ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сервера Напишите нам | ||
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВРАЧЕЙ | |||
| Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
| Нарушение прав детей, оставшихся без попечения родителей (по материалам проверки интернатных учреждений)За 5 лет с 1992 по 1996 годы количество выявленных в течение года детей, оставшихся без попечения родителей, возросло с 67000 до 113000. В 1996 году впервые за последние годы не было отмечено увеличения числа таких детей. Возможно, это свидетельствует о стабилизации социальной ситуации. Однако, материалы прокурорских проверок свидетельствуют, что зачастую учитываются только те оставшиеся без попечения родителей дети, судьба которых уже устроена. Кроме того, в ряде регионов отдельный, не попадающий в общую статистику, учет детей, оставшихся без попечения родителей, ведет учреждения здравоохранения. Треть детей, оставшихся без родительского попечения, помещается в государственные интернатные учреждения. С 1992 по 1996 год число детей, находящихся там (без учета числа детей в приютах и других учреждениях для временного содержания детей) увеличилось с 100026 до 153175. Учреждения для детей, оставшихся без родительского попечения, переполнены, в некоторых из них находится в два раза больше детей, чем должно быть. Практически все регионы России нуждаются в открытии новых интернатных учреждений, причем наиболее остро ощущается нехватка мест в детских домах и школах-интернатах общего типа. Однако из-за недостаточного финансирования некоторые интернаты закрываются. Например, в Воронежской области более 600 воспитанников интернатов были возвращены в свои крайне неблагополучные семьи. Недостаток мест в интернатных учреждений приводит к тому, что многие дети, оставшиеся без попечения родителей, помещаются в учреждения , для них не предназначенные. В 1996 году в России 12000 таких детей находились в центрах временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, причем некоторые из них провели там до 1,5 лет. Часто детей, пострадавших от жестокого обращения или пренебрежения, после отобрания у родителей вынужденно помещают в детские больницы. Там они без всяких медицинских оснований находятся по 6-12 месяцев. Много детей годами живут в приютах, которые предназначены для кратковременного (до 3 месяцев) пребывания детей. Можно было ожидать улучшения ситуации после принятия Семейного кодекса, в котором предусмотрена новая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - патронатная семья, сходная с системой фостеровских семей. Однако в настоящее время патронатных семей крайне мало. Семейный кодекс возлагает на органы местного самоуправления обязанность выявлять и вести учет детей, оставшихся без попечения родителей, устраивать их судьбу и защищать права. Местные органы власти должны создавать для этого специальные отделы опеки. Однако местная администрация выполняет эти свои функции неудовлетворительно. В уставы некоторых муниципальных образований Московской, Ленинградской, Новосибирской областей и других регионов вопросы организации опеки даже не включены. Таким образом в этих районах нет законных оснований для деятельности любых организаций и учреждений по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей. Практически повсеместно нарушаются установленные законом правила направления детей в приюты. Пренебрежительное отношение к защите прав детей со стороны органов местного самоуправления проявляется в острой нехватке специалистов по охране детства на местах. При резком увеличении объема работы, число этих специалистов не только не увеличивается, но и сокращается. В некоторых регионах один специалист по охране детства приходится на 20-50 тысяч детей. Тяжелая экономическая ситуация, в которой находится в настоящее время Российская Федерация, привела к тому, что многие дети, живущие в интернатных учреждениях, оказались лишены самого необходимого. Интернатные учреждения получают от бюджета только 8-40% положенного им финансирования. Отсутствует возможность отремонтировать здания, многие из которых находятся в аварийном состоянии, персоналу по много месяцев задерживают заработную плату. Например, из интерната в селе Линево Читинской области из-за длительной невыплаты заработной платы уволились все специалисты, имевшие педагогическое образование. В ряде интернатов администрация не может своевременно отремонтировать систему отопления, и зимой в помещениях, в которых находятся дети, температура не превышает +10 С. Многие интернатные учреждения находятся в неприспособленных помещениях, что ведет к грубому нарушению санитарно-гигиенических норм, возникновению вспышек инфекционных заболеваний. Очень часто воспитанники не обеспечиваются необходимой одеждой и обувью. Так, в Новосибирской области в Ояшинском доме-интернате дети вынуждены и летом носить зимнюю обувь, а детскому дому №1 выделяется нижнее белье 60-62 размера и обувь 43-45 размеров. Практически во всех интернатных учреждениях дети получают недостаточное количество мяса, рыбы и фруктов; не финансируется приобретение лекарств для детей. Во многих интернатных учреждениях, особенно находящихся в сельской местности, по 2-3 года не проводятся профилактические осмотры детей врачами, несмотря на то, что в этих учреждениях находятся дети, страдающие хроническими заболеваниями. Медицинскую помощь этим детям оказывают только медицинские сестры. Право детей на охрану здоровья грубо нарушается во вспомогательных школах-интернатах. Многие направления психолого-медико-педагогических комиссий составлены настолько формально и неполно, что не позволяют оценить обоснованность помещения детей во вспомогательные образовательные учреждения. За все время обучения не проводится психолого-психиатрического переосвидетельствования, что позволило бы перевести психически здоровых воспитанников в массовую школу. Более того, даже в тех случаях, когда у воспитанников устанавливается отсутствие психических нарушений, администрация не предпринимает никаких шагов для перевода таких детей из вспомогательных интернатов. Во многих подобных учреждениях дети лишены квалифицированной психиатрической помощи. Администрация ряда вспомогательных интернатов, злоупотребляя своими опекунскими правами, в «воспитательных» целях, а не по медицинским показаниям помещает нарушающих режим воспитанников в психиатрические больницы. Единственным основанием для подобных госпитализаций являются педагогические характеристики. В ряде интернатных учреждениях проверки выявляют случаи жестокого обращения и эксплуатации детей. За кражу пачки сигарет воспитательница детского дома №1 в Новосибирской области заставила ребенка есть окурки, других детей лишала пищи, оставляла без одежды. Учитель школы интерната для детей с задержкой психического развития в городе Истра в течение двух лет избивал учеников, заставлял мальчиков вступать с ним в сексуальные отношения. Директор приюта в городе Люберцы оскорбляла и избивала детей, заставляла их убирать собственную квартиру и работать на ее садовом участке. Воспитательница детского дома №28 в городе Москве на протяжение нескольких лет грубо обращалась с детьми, избивала их, вследствие чего многие дети убегали из детского дома Администрация интернатных учреждений всеми силами старается скрыть сведения о случаях жестокого обращения с детьми со стороны персонала. Как правило, эта информация становится известна случайно, поскольку ведомственный контроль за соблюдением прав детей явно недостаточен. Несмотря на многочисленные недостатки интернатных учреждений положение, положение их воспитанников лучше, чем положение тех детей, которые остаются в родительской семье, где продолжают страдать от насилия и пренебрежения. Только в одном Дмитровском районе Московской области почти 400 детей живут в семьях, где единственный или оба родителя больны алкоголизмом. В Читинской области около1000 детей, оставшихся без попечения родителей, ждут устройства в интернатные учреждения. Общее число таких детей в Российской Федерации не известно. На учете в отделениях милиции состоит 110000 семей, в которых родители оказывают негативное влияние на детей. Повсеместно существует острая необходимость в создании новых видов специализированных стационарных учреждений для особых групп детей, оставшихся без родительского попечения (для детей и подростков с делинквентным поведением, злоупотребляющих алкоголем или наркотиками, социальные гостиницы для старших подростков). В 1996-1997 гг. в специализированных воспитательных и интернатных учреждениях только работниками прокуратуры были выявлены 2174 нарушения законодательства . В текущем году число подобных нарушений не уменьшается. До настоящего времени остается неурегулированным целый ряд правовых вопросов, связанных с выявлением и устройством детей, оставшихся без родительского попечения, (не принят закон «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», нет нового положения о комиссиях по делам несовершеннолетних), что ведет к нарушению их законных прав и интересов. Все это свидетельствует о необходимости привлечения к проблеме защиты прав детей внимания не только заинтересованных ведомств, но и всего общества. И. Е. Цымбал |