ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сервера Напишите нам | ||
ШКОЛЬНЫЕ НАВЫКИ | |||
| Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
| ТренингПлан тренингового занятия со здоровыми детьми. Изложенные нами выше коррекционные упражнения могут быть использованы в работе со здоровыми детьми, в частности – в обычной средней школе, в группах продленного дня, в творческих детских коллективах, детских лагерях и т.д. Разумеется, цель таких занятий отлична от коррекционной. Это общее развитие речевых и коммуникационных навыков. Для такой цели мы разработали тренинг, в который вошли самые сложные упражнения, план которого мы и приводим ниже. Тренинговое занятие «Дальнее плавание». Фабула тренингового занятия проста: в дальнее плавание отправляются два корабля, они должны преодолеть много бурь, не утонуть и не разбиться о скалы, пережить самые увлекательные приключения. Занятие предпочтительно проводить в группе, члены которой хорошо знакомы друг с другом (в классе, например), чтобы сократить время организационных и вводных упражнений. Когда участники поделятся на команды (принцип деления на команды может быть самым различным, например, по жребию, по рядам, по выбору капитанов, которые по очереди набирают себе игроков, но только не по вашему произволу), проведите игру-разминку. Игра должна быть короткой, если вы работаете с группой, где все знают друг друга, и более продолжительной с процедурой знакомства, если участники видят друг друга впервые или плохо знакомы. В команде должно быть несколько человек (от 5 до 10), поэтому не берите для работы слишком большие группы. Разминка должна быть подвижной, динамичной, чтобы дети настроились на предполагаемый ритм работы. Вся предварительная процедура, включая разминку, должна занять около 30 минут. Теперь команды должны занять свои места. Корабли выстроились на рейде и готовы выйти в море. Проведите игру «Экипаж» (см. выше), нацеленную на моторные упражнения. Игра должна продолжаться около 30 минут. Если вы работаете с детьми дошкольного возраста, возможно, ее продолжительность придется сократить. Сделайте короткий перерыв: потрепанные штормами суда отдыхают в порту. После перерыва, воспользовавшись передышкой, капитаны обучают свои команды морскому искусству. Трансформируйте игру «Лесенка» (см. выше) в «Поднять паруса!» и матросы полезут вверх по вантам. Игра, рассчитанная на развитие экспрессивной речи, должна проходить в быстром темпе. Задания подготовьте заранее и в большом количестве, иначе придется их импровизировать, либо повторять, а это нежелательно. Игра займет у вас еще около 30 минут. Поскольку вы играете с командами, необходимо придать всему тренингу элемент соревнования, поэтому отмечайте успехи борющихся команд и ведите счет в каждой игре и сквозной счет. Проведите затем небольшую подвижную игру (15 минут) и переходите к игре на развитие отраженной речи. Используйте, например, следующую игру. Игра 21. «Штурвал». Игроки (матросы) по очереди несут вахту, стоя за штурвалом корабля. Разумеется, главная их задача – вести судно правильным курсом. Заранее подготовьте стимульный материал. Налетает шквал, отклоняющий корабль от курса (ведущий произносит серию слов), вахтенный матрос поворачивает штурвал, чтобы придать кораблю правильное положение (повторяет серию слов, называет серию синонимов, антонимов, произносит слова в обратном порядке). Сколько допущено ошибок, на только градусов отклонился корабль от курса. После игры, длящейся 30 минут, сделайте перерыв. Возможно, для игры вам потребуется помощник. Теперь переходите к играм на понимание речи. Можете трансформировать игру «Разведчик» (см. выше) в «Морской сундук» или попросить команду помочь коку собрать на камбуз продукты, из которых он будет готовить обед, разбросанные по трюму в результате качки. Можно использовать такую игру. Игра 22. «Десант». У экипажей кончились вода и продовольствие. К счастью, прямо по курсу лежит остров, где можно пополнить запасы провизии. Для этого надо высадить на остров десант. Но вокруг острова много рифов и отмелей, так что даже маленькой шлюпке нелегко добраться до побережья и вернуться обратно, а команде предстоит сделать 5 (семь, десять) рейсов! Чтобы добраться до острова без потерь, надо точно исполнять команды опытного лоцмана (ведущего). Команды могут быть самыми разными: назвать предметы (делать это надо быстрее, иначе шлюпка опрокинется), их действия (Вопрос: «Чем машут?» Ответ: «Флагом, рукой, опахалом, веером, крыльями» и т.д.), узнать предметы по картинкам и другие. Игра продолжается 30 минут. Оценив состояние группы, можно дать ей подвижную игру, чтобы дети отдохнули (15 минут). Затем даются игры на развитие навыков чтения и письма («Телеграфист» сообщает важные сведения о месте нахождения судна, находится «Письмо в бутылке», «Мореход» открывает новые земли, «Толмач» ведет беседу с аборигенами. Игры занимают по 20-30 минут, в совокупности (с учетом перерыва) – около 2 часов. В заключение подводятся итоги «путешествия». Врач-психиатр, психотерапевт Пережогин Лев Олегович, к.м.н. |