ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сервера Напишите нам | ||
ШКОЛЬНЫЕ НАВЫКИ | |||
| Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
| Нарушения мышления и речьРечь является, по сути, моторным продолжением мышления (И. П. Павлов определял мышление в качестве речи, оборванной на стадии моторной реализации). Поэтому для диагностики нарушений мышления речь играет самую главную роль. Темп речи позволяет выявить (1) ускорение мышления – результат ускоренной ассоциативной деятельности, что сочетается с отвлекаемостью, избыточной моторной активностью, нередко на фоне повышенного настроения (маниакальный аффект), преобладанием конкретного мышления над абстрактным (опредмечивание), а в крайних случаях достигает вихря, скачки, непрерывного идеаторного потока, с утратой предметной фиксации (либо с фиксацией на случайном предмете). В последнем случае речь практически приобретает характер разорванной. Непроизвольно возникающий поток мыслей, наплыв образных представлений, воспоминаний, принято называть (2) ментизмом. Это прогностически неблагополучный признак, свидетельствующий, как правило, об эндогенных психических расстройствах (Снежневский А. В., 1983, 2001). Заторможенность мышления (3) – противоположный процесс, характеризующийся уменьшением числа и замедлением возникновения ассоциаций, однообразным, обедненным содержанием, что создает впечатление интеллектуального снижения (при интеллектуальной недостаточности различной природы, эндогенных расстройствах, депрессивном аффекте). Утрату способности к формированию ассоциативных связей именуют (4) бессвязностью мышления. В этом случае речь представляет собой хаотичный набор слов, часто – рифмованных, утрачена способность к самым простым обобщениям, анализу, синтезу. Замедление формирования новых ассоциаций вследствие преобладания предыдущих, что снижает продуктивность мышления, формирует изобилующую несущественными мелочами, вязкую, без различий главного и второстепенного речь – называют (5) обстоятельностью мышления. Она является, как правило, симптомом органического поражения головного мозга (травматического, интоксикационного или иного происхождения). Затруднения в последовательном течении мыслей, сочетающиеся с замедленностью, вязкостью речи, является (6) торпидностью мышления. Персеверацией мышления (7) принято называть длительное преобладание одной мысли, одного представления на фоне общего затруднения ассоциативного процесса. Внезапная остановка, обрыв, утрата мысли (сочетающаяся с обрывом речи) при ясном сознании определяется как (8) закупорка мышления. Это один из патогномоничных симптомов эндогенной патологии. Паралогичным (9) является мышление, которое сочетает массу несопоставимых объектов, явлений, противоречивых идей, включает подмену понятий, не обнаруживает внутренней логики. Подозрение на патологию мышления является поводом обращения за консультацией к врачу-психиатру. Большинство нарушений мышления являются неблагоприятными в прогностическом отношении признаками, и своевременно начатое лечение может оказаться спасительным для ребенка. Врач-психиатр, психотерапевт Пережогин Лев Олегович, к.м.н. |