пространстве. Создать более эффективную систему психологического сопровождения детей со школьной дезадаптацией оказалось возможным на основе использования автоматизированной информационной системы социально-психологического мониторинга (СПМ), ориентированной прежде всего на диагностику образовательной среды. Система социально-психологического мониторинга предполагает наблюдение любых по численности и особенностям объектов "ребенок-образовательная среда". Базовым методом в СПМ является специально созданный для задач массового мониторинга скрининг-метод "Социометрия: мониторинг". В программных комплексах системы мониторинга взаимодействия участников учебно-образовательной практики представлены совокупностью параметров, среди которых наиболее важное место отводится показателю успешности процесса социализации учащихся по так называемой шкале "адаптация-дезадаптация". При этом феномен школьной дезадаптации (ШД) рассматривается как одно из состояний системы отношений "ученик - образовательная среда". В условиях динамичного социально-педагогического мониторинга взаимодействия участников образовательной среды представлены через графические средства визуализации, встроенные в программное обеспечение. Это позволяет наблюдать на экране монитора модели деятельности всех без исключения субъектов учебно-образовательного процесса: как взрослых, так и детей. Модель каждого субъекта образовательного процесса задается совокупностью параметров, отражающих меру его включенности в реальные отношения. Разработанные для задач мониторинга программно-методические средства и математико-статистический аппарат позволяют моделировать и наблюдать с помощью когнитивной итерактивной компьютерной графики процессы социализации одновременно всех и каждого из участников учебно-образовательного процесса, моделировать весь континуум реальных индивидуальных проявлений школьной адаптации. Социометрия как метод исследования является инструментом социально-психологического изучения малых групп. Объектом исследования в социометрии является социальная группа, а предметом - структура и динамика межличностных отношений/взаимодействий в группе. В предлагаемом подходе к развитию социометрического метода принципиально новым является статистический анализ взаимооценок партнеров по диаде. Это позволило выйти на новый уровень графического представления и качественной интерпретации. При разработке метода "Социометрия: мониторинг" нами введен специальный объект - "диада", который возникает при наличии встречных отношений двух субъектов, участвующих в учебной деятельности такой социальной организации как "класс". Для задач социально-психологического мониторинга рассматривается диада, образованная двумя учениками из одного класса, и берутся две ее характеристики - встречные оценки субъективных образов, сформировавшиеся на текущий момент у каждого из участников диады, по определенной числовой шкале - ряду целых чисел в интервале [-3,+3]. В методе "Социометрия -: мониторинг" используется система измерительных средств, организованных иерархично: социометрическая линейная шкала, социометрическая плоскость, социометрическое пространство, шкала социометрического времени. Разработанная для целей мониторинга социометрическая шкала имеет следующий вид: Социометрическая карточка. +3 - этот человек для меня - близкий друг; +2 - с этим человеком я часто общаюсь, но он не близкий друг, это хороший знакомый; +1 - с этим человеком я почти не общаюсь, но он мне чем-то нравится; 0 - этот человек вне поля моего зрения, он безразличен мне; -1 - с этим человеком я общаюсь, но редко, он мне чем-то немного неприятен; -2 - я стараюсь избегать частых контактов с этим человеком, мне достаточно трудно с ним общаться, неприятно; -3 - этот человек мне крайне неприятен, я хотел бы быть с ним в разных классах (группах). Данная шкала позволяет проводить измерение сразу двух различных, но связанных в одном объекте признаков, так как объединяет в себе две подшкалы: шкалу целых чисел (0,1,2,3) и шкалу знаков (+,-). Для первого социометрического признака действует шкала целых чисел по абсолютной величине от 0 до 3; для второго признака - шкала знаков "+, -". Первый признак - частота коммуникативного контакта - может принимать одно из четырех значений, которое соответствует эмоциональной и содержательной глубине вхождения в контакт: 0 - нет контактов, нет эмоциональной включенности; 1 - низкий уровень частоты контактов, слабая эмоциональная включенность; 2 - средний уровень частоты контактов, средний уровень эмоциональной включенности; 3 - высокий уровень частоты контактов, сильная эмоциональная включенность; Второй признак - направленность на контакт - может принимать два значения: "+" - положительная направленность на контакт; "-" - отрицательная направленность на контакт. Последовательное сочетание каждого значения одной шкалы с каждым значением другой шкалы позволяет создать новую шкалу - ряд целых чисел в интервале [-3, +3]. Эта новая шкала позволяет измерять сразу две характеристики одного социально-психологического явления - направленности социального чувства индивида и его выраженности (интенсивности) в условных единицах. Например, выбор индивидом значения на шкале +3 означает наличие у него положительной направленности на контакт с партнером и высокой уровень эмоциональной включенности в него, а выбор значения -3 означает наличие отрицательной направленности на контакт, также с высоким уровнем эмоциональной включенности в него. Каждый учащийся класса, используя значения шкалы, измеряет меру своей близости с партнерами по классу. Совокупность всех произведенных индивидом измерений демонстрирует границы его индивидуального социального пространства в данном социальном объеме ("классе"). В настоящее время разработана система социометрических показателей, которая может быть использована как при исследовании особенностей социальных структур классов в системе общеобразовательных школ, так и в дошкольных учреждениях: 1) Параметр СП - показатель меры социального признания индивида данной группой в целом; 2) Параметр СА - показатель меры социальной активности индивида по отношению к данной группе; 3) Параметр SА - показатель вариативности признака СА, отражающий меру дифференцированности в оценке индивидом группы; 4) Параметр SП - показатель вариативности признака СП, отражающий меру дифференцированности в оценке индивида группой. Вышеприведенная система показателей позволяет достаточно эффективно исследовать и описывать процессы формирования социальных структур в ученических группах и выявлять в них специфические образования, обеспечивающие и воспроизводящие "живую ткань" феноменов школьной дезадаптации. Использование метода "Социометрия: мониторинг" в работе школьного психолога позволяет усилить включенность данного специалиста в деятельность педагогического коллектива и перейти на новый этап планирования работы. Получая путем анализа социометрической информации картину состояния социальной системы класса/школы, психолог может максимально эффективно использовать имеющийся у него арсенал средств с перспективой планомерного и целенаправленного разворачивания во времени своей работы с объектом. Возможность постановки системы наблюдений в мониторинговом режиме создает необходимую обратную связь для оперативной корректировки плана конкретных действий. В работе психолога возникают реальные условия взаимодействия со всеми участниками педагогической ситуации. Корректировке подлежит при этом среда, породившая феномены школьной дезадаптации. Метод позволяет наблюдать не только индивидуальные маршруты социализации учащихся, но и состояние классных коллективов в целом. Это обеспечивает возможность проведения углубленной работы психолога с классными руководителями. Апробация модели и обоснование метода Апрбоция метода проведена на одном из крупных районов г. Ярославля. Общая численность всех институциализированных детей в районе - 264ОО; численность образовательных учреждений всех типов - 75. Задача заключалась в том, чтобы создаваемая компьютерная система мониторинга позволяла "видеть" через экран монитора состояние всего образовательного пространства района через призму показателей психосоматического, социального и учебного развития конкретного ребенка, находящегося в поле образовательной системы, и в случае появления признаков дезадаптации вносить оперативные коррективы в деятельность специалистов, обслуживающих его. Значимые показатели: социально-демографические данные о семьях детей, показатели социальной адаптации детей в ученической среде, показатели деятельностной (учебной) адаптации, показатели, относящиеся к характеристикам самой образовательной среды. Практические результаты работы системы: - руководители сферы образования получают реальную возможность выходить на сложные виды проектирования образовательной среды на основе точных данных о составе и характеристиках детского контингента, сведений о ресурсной базе конкретных образовательных учреждений, образовательных комплексов и др., как в целях своевременной профилактики дезадаптации, так и для решения других сложных социальных задач. - пример анализа на основе социально-психологического мониторинга. При сопоставлении данных, полученных в ходе социально-психологического мониторинга, и данных из комиссий по делам несовершеннолетних установлена четкая зависимость определенных социометрических показателей с типом асоциального поведения детей. В большинстве случаев феномены школьной дизадаптации наблюдались задолго до того, как это явление перейдет из скрытого в объективный социальный факт. В большинстве случаев феномены крайне дезадаптивного поведения имелись там, где деятельность классных руководителей была наиболее неуспешной, а порой и антипедагогичной. Благодаря системе мониторинга установлены следующие данные: 1. дети, прошедшие по различным делам в комиссии по делам несовершеннолетних, имеют соответствующие типу правонарушения социометрические профили. Это позволяет наработать решающие правила, по которым возможно выявление детей, находящихся на раних стадиях развития дезадаптации; 2. существует связь между типом установившихся в школе "правил поведения" и характером асоциального поведения детей в данной школе. Например, одни школы "дают" в комиссии по делам несовершеннолетних чаще всего случаи воровства, другие - разрушение построек и мелкое хулиганство на улице, третьи - жестокое избиение сверстников и т.д. Следовательно, школьную дизадаптацию нельзя относить только к ребенку , часть вины должны принять на себя и педагоги, создавшие такие "правила", которые с неизбежностью порождают дизадаптивное и асоциальное поведение предпочтительно в таких формах; 3. система социально-психологического мониторинга позволяет отследить влияние на формирование дизадаптивного поведения ребенка внутрисемейных конфликтов и спрогнозировать тип будущего проявления дизадаптации (агрессивное поведение, парааутистическое с уклонением от общения и учебы, аутоагрессия и пр.). Как правило, родители считают, что успешность детей в школе не зависит от проблем в отношениях родителей; Данные мониторинга убедительно свидетельствуют, что дети-дизадаптанты долго и терпеливо ждут и прощают взрослым и своим более удачливым сверстникам свои тяготы пребывания в массовой школе, не ориентированной на работу с индивидуальностью. Как правило, можно наблюдать полную открытость и максимальную готовность асоциальных детей к желанному положительному контакту, который чаще всего не может состояться. Данные социально-психологического мониторинга показывают, что требуется кропотливая и целенаправленная работа со взрослым контингентом образовательной среды со стороны управленческих стуктур, школьной инспекции и специалистов-профессионалов Центров социально-психологической реабилитации. В настоящее время Школа надежно защищена от того, чтобы относить явления школьной дизадаптации к собственному педагогическому браку. Этому помогает система санкций (записи в дневниках, вызов родителей, МПК, разбор на педсоветах), а также система мер со стороны комиссий по делам несовершеннолетних, которые фактически констатируют "асоциальность" как ярлык и снимают со школы ответственность за происшедшее. |