Rambler's Top100

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВРАЧЕЙ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > МЕДИЦИНСКАЯ БИБЛИОТЕКА > ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВРАЧЕЙ


МЕДИЦИНСКАЯ БИБЛИОТЕКА
ЛИТЕРАТУРА
ДЛЯ ВРАЧЕЙ
ОБЩИЕ РАБОТЫ
ЭТИКА В ПСИХИАТРИИ
СЕМЕЙНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ (PageMaker 6.5)
ДОКЛАД ПРОФ. Н. В. ВОСТРОКНУТОВА: СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХИАТРИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (презентация в html)
ДОКЛАД ПРОФ. Н. В. ВОСТРОКНУТОВА: РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ ТЕРРОРИСТОВ (презентация в html)
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В ЛЕЧЕНИИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ПОДРОСТКОВ
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В ЛЕЧЕНИИ БА У ПОДРОСТКОВ (презентация в html)
АВИЦЕННА - ОДИН ИЗ РОДОНАЧАЛЬНИКОВ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИАТРИИ
ФИЛОСОФИЯ АГРЕССИИ
ИСТОРИЯ СУДЕБНОЙ ПСИХИАТРИИ В РОССИИ
САМОУЧИТЕЛЬ ГИПНОЗА
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОПАТИЙ
СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ
НЕВМЕНЯЕМОСТЬ В ФРГ
ОСНОВЫ СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА
ОГРАНИЧЕННАЯ ВМЕНЯЕМОСТЬ ПРИ ПСИХОПАТИЯХ
СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АДЕПТОВ СЕКТ
ДЕТСКАЯ ПСИХИАТРИЯ
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПСИХОТЕРАПИЯ
СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ НАД МАЛЬЧИКАМИ
О НАРУШЕНИИ ПРАВ СИРОТ
ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
БЕСПРИЗОРНОСТЬ И ПРЕСТУПНОСТЬ. ПРОФИЛАКТИКА
ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ
СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ
ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ
Доклад Н. В. ВОСТРОКНУТОВА ИГРОВАЯ ПК ЗАВИСИМОСТЬ
Доклад Л. О. ПЕРЕЖОГИНА ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ У ПОДРОСТКОВ
Шкалы развития детей от 0 до 36 месяцев (архив 10 мб)
Клинико-динамические особенности психогенных расстройств у детей и подростков — жертв сексуального насилия в различных юридически значимых ситуациях
Комплексная СППЭН потерпевших и свидетелей
Доклад Л. О. ПЕРЕЖОГИНА на Всероссийском семинаре руководителей специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, Минобразования 18-20 июня 2008 г.
 

Методологические основы экспертного подхода к правовой защите детей (судебно-психиатрический и судебно-психологический аспекты).

Методические рекомендации. Для судебных психиатров, судебных психологов, детских психиатров, медицинских и школьных психологов, социальных работников, работников судебных и правоохранительных органов. Методические рекомендации составлены в Отделе социальной психиатрии детей и подростков и в отделении экспертиз в гражданском процессе ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского доктором медицинских наук Н.В. Вострокнутовым, доктором медицинских наук, профессором Н.К. Харитоновой, доктором психологических наук Ф.С. Сафуановым.

Рецензенты: Л.М. Барденштейн - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии и наркологии Московского государственного медико-стоматологического Университета. Г.Г. Смирнова - кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по экспертизе Московской клинической психиатрической больницы № 1 им. Н.А. Алексеева

Методические рекомендации определяют компетентность, критерии и порядок проведения комплексных судебных психолого-психиатрических экспертных исследований при юридически значимых ситуациях, имеющих отношение к правовой защите детей, в рамках Семейного и Уголовного кодексов. Впервые в экспертной практике очерчены группы гражданских дел, при которых возникает необходимость проведения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, определены обстоятельства, подлежащие экспертному исследованию, и сформулированы вопросы соответствующие его задачам. Дана характеристика модельных ситуаций экспертного исследования применительно к судебным спорам, возникающим из брачно-семейных отношений. Выделены предикторы агрессивного поведения лиц, эмоционально значимых для ребенка и проявляющих по отношению к нему жестокое обращение; дан модельный анализ таких случаев для клинической и экспертной работы. Методические рекомендации определяют социально-клинические показатели, имеющие значение для правой защиты детей, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах, поэтому могут использоваться в экспертной и социальной практике. Для судебных психиатров, судебных и медицинских психологов, детских психиатров, работников судебных и правоохранительных органов

ВВЕДЕНИЕ

Современная общественная и экономическая ситуация характеризуется негативными тенденциями социальной динамики семьи: число жителей детского возраста (0-14 лет) с 1991 года по 2000 год уменьшилось с 33,9 млн. до 26.6. млн., или на 21%. Внебрачная рождаемость достигла 25,3 % детей от всех родившихся. Продолжает расти число детей, проживающих в неполных семьях (в 94% случаев это семьи без отца). Ежегодно из-за разводов около 470 тыс. детей остаются без одного из родителей.

Еще более тревожной является социальная статистика, констатирующая эмоциональную депривацию детей и жестокое обращение с ними. Продолжается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. По данным Министерства образования России остается высоким число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в 1996 году 572,4 тыс. чел., в 1997 г. - 624,9 тыс. чел., в 1998 г. - 650 тыс. чел., в 1999 – 2000 г. - 674 тыс. чел. Четвертая часть детей-сирот лишена семейного окружения и живет в детских домах и интернатах. В сравнении с 1997 г. число детей, отобранных у родителей в результате лишения их родительских прав, увеличилось с 37 тыс. до 42,7 тыс. В отделениях внутренних дел на социально-профилактическом учете состоит свыше 200 тыс. родителей, не выполняющих своих обязанностей.

Драматичность проблемы негативных социально-психологических воздействий современной семьи подтверждается данными о детской смертности. Смертность детей в возрасте 0-4 года имеет тенденцию к некоторому росту. В структуре смертности детей раннего и дошкольного возраста ведущее место занимают травмы, отравления; преимущественно среди мальчиков появляются самоубийства и возрастает число убийств (1990 – 0,8; 1998 – 1,2 на 100000 населения). С 1990 г. число убийств, совершенных матерями, возросло в 2,2 раза (1990 – 0,8; 1998 – 2,8 на 100000 детского населения).

Приведенная социальная статистика указывает, что в современной семье повышается уровень тревожности. Усиливается выраженность агрессивных тенденций, особенно в отношении эмоционально значимых лиц ближайшего окружения.

Не менее тревожными являются данные и о личностном, психопатологическом статусе женщин, отказывающихся от своих детей, допускающих по отношению к детям небрежное или жестокое обращение. Более чем в 1/3 случаев, у них отмечаются личностные расстройства с разнообразными аффективно-личностными реакциями по МКБ-10; в 38% случаев - сопутствующие аффективные расстройства в виде связанных с дисстрессом субдепрессий или депрессий с соматоформными «масками»; в 13,8% случаев - задержка психического развития (чаще это «матери-отказницы», которые сами воспитывались в интернатных учреждения); в 11% случаев – хронические психические расстройства (шизофрения, эпилепсия).

Таким образом, следует утверждать, что в настоящее время во многих семьях затрудняется гармоничное развитие ребенка, возрастает риск развития нервно-психических и психосоматических расстройств, связанных со стрессом. У многих детей в ситуации семейного дисстресса возникает чувство одиночества и эмоционального отчуждения, что ведет к фиксации психических и психосоматических нарушений.

В свете этих данных, принятые в условиях построения правового общества, Уголовный, Гражданский и Семейный кодексы предусматривают концептуально новые аспекты защиты интересов наиболее уязвимых слоев населения, в первую очередь детей.

Основополагающим является конституциональное положение о защите государством семьи, материнства и детства. Целью Семейного кодекса провозглашено установление таких правовых условий, которые в максимальной степени способствуют укреплению семьи и свободному развитию всех ее членов: равенство и равноправие супругов в семье, разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритетность семейного воспитания детей. При этом важнейшим принципом нового семейного законодательства является правовая установка рассматривать ребенка в качестве самостоятельного субъекта права. В связи с этой нормой правовое положение ребенка в семье в новом Семейном кодексе определяется с точки зрения интересов ребенка, а не прав и обязанностей родителей.

Впервые в Семейном кодексе определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. Установлено, что определяемые родителями способы воспитания должны исключать пренебрежительное, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (ст. 65 СК), усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав (ст. 69-71 СК), восстановление в родительских правах допускается только при наличии согласия ребенка, достигшего 10 лет (ст. 72 УК). Дальнейшее развитие получил институт судебного ограничения родительских прав (ст.73-76 СК), допускается немедленное досудебное отобрание ребенка у родителей в случаях непосредственной угрозы его жизни и здоровью в семье (ст. 77 УК).

Специальный раздел СК посвящен правовым вопросам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Приоритет в Семейном кодексе отдается семейному воспитанию таких детей и содержится регламентация этих форм: усыновление, опека и попечительство, приемная семья.

Судебные споры, возникающие из брачно-семейных отношений, относятся к таким гражданским делам, в которых соответствующие основания ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей, ограничения родительских прав, оставление ребенка после расторжения брака (выбор родителей), лишение родительских прав (жестокое обращение) имеют как психологическое содержание, так и могут определяться особенностями психического состояния родителей, наличием у них психических недостатков. Это требует специального судебно-психологического и судебно-психиатрического исследования. Именно при рассмотрении гражданских дел, связанных с защитой прав и интересов несовершеннолетних, больше всего допускается ошибок, что чаще всего связано с неполнотой доказательственного материала.

Целью методических рекомендаций является разработка принципов комплексного экспертного подхода (судебно-психологического и судебно-психиатрического) к оценке обстоятельств, имеющих доказательное значение, в судебных разбирательствах по спорам о праве воспитания детей, а также разработка критериев комплексного судебного психолого-психиатрического экспертного диагноза в категориях дел, объединенных защитой прав и интересов несовершеннолетних в детско-родительских правоотношениях.

В соответствии с законодательством к спорам о праве на воспитание детей выделены определенные категории дел и в каждой из этих групп рассмотрены модельные ситуации применения психологического, психиатрического экспертного исследования или комплексного судебного психолого-психиатрического исследования с выделением обстоятельств и поводов к назначению экспертизы в гражданском процессе, ее компетенции, содержание вопросов, отношение суда к обоснованности и достоверности заключения.

1. ФОРМУЛА МЕТОДА

Впервые в экспертной практике, на основании выделения группы гражданских и уголовных дел в Семейном и Уголовном кодексах, имеющих отношение к правовой защите детей, определены юридически значимые обстоятельства, нуждающиеся в оценке с применением специальных психологических и психиатрических знаний при рассмотрении споров о праве на воспитание детей, а также при определении вменяемости/невменяемости лиц, которым инкриминируется жестокое обращение с детьми.

Разработаны последовательность действий специалистов и алгоритм процедуры судебно-психологического и судебно-психиатрического экспертного исследования с характеристикой наиболее значимых вопросов и модельных вариантов заключений; обоснованы предикторы агрессивного поведения, эмоционально значимых для ребенка лиц, имеющие значение для организации психопрофилактической работы по предупреждению случаев внутрисемейной агрессии.

2. ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Применение специальных психологических и медицинских (психиатрических) знаний при рассмотрении следующих категорий гражданских дел, связанных с защитой прав и интересов несовершеннолетних в спорах о праве на воспитание детей:

о воспитании детей после расторжения брака между родителями (ст. 24 СК РФ);

о месте проживания детей при раздельном жительстве родителей (ст. 65 СК РФ);

об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу (ч.2, п.2. ст. 66 СК РФ);

ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ);

о лишении родительских прав (ст. 69 СК РФ) и о восстановлении в родительских правах (ст. 72 СК РФ);

об усыновлении ребенка (ст. 125 СК РФ) и об отмене усыновления (ст. ст. 140, 141 СК РФ).

Оценка психического состояния лиц, эмоционально значимых для ребенка и находящихся в его ближайшем окружении, в случаях совершения ими уголовно наказуемых деяний, связанных с жестоким обращением к ребенку (ст. 117 - истязание; ст. 125 - оставление в опасности; ст. 116 - побои Уголовного кодекса РФ).

Оптимизация комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы по выделенным категориям дел, связанных с защитой прав и интересов детей.

Противопоказания отсутствуют.

3. ОПИСАНИЕ МЕТОДА

1. На основе комплексного использования приемов и средств судебно-психологического и судебно-психиатрического методов определяются психологические и патологически обусловленные компоненты юридически значимых обстоятельств, которые нуждаются в установлении и доказывании при спорах о праве на воспитание детей, а также при определении вменяемости/невменяемости лица, обвиняемого в жестоком обращении с ребенком.

Алгоритм комплексного использования приемов судебно-психологического и судебно-психиатрического методов по делам о разрешении споров, связанных с правом на воспитание детей

Эксперт-психиатр и Эксперт-психолог оценивают психопатологические и психологические факторы, а также юридически значимые обстоятельства психологической и патологической природы

1. Уровень, особенности и нарушения психического развития ребенка

2. Особенности психического состояния ребенка

3. Психологическая структура семейного конфликта

влияние на психическое состояние и развитие ребенка особенностей поведения и отношения каждого из родителей

психологическое отношение ребенка к каждому из родителей с учетом особенностей его психического развития

4. Индивидуально-психологические особенности каждого их родителей

Особенности психического состояния родителей (фактических воспитателей), существенно влияющие на семейный конфликт, возрастное развитие ребенка и его психическое состояние

5. Оцениваются юридически значимые обстоятельства психологической природы с характеристикой того факта, как будет отвечать интересам ребенка то или иное действие (передача ребенка от одного родителя к другому, участие отдельно проживающего родителя в воспитании, ограничение родительских прав, отмена усыновления и пр.). В этом аспекте анализируются:

условия воспитания;

индивидуально-личностные особенности родителей или фактических воспитателей, влияющие на осуществление ими своих родительских прав и обязанностей в соответствии с интересами ребенка;

характер взаимоотношений родителей или фактических воспитателей между собой и каждого из них к ребенку, определяющих семейный конфликт;

положительное или отрицательное воздействие родителей или фактических воспитателей на развитие детей.

6. Оцениваются юридически значимые обстоятельства патологической природы с клинической (психиатрической) оценкой особенностей психического состояния родителей (фактических воспитателей), включая психические расстройства, психические недостатки и особенности их поведения, которые могли оказать существенное влияние на характер и динамику семейного конфликта; на отклонения в возрастном психическом развитии ребенка и формирование у него психических расстройств.

7. Оцениваются особенности психического состояния ребенка, включая следующие аспекты психического здоровья:

уровень возрастного психологического развития ребенка;

индивидуально-психологические особенности мнения ребенка, достигшего 10 лет, о месте его жительства (ст. 57 СК РФ);

индивидуально-психологические особенности ребенка, обусловленные характером и содержанием семейного конфликта; включая нарушение привязанности ребенка к родителям (фактическим воспитателям) с учетом особенностей его психического развития и возраста;

особенности психического состояния ребенка, включая собственно психические расстройства и отклонения возрастного психического развития, существовавшие до семейного конфликта;

психические расстройства у ребенка, обусловленные семейным конфликтом.

8. Данный алгоритм судебного психологического и судебного психиатрического исследования обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуально-психологических особенностей отдельных субъектов брачно-семейных отношений, их психического состояния, возрастного психологического развития. Психологическая и клиническая оценка этих признаков имеет значение в характеристике: семейного конфликта; влияния особенностей психического состояния и поведения родителей (фактических воспитателей) на психическое состояние и развитие детей; в учете привязанности ребенка к родителям и мнения ребенка, достигшего 10 лет, о месте его жительства; в оценке мотивов уклонения родителей от выполнения обязанностей по воспитанию детей, мотивов злоупотребления родительскими правами.

9. Данный алгоритм судебного психологического и судебного психиатрического исследования обеспечивается на основе принципа добровольного согласия на освидетельствование участников судебного разбирательства гражданских дел в соответствии с нормами Семейного кодекса.

10. При судебном определении вины (вменяемости/невменяемости) в соответствии с нормами Уголовного кодекса при жестоком обращении с ребенком осуществляется обязательное проведение судебного психологического и психиатрического экспертного исследования

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ СУДЕБНЫХ ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ В СПОРАХ О ПРАВЕ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Защита интересов детей в гражданском процессе при бракоразводных делах.

Введение Семейного и Гражданского кодексов значительно расширило возможности защиты интересов детей в гражданском процессе. Согласно Семейному кодексу РФ (п.1 ст. 65) родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. В соответствии с действующим законодательством к спорам о праве на воспитание детей относятся следующие категории дел:

о воспитании детей после расторжения брака между родителями (ст. 24 СК РФ);

об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу (ч.2 п.2. ст. 66 СК РФ);

о месте проживания детей при раздельном жительстве родителей (ст. 65 СК РФ);

об отобрании ребенка без лишения родительских прав родителей (ст. 73 СК РФ). Статья 73 определяет возможность суда принимать с учетом интересов ребенка решение об отобрании ребенка у родителей или одного из них без лишения родительских прав, т.е. ограничение родительских прав, в том случае, если пребывание ребенка с родителями опасно для него по независящим от родителей обстоятельствам, таким как наличие у них психического расстройства или иного заболевания.

о восстановлении в родительских правах (ст. 72 СК РФ);

о лишении родительских прав (ст. 69 СК РФ). Согласно ст. 69 родители могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей по воспитанию детей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, отказываются без уважительных причин забрать своего ребенка из родильного дома или другого учреждения; являются больными хроническим алкоголизмом и наркоманией; совершают умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей или супруга.

Во всех этих категориях дел суд при рассмотрении спора руководствуется прежде всего интересами ребенка. При спорах о праве на воспитание устанавливается соответствие интересам детей того или иного действия - передачи ребенка от одного родителя к другому, определение места проживания ребенка с конкретным родителем, ограничение родительских прав, восстановление в родительских правах и пр.

О воспитании детей после расторжения брака между родителями (ст. 24 СК РФ) и участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу (ч.2 п.2. ст. 66 СК РФ);

Одним из новых видов экспертного исследования, вытекающего из статей Семейного кодекса РФ, является комплексное психолого-психиатрическое освидетельствование субъектов брачно-семейных отношений в гражданских делах по искам родителей о расторжении брака и передаче ребенка на воспитание одному из них. При этом родители не являются психически больными лицами и не подпадают под положения ст. 69 о лишении родительских прав. В случае, когда соглашение между супругами отсутствует или в нем нарушены интересы детей, суд на основании данных, полученных в судебном заседании, и представленных доказательств обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода. При этом суд исходит только из интересов ребенка. Решение вопроса о месте его проживании принимается с учетом мнения ребенка, достигшего 10 лет (ст.ст. 57 и 65 СК).

Предметом экспертного исследования в подобных случаях являются не вопросы ограничения или лишения родительских прав, а определение целесообразности пребывания ребенка с одним из родителей, оценка динамики его психического и психологического состояния в зависимости от условий воспитания. Подобные экспертизы пока единичны, но прогнозируется их учащение. Такие экспертные исследования с обязательным участием психологов широко распространены в зарубежном, в частности, польском и немецком гражданском праве и способствуют защите интересов и охране физического и психического здоровья ребенка, в особенности в случае, если после расторжения брака у родителей складываются конфликтные отношения, они стремятся настроить ребенка против другого родителя, пытаются препятствовать общению другого родителя с ребенком. Результаты, как правило, комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы позволяют выяснить обстоятельства, необходимые для вынесения судебного решения.

К этим, требующим судебно-психологического и судебно-психиатрического экспертного исследования, обстоятельствам следует отнести оценку:

особенностей индивидуально-психологических свойств и поведения родителей, оказывающих влияние на психическое состояние и развитие детей;

особенностей психического состояния (психические расстройства и психические недостатки), оказывающие влияние на психическое состояние и развитие детей;

привязанности ребенка к родителям с учетом его возраста и психического развития;

особенностей психического состояния и возрастного психологического развития ребенка до семейного конфликта и в связи с его динамикой.

В Приложении № 1 приведен модельный анализ психологических и медицинских компонентов юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного судебного решения в споре о праве на воспитание ребенка отдельно проживающим родителем и месте проживания ребенка.

На основании исследования в судебно-психологическом и судебно-психиатрическом аспектах юридических значимых обстоятельств сделан вывод о связи ухудшения психического состояния ребенка с неблагоприятными условиями воспитания, что должно быть учтено судом при вынесении решения о порядке участия родителей в воспитании ребенка и о месте проживания ребенка. Было указано, что разрешение семейного конфликта и создание правильных условий воспитания в сочетании с адекватной терапией у невропатолога и психиатра являются важнейшими условиями, определяющими положительную динамику психического состояния ребенка.

Таким образом, спор между родителями о месте проживания детей (ст. ст. 24, 65 СК РФ) и спор об участии в воспитании ребенка отдельно проживающего родителя подлежит рассмотрению в суде, когда родители сами не приходят к согласию. Также в случае, если установлено, что соглашение между супругами "нарушает интересы ребенка или одного из супругов, суд обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети" (ст. 24 п. 2 СК). Каждая сторона в данном случае считает, что именно она может в наилучшей форме обеспечить необходимые условия развития и воспитания. Каждая сторона может представить доказательства, в которых указываются индивидуально-психологические особенности или особенности психического состояния (например, данные о том, что один из родителей состоит под наблюдение психоневрологического диспансера или находился (находится) на лечении в психиатрическом стационаре), которые, по мнению стороны осложняют условия воспитания и развития ребенка. Подобные доказательства требуют экспертного психологического и клинического (психиатрического) исследования.

С нашей точки зрения, для данной категории дел предметом экспертного психологического исследования являются: психологическая оценка семейного конфликта и отношений родителей (спорящих сторон в процессе); установление других психологических обстоятельств, а именно, оценка характера воздействия на ребенка длительного конфликта и индивидуально-психологических особенностей каждой из сторон; оценка привязанности ребенка к родителям с учетом его возраста, уровня психического развития и степени включенности в семейный конфликт.

Предметом экспертного психиатрического исследования являются: оценка психического состояния каждой из спорящих сторон в процессе; оценка психического состояния и качественных, патологически обусловленных нарушений возрастного психического развития у ребенка.

5. ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ

Принятые в условиях построения правового общества Уголовный, Гражданский и Семейный кодексы предусматривают новые аспекты защиты интересов наиболее уязвимых групп населения, в первую очередь детей.

Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ) строго регламентирует права и обязанности родителей. Согласно ст. 63 СК РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Статья 65 СК РФ при регламентации родительских прав определяет, что при их осуществлении родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Меняющиеся социально-экономические, общественные условия сказываются на характере межличностных отношений, ценностных ориентаций, морально-нравственных установок, что отражается на некоторых проявлениях психических расстройств и в целом определяет в обществе повышение уровня тревожности, психогенно обусловленных депрессий, декомпенсаций личностных расстройств. Это, несомненно, сопровождается усилением агрессивных тенденций, часто в отношении лиц ближайшего окружения и, прежде всего, детей. При этом длительный период, в течение которого родители жестоко обращаются с детьми, причиняя значительный вред их психическому и физическому здоровью, нарушая их права, может предшествовать тяжелому агрессивному криминальному деянию.

Одним из способов решения этой проблемы является профилактика агрессивных действий путем ограничения родительских прав лиц с психическими расстройствами, проявляющих жестокость в отношении детей. Именно в этих случаях возникает необходимость назначения судебно-психиатрической экспертизы для определения не только психических расстройств родителя, но и опасности в связи с этим для ребенка.

Случаи агрессивного и жестокого обращения к детям чаще наблюдаются в семьях, где родители, в особенности матери, страдают некоторыми видами психических расстройств. Наиболее значимыми среди них являются, например, непсихотические формы органического психического расстройства и личностного расстройства с зависимостью от психоактивных веществ. Жестокое агрессивное поведение в отношении детей может определяться также патологической бредовой мотивацией. Достаточно часто наблюдаются агрессивные деяния, совершенные женщинами с психическими расстройствами, которые являются членами религиозных сект. По социально-клиническим данным ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского жертвами агрессии душевнобольных женщин чаще всего становятся их родственники, а дети составляют особую группу риска.

Современное законодательство (Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании) предусматривает ряд новых правовых положений, позволяющих оказывать помощь детям, оказавшимся в неблагоприятных условиях в семье. В соответствии с Семейным кодексом (ст.56) ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их замещающими), а также органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей. При этом ребенок до 14 лет вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Таким образом, действующее законодательство предусматривает защиту интересов ребенка в обязательном порядке, возлагая исполнение этой нормы на органы опеки и попечительства.

В качестве мер защиты детей, подвергающихся жестокому обращению, которые одновременно являются мерами профилактики агрессивных криминальных действий в отношении детей, являются:

отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью в соответствии со ст. 77 Семейного кодекса. С учетом интересов ребенка суд может принять решение об отобрании ребенка у родителей без лишения их родительских прав;

госпитализация родителя (матери, отца) в соответствии с Законом о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании в недобровольном порядке в случаях, когда пребывание с ним представляет для ребенка опасность.

ограничение родительских прав в соответствии со ст. 73 Семейного кодекса,

лишение родительских прав в соответствии со ст.69 Семейного Кодекса.

Согласно статьи 77 Семейного кодекса: "При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится" (ст. 77 п.1. СК РФ). Данная статья предназначена для разрешения таких ситуаций, когда возникает опасность для ребенка со стороны родителей (фактических воспитателей). При этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия такой опасности, важным является наличие ее признаков, в которые обязательно входят и особенности психического состояния и поведения родителей (фактических воспитателей). Использовать такую меру защиты прав и интересов ребенка могут только органы опеки и попечительства, для которых выполнение этой меры является профессиональной обязанностью. Они обязаны отобрать ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью не только у родителей, но и у других лиц, на попечении которых ребенок находится. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью предполагает изъятие ребенка у родителей, которые не хотят с ним расстаться.

Правовым основание такого отобрания является постановление органа местного самоуправления. В основу постановления ложится акт обследования условий жизни ребенка, составленный по фактическому месту его нахождения и подписанный представителем органа опеки и попечительства. В постановлении констатируется факт пребывания несовершеннолетнего в крайне опасной для его жизни и здоровья обстановке и дается указание о его немедленном отобрании.

Существует установленная последовательность действий в охране прав отобранного в административном порядке несовершеннолетнего:

незамедлительное уведомление прокурора; В необходимых случаях прокурором решается вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении родителей (лиц, их замещающих), совершивших общественно опасное деяние;

временное устройство отобранного ребенка (в больницу, в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты);

предъявление в суд иска об ограничении в родительских правах или о лишении родительских прав.

Если такая опасность касается ребенка, находящегося на попечении детского воспитательного, медицинского учреждения, учреждения социальной защиты, он должен быть переведен в другое соответствующее учреждение.

Следовательно, норма ограничения родительских прав лиц с психическими расстройствами применяется в том случае, если оставление с ними ребенка является опасным для последнего (статья 73 СК РФ). Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями опасно для него по обстоятельствам от родителей независящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств).

Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних, дошкольными и образовательными учреждениями.

Указанная правовая норма осуществляется только в порядке судебного разбирательства с участием прокурора и органа опеки и попечительства. В подобных случаях в процессе судебного разбирательства возможно назначение и проведение судебно-психиатрической экспертизы для диагностики того или иного психического расстройства у одного из родителей (как правило, матери) и определения степени опасности оставления ребенка с ней. В случаях, если опасность пребывания ребенка с родителями связана с проявлениями психического расстройства, отсутствует виновное поведение.

В Приложении № 2 дано различие в применении положений Семейного кодекса "об ограничении родительских прав" и Закона "О психиатрической помощи…" (1992) при оценке оснований для госпитализация родителя (матери) в психиатрический стационар в недобровольном порядке, когда совместное пребывание с нем (с ней) представляет для ребенка опасность.

Госпитализация в психиатрический стационар матери, в том числе и в недобровольном порядке, в случае, если пребывание с ней ребенка представляет опасность для него, строго регламентирована Законом о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании. В соответствии со ст. 29 настоящего Закона лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар в случае, если представляет непосредственную опасность для себя или окружающих. Таким образом, госпитализация матери, поведение которой представляет непосредственную опасность для ребенка с передачей его на это время другому родителю или в органы социального обеспечения, может предотвратить криминальное, агрессивное деяние в отношении ребенка. По миновании признаков обострения психотического состояния ребенок возвращается матери в том случае, если ее неправильное поведение было обусловлено психическими расстройствами и психопатологической мотивацией, которые редуцировались в процессе терапии.

Норма лишения родительских прав в соответствии со ст. 69 Семейного кодекса РФ применяется в порядке судебного производства, если родители злоупотребляют своим родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, осуществляя физическое или психическое насилие над ними, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией. В подобных случаях судебно-психиатрическая экспертиза проводится реже. На разрешение экспертов ставится вопрос о том, страдает ли женщина, в отношении которой решается вопрос о лишении родительских прав, каким-либо психическим расстройством, хроническим алкоголизмом, наркоманией.

Следует указать на определенные клинические и патобиологические предикторы у женщин-матерей, проявляющих к своим детям жестокое обращение или вовлекающих их в асоциальный образ жизни (попрошайничество, алкоголизацию, проституцию). К таким предикторам относятся:

признаки органического расстройства личности с чертами эмоциональной неустойчивости и возбудимости или зависимости с интеллектуальными нарушениями;

расстройства личности и поведения вследствие употребления психоактивных веществ (алкоголь, наркотики). Во всех исследованных нами случаях женщины состояли на наркологическом учете и характеризовались социальной запущенностью и неэффективностью лечения состояний зависимости от алкоголя и наркотиков;

психопатические личностные расстройства с ведущими радикалами эмоциональной неустойчивости (импульсивный тип) или зависимости с чертами пассивности, отгороженности, амбивалентности в отношениях с ребенком;

шизотипическое расстройство, включая признаки: неадекватного аффекта с эмоциональной холодностью; эгоцентричности в отношениях и в поведении с ограниченностью социальных контактов, следования особым системам воспитания, "закаливания". Как правило, женщины с такими патологически выраженными особенностями психического состояния не состояли на психиатрическом учете, что затрудняло решение вопроса о влиянии выявляемых психических расстройств на способность женщины-матери осуществлять свои родительские права и обязанности, обеспечивать должный уход и воспитание ребенка в соответствии с потребностями его развития.

В большинстве случаев наблюдается сочетанный характер расстройств, например органические, психопатические расстройства личности, а также шизотипические расстройства в сочетании с зависимостью от психоактивных веществ.

Прогностически позитивными в отношении коррекции аномального материнского чувства и поведения, а также восстановления родительских прав (ст. 72 СК) являются случаи с органическим расстройством личности и расстройства личности, обусловленные злоупотреблением психоактивных веществ (алкоголь, наркотики). Определяющим показателем в таких случаях является изменение поведения, образа жизни и отношения к воспитанию ребенка. Существенным показателем является связь этих изменений с терапевтическими курсами и психокоррекционной, социотерпевтической помощью. К сожалению, в настоящее время при восстановлении родительских прав оценка психического состояния по Закону специалистами не производится.

Важным аспектом защиты интересов детей, подвергающихся жестокому обращению со стороны матерей, является профилактика криминальных, агрессивных поступков, совершаемых в их отношении. Особую важность представляет своевременная диагностика и выявление предикторов агрессивного поведения. Необходимо учитывать, что специфика агрессивного поведения женщин с психическими расстройствами обусловлена как наличием у них психопатологической симптоматики, так и влиянием типичного для женщин комплекса психогенно-травмирующих переживаний с особой значимостью личных и внутрисемейных проблем.

Как правило, агрессивное поведение психически больных женщин имеет место в период обострения у них психического расстройства и определяется болезненной мотивацией. Особенности агрессивного поведения женщин с психическими расстройствами обусловлены следующими факторами:

наличие актуальных психопатологических нарушений (бред, патологические интерпретации с направленностью на детей),

выраженность стойких аномально-личностных расстройств, в том числе обусловленных влиянием социальных факторов (депривация в детстве, отрицательное микросредовое окружение во взрослой жизни, алкоголизация);

воздействие специфического для женщин комплекса психогенно-травмирующих переживаний с особой значимостью личных и внутрисемейных проблем;

наличие актуальных психопатологических нарушений (бред, патологические интерпретации с направленностью на детей),

За последние годы у женщин, совершивших тяжкие правонарушения в отношении детей, большую распространенность приобрели идеи религиозного содержания. В таких случаях больные особым образом трактовали религиозное учение и, исходя из болезненных представлений, совершали агрессивные действия направленные на детей, которые отличались крайней жестокостью.

Многие женщины к моменту совершения правонарушения состояли под наблюдением в психоневрологических диспансерах, у них было диагностировано психическое расстройство. В отдельных случаях они обращались к психиатрам в период, непосредственно предшествующий правонарушению. Учет врачами - психиатрами факторов риска совершения агрессивных деяний и применение на этом этапе форм защиты детей является важнейшим элементом предупреждения насилия к детям со стороны матерей, страдающих психическими расстройствами.

К факторам риска, повышающим вероятность совершения женщинами с психическими расстройствами противоправных деяний в отношении детей, следует отнести:

наличие аффективно-насыщенных бредовых идей преследования, отношения, колдовства, воздействия, религиозного содержания с вовлечением в фабулу болезненных расстройств детей, которые, по мнению больных, также подвергались преследованию и воздействию;

неправильное поведение в отношении детей, по своей мотивации связанное с защитой их от преследователей;

патопластические особенности клинической картины, в которых ведущими являются темы искаженного и нарушенного материнского чувства в сочетании с амбивалентным отношением к своим детям. Эти переживания могут носить транзиторный характер и предшествовать деликту в манифестном психозе;

Особое внимание медицинских специалистов, прежде всего психиатров, должно быть обращено на социально дезадаптированных женщин, а также тех, кто воспитывает детей "в одиночку", когда рядом нет родственников, способных оказать поддержку матери и в случае необходимости защитить ребенка от опасности. При обострении заболевания у таких лиц, с учетом характера патологических переживаний, возникает непосредственная опасность для их детей.

Следует отметить, что нередко противоправным деяниям в отношении детей предшествует период длительного неправильного поведения матери, обусловленного бредовыми переживаниями. В таких случаях женщины с психическими расстройствами могли не пускать ребенка в школу, пресекали контакты с родственниками, высказывали убежденность в наличии у ребенка тяжелой болезни, настаивали на срочном лечении, либо запрещали оказывать ему необходимую медицинскую помощь. Иногда они проявляли немотивированную агрессию, совершали нелепые поступки, заставляли детей лечиться по разработанным ими схемам, соблюдать диеты, которые приносили вред здоровью ребенка, подвергали детей длительным расспросам по поводу собственных бредовых переживаний с детской тематикой, бродяжничали совместно с детьми, чтобы спастись от мнимых преследователей.

У женщин с бредом религиозного содержания отношение к детям определяется религиозными идеями, которые имели бредовое оформление. Они подозревали детей в греховности, заставляли их выполнять обряды и ритуалы, не предусмотренные вероисповеданием, сами накладывали на детей наказания, иногда считали необходимым убийство ребенка в ожидании "конца света" с тем, чтобы избавить его от мучений и смерти. Подобное поведение психически больных женщин нередко обращает на себя внимание родственников, учителей, соседей, врачей педиатров, наблюдавших ребенка и врачей общего профиля, которые осуществляли лечение женщины с психическими расстройствами. В соответствии с действующим Семейным законодательством они обязаны были обратиться в органы опеки и попечительства и уведомить их о том, что пребывание ребенка с матерью представляет для него опасность. В таких случаях органами опеки и попечительства, может быть осуществлено немедленное отобрание ребенка у матери с последующим возбуждением гражданского дела об ограничении родительских прав женщины. Возможна также госпитализация женщин с психическими расстройствами в недобровольном порядке. Пресечение контактов с душевнобольной матерью в случаях, когда опасность для ребенка очевидна, является важнейшей мерой защиты его интересов.

Таким образом, своевременное применение норм, связанных с изоляцией ребенка от матери с психическими расстройствами с одной стороны предупреждает ее вредное влияние на ребенка, а с другой - является важнейшим профилактическим мероприятием по предотвращению тяжких правонарушений в отношении детей и подростков.

Вопросы об ограничении контактов детей с матерями, подвергавшими их жестокому обращению, должны решаться дифференцировано с учетом совокупности клинических, психогенных и социально-психологических факторов.

6. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА

Число детей, нуждающихся в правовой защите в связи со спорами, вытекающими их брачно-семейных отношений, и со случаями жестокого обращения с ними в семье составляет большую социальную группу. В настоящее время ежегодно из-за разводов около 470 тыс. детей остаются без одного из родителей. Не менее, чем в 20% случаев, родители не приходят к согласию относительно права другого, отдельно проживающего родителя, на воспитание ребенка, что приводит к ущемлению интересов детей.

Анализ социальной статистики показывает, что число детей, отобранных у родителей в результате лишения их родительских прав, увеличилось до 42,7 тыс. В отделениях внутренних дел на социально-профилактическом учете состоит свыше 200 тыс. родителей, не выполняющих своих обязанностей. Эти данные косвенно свидетельствуют о масштабах депривации и жестокого обращения с детьми в семье. Анализ 24 случаев юридически значимых обстоятельств при спорах о воспитании детей и 18 случаев оценки жестокого обращения показал, что оптимальное решение, учитывающее интересы ребенка, обеспечивается комплексным применением специальных психологических и медицинских (психиатрических) познаний в оценке психологической и патологической составляющей юридически значимых обстоятельств в группах гражданских и уголовных дел, связанных с защитой прав несовершеннолетнего. Разработанный комплексный подход дает доказательные критерии и критерии экспертной оценки, что оптимизирует комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы в гражданских и уголовных делах, связанных с защитой прав и интересов детей, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах. Рекомендуемый метод обеспечивает на основе принципов межведомственного взаимодействия и полипрофессионального подхода активную социальную и психопрофилактическую помощь этим группам детей, а также детям, подвергающимся жестокому обращению.

Приложение №1

О воспитании детей после расторжения брака между родителями (ст. 24 СК РФ) и участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу (ч.2 п.2. ст. 66 СК РФ). Данные комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского.

Случай освидетельствования ребенка 4 лет с признаками раннего органического поражения головного мозга, проявляющегося отставанием в психофизическом развитии с неврозоподобной симптоматикой. После расторжения брака родителями, он проживал некоторое время с матерью, а затем с отцом, препятствовавшим контакту ребенка с матерью. На разрешение экспертов были поставлены вопросы:

о психическом состоянии ребенка на период раздельного проживания с отцом и матерью,

о причинах заболевания;

о том, могли ли неблагоприятные факторы семейного конфликта в виде ссор и скандалов в период расторжения брака и периоды вынужденных разлук с одним из родителей сказаться на психическом состоянии ребенка.

Согласно данным медицинской документации у ребенка отмечалось отставание в раннем развитии, ночное недержание мочи, страхи. Он с детства наблюдался у невропатолога по месту жительства, получал лечение, на фоне которого у него отмечалось улучшение состояния. В семье была конфликтная обстановка, т.к. отец жестоко обращался с матерью и сыном, с раннего детства наказывал его физически, заставлял находиться одного в темной комнате, несмотря на то, что ребенок громко кричал. Когда ребенку исполнилось два года, родители после периода длительных ссор и скандалов, свидетелями которых были дети, расторгли брак. В течение года ребенок проживал с матерью и своим старшим братом. По показаниям соседей, медицинских и педагогических работников в семье была спокойная обстановка, мать уделяла сыну много внимания, он получал регулярное лечение у невропатолога в районной поликлинике. Согласно медицинской документации на фоне терапии у него отмечалось уменьшение симптомов повышенного внутричерепного давления, он постепенно приобретал навыки самообслуживания, регулярно занимался с логопедом, к 3-м годам у него появилась фразовая речь. Также указывалось, что за ребенком осуществлялся надлежащий уход, правильное кормление. В этот период он был освидетельствован всеми врачами перед оформлением в детский сад. Детский психиатр констатировал признаки раннего органического поражения головного мозга с задержкой интеллектуального и речевого развития, однако, было дано заключение о том, что ребенок может посещать районный детский сад.

После расторжения брака конфликты между родителями продолжались, в том числе и в присутствии ребенка. Из показаний соседей следует, что после конфликтов мальчик становился нервным, возбужденным, плакал, долго не мог успокоиться. По настоянию отца с 3-х летнего возраста ребенок должен был по три дня проживать сначала у матери, а потом у отца. После того, как ребенок был перевезен к отцу, он после положенного срока не был возвращен домой к матери. Через некоторое время отец обратился в суд с иском о передаче ему сына на воспитание, аргументируя тем, что он лучше обеспечен в материальном отношении, а также тем, что, по его мнению, пребывание с матерью неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья ребенка. Из показаний свидетелей и педагогов, неоднократно посещавших мальчика у отца, было установлено, что воспитанием ребенка занималась престарелая бабушка, которая не справлялась с возложенными на нее заботами. Ребенок стал агрессивным, неуправляемым, бил бабушку, не удерживался на месте в присутствии посторонних людей, не мог отвечать на простые вопросы. Бабушка и отец старались сформировать у него негативное отношение к матери, которую называли "тетей", угрожали мальчику, что она "заберет его".

При освидетельствовании в Центре ребенок был практически недоступен продуктивному контакту, не выслушивал вопросов врача, речь его была смазанная, он не произносил многих звуков. Без наводящих вопросов заявил, что "не любит маму", которую видел до начала комиссии. Требовал, чтобы его выпустили из кабинета, при этом становился на носки, выгибал спину.

При экспериментально-психологическом исследовании выявлено, что ребенок ориентирован исключительно на значимое для него лицо - отца. При наличии достаточных для ребенка такого возраста потенциальных возможностей и способностей к усвоению практических навыков, на первый план выступают выраженные трудности поведения и общения, неэффективность коррекции со стороны окружающих; преобладающими являются реакции негативизма и упрямства.

Анализ случая позволил сделать заключение о том, что ребенок обнаруживает признаки раннего органического поражения головного мозга с задержкой психического развития, признаками гипердинамического синдрома и нарушений поведения. В период проживания с матерью, благодаря уходу и лечению, в его состоянии наблюдалась положительная динамика. Пребывание в затяжной психотравмирующей ситуации, связанной с семейным конфликтом, дальнейшее проживание с отцом в конфликтной обстановке, прекращение контактов с матерью и внушение негативного отношения к ней привело к резкому ухудшению психического состояния ребенка. Это проявилось в психогенно обусловленных грубых нарушениях поведения регрессивного характера с утратой элементарных навыков с дальнейшей остановкой личностного роста и развитием неврозоподобных расстройств.

Приложение № 2.

О правовых аспектах защиты детей, подвергающихся жестокому обращению. Пример детоубийства психически больной женщиной по материалам судебно-психиатрической экспертизы в ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского.

К. родилась в крестьянской семье, наследственность у нее психическими расстройствами не была отягощена. До болезни аномально-личностных свойств, отклонений в поведении не отмечалось, получила высшее педагогическое образование. Психические расстройства отмечаются с возраста 17 лет, болезнь характеризовалась приступообразно-прогредиентным течением. Перенесла три приступа с аффективно-бредовыми расстройствами. Находясь в состоянии ремиссии, продолжала обучение, вышла замуж, оставила учебу в связи с рождением сына. После третьего приступа К. была поставлена на учет в ПНД. В быту проявляла медлительность и психическую истощаемость, не справлялась с домашними делами и воспитанием сына, фактически не поддерживала отношений с мужем, который перешел жить к своей матери, эпизодически конфликтовала с соседями. В августе 1999 г. вместе с сыном сменила место жительства, самовольно прекратила прием лекарств, не была поставлена на учет в районном ПНД. На новом месте жительства по показаниям соседей К. вела себя странным образом. Она разговаривала сама с собой, стоя перед зеркалом, обращалась к известному певцу. Были случаи, когда она без причины избивала сына, рисовала ему на лбу, щеках и руках кресты. Мальчик пояснял соседям, что "кресты ему нарисовала мама, чтобы он не болел". 1.01.00 г. К. сделала вызов на дом "Скорой помощи", в связи с тем, что ее сын якобы травмировал глаз. Когда он приехал по вызову, то К. сообщила ему, что мальчик пытался выброситься из окна, она пыталась удержать сына и при этом случайно поранила ему глаз. При осмотре ребенка не было обнаружено следов повреждения глаза. К. настаивала на госпитализации сына в психиатрическую больницу, поэтому была вызвана психиатрическая бригада. При осмотре психиатрами мальчик вел себя адекватно, спокойно, суицидальных мыслей не высказывал. У матери были отмечены психические отклонения: она рассказывала о секте, о божественных явлениях, о том, что собирается отправиться к звездам. К. не была направлена на лечение в психиатрический стационар. В последующие дни она продолжала себя вести неадекватно. Малолетний сын пытался давать ей лекарство, но она говорила соседям, что он "пытается ее отравить". Как следует из материалов уголовного дела, 13.01.00 г. около 4-х часов К. взяла сына на руки и выбросила его из окна своей квартиры с 12 этажа, в результате чего ребенок скончался. Во время допроса К. пояснила, что "выбросить сына ей приказал Бог и обещал ей, что мальчик воскреснет". При освидетельствовании отмечалась манерность, многословие, иногда речь носила характер монолога, была разорванной по смыслу. Называла себя "дочерью Христа", говорила, что "призвана установить рай на Земле", что" с конца сентября слышит голос Бога, который помогал ей в воспитании сына…говорил, что другие дети недостойны, чтобы ее сын учился вместе с ними". Исходя из таких соображений, стала запрещать сыну посещать школу. К. также сообщила, что "с декабря она стала бояться, воротник сорочки ночью перетянет горло и сын задохнется" , поэтому она "стала спать с ним в одной постели". О правонарушении рассказывала спокойно, при этом говорила, что "выбросить сына приказал Бог и он же сказал, что сын воскреснет". В отделении состояние было нестабильным, периоды эмоционального подъема чередовались с периодами раздражительности, когда она конфликтовала с окружающими. Строила нелепые планы относительно своего будущего, говорила, что "будет преподавать детям закон Божий, чтобы у них не было грехов", что "должна скорее выписаться, так как Бог воскресил ее ребенка и она по нему соскучилась". Критика к состоянию и судебно-следственной ситуации отсутствовала.

Комиссия пришла к заключению, что К. страдает хроническим психическим расстройством в форме шизофрении. Заболевание носит приступообразно-прогредиентный характер с частыми обострениями в виде галлюцинаторных и аффективно-бредовых расстройств с бредовыми идеями фантастического содержания. Как страдающая хроническим психическим расстройством К. в период правонарушения не могла осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Описанный случай является наглядной иллюстрацией необходимости своевременного использования ст.ст 77 и 73 СК РФ в связи с опасностью психического состояния матери здоровью и жизни ребенка.

Связаться с авторами можно по телефону 201-4887.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ К ДЕТСКОМУ ВРАЧУ-ПСИХОТЕРАПЕВТУ д.м.н. ПЕРЕЖОГИНУ Л. О. 8-495-695-0229 (регистратура)