ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сервера Напишите нам | ||
АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ | |||
| Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
| ВЫВОДЫ.1. Социальным критерием аддиктивного поведения является такая частота группового употребления психоактивных веществ и возникающих физиологических, психологических и социальных последствий, когда ПАВ становится ведущим способом решения проблем подростка. В возрасте 13 лет и моложе пороговой частотой является прием повторных опьяняющих доз, а для 14-летних и старше – употребление алкоголя чаще одного раза в месяц при неоднократных интоксикационных дозах, а также независимо от возраста – повторное употребление других ПАВ. К психологическим критериям АП относятся: ослабление мотивов, препятствующих приему ПАВ, с формированием групповых форм употребления и закрепление вариантов психологической защиты в виде отрицания, проекции, генерализации и рационализации. Одновременно заостряются личностные реакции, приводящие к учащению межперсональных и семейных конфликтов и к нарушениям адаптации. Физиологическим критерием является рост толерантности не менее чем в 2-3 раза с угасанием рвотного рефлекса при закреплении групповых форм злоупотребления ПАВ. Клиническими критериями АП являются: амнестические расстройства в состоянии алкогольного и токсико-наркотического опьянения; усиление акцентуаций характера с появлением патохарактерологических реакций, эмоционально-поведенческие и аффективные расстройства с колебаниями настроения дисфорически-дистимического характера; усиление интенсивности аффективного компонента в структуре влечения с выраженным влиянием на поведение по доминантному типу. 2. Аддиктивное поведение характеризуется двумя формами течения: благоприятный (транзиторный) и неблагоприятный (прогредиентный) варианты. 2.1. При благоприятном (транзиторном) типе течения ведущим критерием является социальный, отражающий частоту группового употребления ПАВ. При этом спиртное или иное психоактивное вещество выступают осознанным средством достижения прагматических целей несовершеннолетнего, поэтому АП выступает как копинг-поведение. При обучении другим (альтернативным) способам достижения цели потребность в ПАВ отпадает, и транзиторный вариант АП редуцируется. 2.2. При прогредиентном течении АП определяющим признаком является совокупность нарастающих по степени тяжести социальных, психологических и клинических критериев. При этом алкоголь или иное ПАВ становится ведущим мотивом употребления и отрывается от начальной мотивации. 3.1. Социально-психологическими факторами, влияющими на формирование прогредиентного типа течения аддиктивного поведения, являются: неполная семья; асоциальное поведение и злоупотребление родителей алкоголем; нарушенные отношения между ее членами (включая дефицит родительской эмпатии); отсутствие доверительных отношений с ребенком; воспитание по типу гипоопеки или противоречивой направленности родительских установок; преобладающий круг общения подростка с потребителями ПАВ в сочетании с различными формами девиантного или криминального поведения; невозможность удовлетворить свои актуальные потребности в сочетании с отсутствием устойчивых позитивных увлечений, склонностью к азартным играм и неспособностью к организации досуга; ранние половые связи; негативное отношение к учебе. 3.2. К прогностически значимым клиническим факторам, определяющим прогредиентную динамику аддиктивного поведения, относятся: наследственность, отягощенная алкоголизмом родителей; церебрально-органическая недостаточность резидуального характера; патохарактерологические реакции и ПХФЛ неустойчивого и демонстративного типов; дисгармоничный пубертатный криз; нарушенная самооценка в структуре аномальных свойств личности; алекситимия; антиципационная несостоятельность; субмиссивная и гедонистическая мотивация потребления ПАВ; предпочтительное употребление "тяжелых" наркотиков. 4. Ведущий тип (транзиторный или прогредиентный) динамики аддиктивного поведения определяет направленность и характер профилактических мероприятий по предупреждению злоупотребления ПАВ подростками и особенности их реабилитации. 4.1. При благоприятном (транзиторном) варианте течения аддиктивного поведения ведущими являются индивидуальные и групповые методы психологического воздействия на подростков (тренинги и психокоррекционная работа), воздействие на семью (консультирование и семейная психокоррекция), психопрофилактическая помощь педагогическому коллективу (консультирование, тренинги, психотерапевтическая поддержка специалистов образования), консультации при проведении воспитания через учебный предмет. 4.2. При прогредиентной динамике аддиктивного поведения комплексный характер профилактической помощи включает индивидуальные и групповые формы психотерапевтической работы с подростками, основанные на приемах и методах гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой, позитивной и клиент-центрированной психотерапии. В младших возрастных группах эффективным является использование директивного стиля работы психотерапевта, в старших возрастных группах - демократического. Профилактическая помощь семье включает консультативную, индивидуальную и групповую психотерапевтическую помощь взрослым членам семьи. Работа с педагогическим коллективом состоит из мероприятий, направленных на профессиональную подготовку и переподготовку специалистов образования в реализации программ антинаркотической профилактической работы. 4.3. Ведущую роль в работе с зависимыми подростками играют методы индивидуальной и групповой психотерапии с обязательным вовлечением в работу родительской семьи и ближайшего окружения. Роль педагогического коллектива заключается в содействии подростку в возвращении его в образовательную среду. 5. Системный характер профилактической помощи подросткам с формированием зависимости должен учитывать тип течения АП и обеспечиваться бригадной формой обслуживания во всех учреждениях, вовлеченных в оказание комплексной профилактической работы (центры психолого-педагогической помощи Министерства социальной защиты населения РФ; медико-психолого-педагогические консультации (МППК) Министерства образования РФ; специальные образовательные учреждения; реабилитационные центры). При бригадном обслуживании на основе принципа междисциплинарного взаимодействия специалистов (педагогов-предметников и социальных педагогов, школьных и клинических психологов, врача-нарколога и психотерапевта) мера ответственности каждого из них определяется соотношением социальных, психологических и клинических критериев, обусловливающих прогредиентность АП. В группах подростков с транзиторным типом течения АП приоритет отдается педагогическим методам воспитательного воздействия, осуществляемого специально обученным школьным психологом и социальным педагогом при консультативной помощи врача; при прогредиентном течении АП психотерапевтическая помощь осуществляется школьным и социальным психологом совместно с врачом-психотерапевтом. Профилактическая помощь в группе подростков с зависимостью осуществляется при ведущей роли врача-нарколога и психотерапевта и обязательно включает реабилитационный компонент.
|