Rambler's Top100

ШКОЛЬНЫЕ НАВЫКИ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > РОДИТЕЛЯМ > ШКОЛЬНЫЕ НАВЫКИ


РОДИТЕЛЯМ
ШКОЛЬНЫЕ НАВЫКИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ДИАГНОСТИКА СПЕЦИФИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ШКОЛЬНЫХ НАВЫКОВ (КОНСПЕКТ)
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА (КОНСПЕКТ)
КЛИНИЧЕСКИЙ ПРИМЕР
НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧЬ
ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ В ГРУППЕ
КОРРЕКЦИЯ РАССТРОЙСТВ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
КОРРЕКЦИЯ РАССТРОЙСТВ ОТРАЖЕННОЙ РЕЧИ
КОРРЕКЦИЯ РАССТРОЙСТВ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
КОРРЕКЦИЯ РАССТРОЙСТВА ЧТЕНИЯ
КОРРЕКЦИЯ РАССТРОЙСТВА ПИСЬМА
ТРЕНИНГ ДЛЯ ГРУППЫ
НЕДЕЛЬНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ (БЕЗ ПРОТОКОЛОВ)
НЕОБХОДИМЫЕ ВАМ ШРИФТЫ (3,2 mb)
НЕОБХОДИМЫЕ ВАМ КАРТИНКИ (1,5mb)
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ КНИГИ (2,4 mb)
ДОПОЛНЕНИЕ-2010. АЗБУКА С КАРТИНКАМИ (11 mb)
 

Дифференциальная диагностика

Дифференциальный диагноз расстройства артикуляции включает три стадии (Каплан Г., Сэдок Б., 1994). Сначала необходимо определить, является ли расстройство артикулации настолько выраженным, чтобы считаться патологическим (например, до 4 лет многие дети имеют расстройства артикуляции), затем исключить органическую патологию, включая дизартрию, нарушения слуха и умственную отсталость, и наконец убедиться, что экспрессивная речь сохранена, либо нарушена в незначительной мере. Ребенок в три года правильно произносит м, н, нг, б, п, т, к, д, а к четырем годам добавляются ф, ч, ш, з, к пяти годам – т, с, р. Для исключения факторов физического характера надо провести неврологическое исследование и аудиометрию. Признаками дизартрии, которая поддается коррекции значительно хуже, чем расстройство артикуляции, являются: нарушения жевания, глотания, замедленное высовывание и втягивание языка.

Расстройство развития экспрессивной речи дифференцируют с умственной отсталостью, при которой отмечается тотальное снижение интеллекта, что можно проверить специфическими тестами. При нарушении рецептивной речи снижается понимание речи, обращенной к ребенку, в то время как при расстройстве экспрессивной речи оно сохраняется на нормальном уровне. В случае приобретенной афазии в раннем возрасте речевые функции не страдают, а впоследствии (после травмы или других неврологических расстройств) речевая функция снижается. При элективном мутизме в анамнезе выявляется нормальная речевая функция при общении с одним или несколькими людьми, как правило, из ближайшего окружения ребенка. Таким образом, диагностика осуществляется в основном по методу исключения специфических диагностических признаков, характеризующих альтернативные виды патологии.

Дифференциальный диагноз расстройств развития учебных навыков проводят прежде всего с умственной отсталостью. Главным критерием является сохранность интеллектуальных функций, проявляющаяся во всех сферах деятельности, не связанных прямо с процессом обучения.

Диагностика речевых нарушений проводится преимущественно нейропсихологом, невропатологом и психиатром. В задачи нейропсихолога входит осуществление тестирования, в задачи невропатолога и психиатра – дифференциально-диагностический анализ. Иногда приходится привлекать к диагностической работе патопсихолога (для оценки мышления и интеллекта), но, как правило, этого не требуется.

Желающие познакомиться с дифференциальной диагностикой в полном объеме, скачайте, пожалуйста, полный вариант текста, содержащий дифференциально-диагностические таблицы и описание методов нейропсихологической диагностики.

Врач-психиатр, психотерапевт Пережогин Лев Олегович, к.м.н.
мобильный тел. 773-9306


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ К ДЕТСКОМУ ВРАЧУ-ПСИХОТЕРАПЕВТУ д.м.н. ПЕРЕЖОГИНУ Л. О. 8-495-695-0229 (регистратура)